логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Смена формы собственности Роман КульЧинский - «Контракты» №50 Декабрь 2004г.

Следующей осенью Украина может изменить форму собственности, превратившись в парламентско-президентскую республику.


8 декабря вошло в новейшую историю украинской независимости как день «большого пакета». Депутаты, всего раз нажав на кнопку, проголосовали сразу за:

— окончательные изменения в Конституцию, преобразующие Украину из президентско-парламентской в парламентско-президентскую республику;

— начало еще одной процедуры внесения изменений в Конституцию, предусматривающих усиление местного самоуправления;

— изменения в Закон о выборах президента и отставку прежнего состава Центральной избирательной комиссии.

Так произошло то, что политики называют компромиссом: Наша Украина поддержала конституционную реформу, а провластные фракции согласились на изменение состава ЦИК и Закона о выборах президента. Перед голосованием Леонид Кучма сообщил, что свершилось то, чего так жаждала оппозиция, — генпрокурор Геннадий Васильев подал в отставку, которую он намерен подписать. Обновленная Конституция вступает в силу с 1 сентября 2005 года, если до тех пор депутаты смогут внести изменения в Основной Закон, касающиеся местного самоуправления (3207-1). Иначе проголосованная политреформа начнет действовать с 1 января 2006 года.

Леонид Кучма начал настаивать на конституционной реформе почти сразу после парламентских выборов 2002 года. Давление, с которым Администрация Президента пыталась протолкнуть свою идею, год назад чуть не привело к исключению Украины из Парламентской ассамблеи Совета Европы. Основным противником реформы был Виктор Ющенко, поэтому некоторые из обозревателей даже высказывают мнение, что кризис последних дней был в интересах действующего Президента, который таким образом заставил Нашу Украину проголосовать за ограничение полномочий президента. Действующий Президент создал такую ситуацию, когда даже международные посредники требовали от лидера оппозиции голосовать за реформу.

Хотя ющенковцам и удалось выторговать отсрочки вступления закона в силу и право президента назначать глав государственных администраций, с переходом к парламентской республике роль президента в стране существенно уменьшится. Критики парламентской формы правления считают, что с ограниченными полномочиями новому президенту не удастся осуществить кардинальные переменены в стране. Вместо того чтобы реформировать государство, новый президент будет занят созданием и сохранением парламентской коалиции в свою поддержку. Учитывая, что премьера с новыми полномочиями мы получим до парламентских выборов 2006 года, его избрание и дальнейшее пребывание в должности будут сопровождаться интригами, противостоянием в парламенте и, как следствие, напряжением в обществе. В случае победы Ющенко пропрезидентские фракции будут делать все, чтобы накануне парламентских выборов создать свою правительственную коалицию с прицелом на использование админресурса. И еще интересный момент — лидер оппозиции в ходе избирательной кампании не раз предупреждал, что за неправедно приватизированные предприятия придется доплатить в бюджет. Теперь, очевидно, это обещание так и останется обещанием, коль скоро и с олигархами придется вести переговоры о формировании нового правительства.

Впрочем, оппозиционеры считают не все потерянным: «После вступления в силу изменений в Конституции на парламентских выборах 2006 года партия, созданная на базе Нашей Украины, победит и будет инструментом реализации программы Ющенко-президента. После 2006-го Ющенко как президент получит поддержку парламента и сможет делать такое, что не снилось Кучме, поскольку он будет опираться на Конституцию», — считает нашеукраинец Олег Рыбачук. Оптимизм в таких случаях для политиков обязателен, но до 21 ноября Виктор Ющенко рассчитывал на большую полноту власти. Кстати, сам Ющенко не голосовал за конституционную реформу.

Что они могут

Парламент

• Формирует правительство и выбирает премьер-министра. Большинство парламента образовывает правительственную коалицию, определяющую кандидатуру премьер-министра, которая уже с подачи президента утверждается парламентом

• Назначает и освобождает (по представлению президента) главу СБУ, главу Нацбанка, членов ЦИК, дает согласие на назначение и освобождение президентом генпрокурора, выражает недоверие генпрокурору, следствием чего является его отставка

• Назначает и освобождает председателя и членов Счетной палаты, уполномоченного Верховной Рады по правам человека, половину состава Совета НБУ, половину состава Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, половину состава Конституционного Суда, назначает судей бессрочно

