логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Нормативная блокада Андрей МАЙСТРЕНКО - «Контракты» №50 Декабрь 2004г.

Участие центральных органов власти в президентской гонке и политический кризис поставили под угрозу выполнение многих норм законов, вступающих в силу с нового года.


С 1 января 2005 года вступает в силу целый ряд законов, которые так или иначе меняют правила игры ведения бизнеса в Украине. Однако до сих пор к некоторым из них не утверждена, либо вообще отсутствует соответствующая подзаконная нормативка. Неповоротливость отечественных чиновников объясняется просто: предвыборная активность бюрократов, закончившаяся блокадой центральных органов государственной власти, не позволила им полностью сосредоточиться на выполнении своих прямых обязанностей. В результате практическая реализация законодательных новаций в лучшем случае окажется отложенной на неопределенный срок, а в худшем — создаст поле для злоупотреблений, не ограниченных рамками подзаконных нормативов.

Прежде всего стоит отметить, что с 1 января 2005 года начинает действовать Закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» № 1961-IV от 1 июля 2004 г. Его действие распространяется как на физических, так и на юридических лиц. Указанный закон предусматривает порядок заключения договоров страхования и определения страховых тарифов, выплаты страхового возмещения, а также устанавливает определенные требования к страховщикам. В соответствии с законом, Госкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг должна была принять соответствующие подзаконные акты. Но и до настоящего момента такие документы еще не приняты. В частности, должны были быть утверждены образцы страховых полисов и договоров обязательного страхования гражданско-правовой ответственности, а также условия для выдачи лицензий для страховщиков. В результате автовладельцы, не имеющие страховки, окажутся без вины виноватыми из-за бездействия уполномоченных госорганов.

Похожая ситуация складывается и с обязательным трудоустройством инвалидов. Согласно изменениям, внесенным в Закон Украины «Об основах социальной защиты инвалидов» от 15 июня 2004 г. (закон № 1771-IV), с 1 января 2005 года ужесточаются требования относительно норматива рабочих мест инвалидов на предприятиях. Так, минимальное количество работников на предприятии, при котором обязательно трудоустройство хотя бы одного инвалида, снижается с 15 до 8 человек. Этим же законом устанавливается размер санкций «за рабочее место, не занятое инвалидом» для таких предприятий в размере половины среднегодовой заработной платы на данном предприятии.

Кабинету Министров Украины в трехмесячный срок со дня опубликования этого закона предписывалось обеспечить принятие соответствующих нормативно-правовых актов. Однако насколько нам известно, на сегодняшний момент такие акты еще не приняты. А это значит, что в новом году целый ряд предприятий, ранее не подпадавших под действие указанного закона, окажутся в правовом вакууме. Так как согласно прежнему Порядку уплаты штрафных санкций (постановление КМУ № 1767 от 28.12.2001 г.), регистрироваться в отделениях Фонда защиты инвалидов обязаны предприятия с численностью работающих от 15 и более человек. Зато Фонд наверняка станет требовать уплаты штрафов со всех предприятий. Причем, руководствуясь буквальным прочтением новых норм закона, Фонд, скорее всего, потребует от «новичков» уплаты штрафов даже за созданные вакансии для инвалидов, на которые просто не нашлось желающих. Хотя подобная практика уже была признана незаконной постановлением Верховного Суда от 20 июля 2004 г.

Как отмечают юристы компании «Эрнст энд Янг» Валентин Белинский и Илья Мучник, из-за бездействия КМУ оказывается замороженным на неопределенный срок введение в действие норм закона «О государственной поддержке сельского хозяйства в Украине» № 1877-IV от 24 июня 2004 г. Этот закон определяет основы государственной политики в бюджетной, кредитной, ценовой, страховой, регуляторной и других сферах государственного управления, касающихся стимулирования производства сельскохозяйственной продукции и развития аграрного рынка, а также обеспечения продовольственной безопасности населения. Законом вводится понятие аграрного рынка, а также устанавливается порядок создания и деятельности аграрных бирж. Данным законом, в частности, предписывалось КМУ принять соответствующие подзаконные акты, однако до сегодняшнего момента правительство не выполнило это обязательство.

Таким образом, под угрозой может оказаться не только создание аграрных бирж, но и ценовая стабильность на данном рынке. Кроме того, с нового года начинает действовать принципиально новый Закон «Об экологической сети Украины» № 1864-IV от 24 июня 2004 г., которым детально регулируются отношения, связанные с формированием, сохранением и рациональным использованием экологической сети, состоящей, в том числе, из заповедных территорий. Закон окажет существенное влияние на регулирование земельных и связанных с ними правоотношений. Во исполнение закона Министерством охраны окружающей среды уже принят Порядок согласования природоохранными органами материалов относительно изъятия (выкупа), предоставления земельных участков (приказ № 434 от 05.11.2004 г.) для размещения объектов и т. д. Закон предписывает КМУ в течение года принять нормативные акты, отнесенные законом к его компетенции, что пока еще не выполнено, хотя справедливости ради надо отметить, что у правительства еще есть время все исправить, так как конечный срок выполнения этой работы наступит лишь через год после вступления в силу данного закона.

Но не только подзаконными актами живо наше законодательство. К примеру, 1 января 2005 года должен был бы вступить в силу Гражданско-процессуальный кодекс Украины от 18 марта 2004 № 1618-IV, однако, в соответствии с п. 1. переходных положений, это возможно не ранее вступления в силу Административного процессуального кодекса Украины. Поскольку последний правовой акт до настоящего времени не принят, вступление в силу нового ГПК откладывается на неопределенный срок. Причем назвать этот срок сейчас не берется никто, так как в настоящий момент парламентарии озабочены больше политреформой, нежели вопросами экономического развития государства.

Контракты №50 / 2004


Вы здесь:
вверх