• Отправляет правительство в отставку. Вопрос о недоверии может рассматриваться не чаще чем один раз в течение очередной сессии

• Депутаты, избранные по спискам, не могут переходить в другие фракции В случае исключения из фракции депутат теряет мандат

• Спикер парламента может выполнять обязанности президента в случае прекращения его полномочий

• С 2006 года парламент выбирается на 5 лет

Премьер-министр

• Глава исполнительной власти. Фактически лидер парламентского большинства

• Представляет в парламент состав Кабинета Министров, за исключением министра обороны и министра иностранных дел

Президент

• Распускает парламент в случае несостоятельности коалиции депутатских фракций в течение 60 дней со дня начала полномочий ВР определиться с составом Кабинета Министров

• Представляет парламенту кандидатуры министров обороны и иностранных дел

• Назначает председателей облгосадминистраций по предоставлению Кабмина

Президент лишается права:

• назначать премьера с согласия ВР

• назначать министров, руководителей центральных органов исполнительной власти, глав местных администраций по представлению премьера

• назначать с согласия ВР председателей АМКУ, ФГИУ, ГКТРУ

• увольнять премьера, руководителей центральных органов исполнительной власти, глав местных администраций

• отменять акты Кабмина

• ветировать изменения в Конституцию

• увольнять генпрокурора без согласия ВР

Компромисс компромисса

7 декабря. Нашеукраинцы отказываются голосовать за пакет, поскольку переговоры с Леонидом Кучмой об отставке Кабмина не имели успеха (интересно, что уговаривали снять Януковича не только международные посредники и спикер Владимир Литвин, но и руководитель фракции СДПУ(О) Леонид Кравчук). Депутаты от НУ подогревают страсти, рассказывая в кулуарах, что им теперь компромиссы ни к чему и что они выиграют выборы и с действующим ЦИК, и по старому закону. У социалистов сдают нервы — они обвиняют нашеукраинцев в нарушении договоренностей. 8 декабря. Оппозиция выступает с требованием отставки Генерального прокурора Геннадия Васильева — Президент обещает подписать заявление Васильева. Путь к компромиссному варианту открыт.

Новый состав ЦИК, квота

Ярослав Давидович —

председатель, Центр

Юрий Донченко, КПУ

Сергей Дубовик — секретарь, СДПУ(О)

Валентина Завалевская, Аграрии

Руслан Князевич, Наша Украина

Игорь Качур, Трудовая Украина

Андрей Магера, Наша Украина

Николай Мельник, заместитель председателя, БЮТ, новоназначенный

Михаил Охендовский, группа «Союз»

Анатолий Писаренко, Наша Украина, новоназначенный

Бронислав Райковский

Александр Чупахин, СПУ

Марина Ставнийчук, НДП

Жанна Усенко-Черная,

Единая Украина, новоназначенная

Валерий Шолудько, новоназначенный

В состав ЦИК не попали

Сергей Кивалов, экс-председатель ЦИК, Валерий Бондик и адвокат кандидата в президенты Виктора Януковича в Верховном Суде Елена Лукаш.


Голосование становитсЯ сложнЕе, НО ЧестнЕЕ

Голосование 26 декабря 2004 года

Территориальные и участковые избирательные комиссии формируются исключительно из представителей Ющенко и Януковича на паритетных основах

Членами комиссий могут быть жители других городов

Открепительных талонов изготавливается 0,5% от общего количества избирателей. Желающие проголосовать в другом городе на своем избирательном участке должны получить открепительный талон и до 12.00. 25 декабря зарегистрироваться в территориальной избирательной комиссии, на территории которой собираются голосовать. При выдаче открепительного талона в паспорте ставится соответствующий штамп, при голосовании этот штамп зачеркивается

Голосовать за пределами участка имеют право только инвалиды I группы. Шкатулку для голосования на дом должны носить представители обоих кандидатов

Голосование 21 ноября 2004 года

В комиссиях кандидатов представляли по два представителя, остальные — остались от выбывших кандидатов

Член комиссии должен был проживать только на территории территориального округа

Согласно предыдущему закону, открепительных удостоверений печаталось 4% от количества избирателей, контроль голосования за этими талонами был менее строгим

Голосовать за пределами участка имеют право все, кто предварительно подал в участковую комиссию соответствующее заявление

Контракты №50 / 2004


Вы здесь:
вверх