логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Прибыльное беззаконие Вилен ВЕРЕМКО - «Контракты» №51 Декабрь 2004г.

ГНАУ требует уплатить налог на прибыль за 11 месяцев по правилам для полного налогового периода. Это требование противоречит налоговому законодательству, и его можно обжаловать в суде.


До 20 декабря все плательщики налога на прибыль предприятий должны подать налоговые декларации по итогам 11 месяцев 2004 года, а к 30-му числу рассчитаться с бюджетом. Так требует ГНАУ, ссылаясь на закон о госбюджете на 2004 год. Норма об уплате упомянутого налога за 11 месяцев этого года действительно содержится в Законе о госбюджете (ст. 83), а вот подача соответствующей декларации основным финансовым документом на этот год не предусмотрена. В то же время изменения, касающиеся 11-месячного периода уплаты налога в Закон «О налогообложении прибыли предприятий» не были внесены. Поэтому юристы настаивают на том, что требования налоговиков противозаконны, поскольку, в соответствии с Законом «О системе налогообложения», определять налоговые правила бюджетный закон не должен.

Незаконная декларация

В своем письме от 18 ноября 2004 года № 22545/7/15-1117 ГНАУ разъясняет порядок уплаты налога на прибыль по результатам 11 месяцев, что предусмотрено ч. 1 ст. 83 Закона о госбюджете-2004. Налоговики объясняют, что в соответствии с пп. 4.1.4 Закона «О порядке погашения...» налоговая декларация подается не позже 20 декабря с.г. А в соответствии с подпунктом 5.3.1 того же закона, не позже 30 декабря налогоплательщик должен заплатить сумму налогового обязательства, указанную в поданной декларации.

Однако старший партнер ЮФ «КМ Партнеры» Александр Минин и старший эксперт фирмы Александр Шемяткин говорят о необязательности подачи этой декларации. Ведь такого обязательства, помимо упомянутого письма, не содержит ни сама ст. 83 бюджетного закона, ни другие нормативные акты по вопросам налогообложения.

Налоговики утверждают, что в соответствии с пп. 5.3.1 Закона «О порядке погашения...» налогоплательщик «обязан самостоятельно оплатить сумму налогового обязательства, указанную в налоговой декларации...». Эта норма якобы указывает на то, что уплата налога предусматривает его предшествующее декларирование. Однако Александр Минин подчеркивает, что уплата налога и подача декларации — это разные понятия, и что из обязанности уплатить налог не следует обязанность подать декларацию.

Кроме того, он обращает внимание на пп. 4.1.6 Закона «О порядке погашения...», в котором указано, что если в специальном налоговом законе установлена обязанность предоставить декларацию, но не указан срок ее предоставления, то она направляется в сроки, предусмотренные для месячного налогового периода. Но эта норма не действует в случае, если этим специальным законом не предусмотрена подача декларации за определенный период. Законом о налогообложении прибыли подача декларации за 11 месяцев не предусмотрена. Соответственно данный подпункт не может быть применен в этом случае.

Более того, имеем случай, когда даже бюджетным законом декларирование не предусмотрено. А в соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции, никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.

Бюджетный кодекс — не налоговый

В конечном счете, и законность самого требования бюджетного закона об уплате налога на прибыль за 11 месяцев сомнительна. Ведь Закон «О системе налогообложения» предусматривает, что ставки, механизм взимания налогов и сборов и льготы по налогообложению не могут устанавливаться иными законами, кроме законов о налогообложении. Также указанный закон предусматривает, что изменения и дополнения к другим законам о налогообложении вносятся не позже чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного года и вступают в силу с начала нового бюджетного года. Отсюда следует, что ст. 83 Закона о бюджете на 2004 год вступит в силу не ранее чем в начале 2005 года.

Кроме того, ст. 15 Закона о налогообложении прибыли установливает, что ставки налога, льготы и объект налогообложения, порядок исчисления налогооблагаемой прибыли, сроки и порядок ее выплаты могут устанавливаться и меняться только путем внесения изменений в этот закон. Изменения касающиеся уплаты налога по результатам 11 месяцев 2004 года в закон внесены не были. Александр Минин указывает, что в соответствии с общими принципами построения системы налогообложения коллизия между нормами законов о бюджете-2004 и о налогообложении прибыли предприятий должна решаться в пользу норм последнего. Этот принцип подтвердила и Судебная палата в хозяйственных делах ВСУ в постановлении от 14.01.2002 г. о соотношении норм законов «О стимулировании развития сельского хозяйства на период 2001-2004 годов» и «О налоге на добавленную стоимость». Решение суда было вынесено в пользу специального налогового закона с аргументами, схожими с приведенными выше.

Следует также помнить, что пп. 4.4.1 Закона «О порядке погашения...» устанавливает, что «в случае, если... нормы разных законов... допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков... решение... принимается в пользу налогоплательщика».

Отметим, что ГНАУ предоставила Контрактам свои аргументы (см. Комментарии ГНАУ). Налоговики ссылаются на приоритетность норм Бюджетного кодекса над остальными законами. Однако Александр Минин указывает, что отношения между налогоплательщиком и налоговой не являются предметом регламентации Бюджетным кодексом, о чем свидетельствует и судебная практика. Следовательно, по его словам, в случае надлежащего обоснования налогоплательщиком своих объяснений, упомянутые аргументы налоговиков вряд ли позволят последним выиграть судебный процесс.

Что делать

Если ввиду объективных или субъективных обстоятельств предприятие так и не подало декларацию за 11 месяцев до 20 декабря, как того требуют налоговики, сумму налоговых обязательств за этот период можно просто не платить. Ведь, как указывалось выше, предприятие не обязано подавать декларацию за этот период, а следовательно, и не имеет согласованных налоговых обязательств. В то же время начисление пени и применение штрафных санкций связаны именно с неуплатой согласованных налоговых обязательств. Применение штрафов, предусмотренных Законом «О порядке погашения...», в случае самостоятельного определения налоговых обязательств контролирующим органом также неправомерно, поскольку оно связано с наличием налоговой декларации, а в нашем случае декларация, как и обязанность ее предоставить, отсутствуют.

Хуже, если декларация уже подана. В таком случае предприятие будет иметь согласованные налоговые обязательства и не сможет руководствоваться этими аргументами. Александр Минин советует таким предприятиям обратиться в налоговую с письмом об отзыве декларации как поданной ошибочно, и после того считать, что декларация не подавалась. Правда, и в первом, и во втором случаях гипотетически существует вероятность возбуждения уголовного дела на основании ст. 212 УК.

Тогда стоит вспомнить о постановлении пленума ВСУ от 8 октября 2004 г. № 15 «О некоторых вопросах применения законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей». В частности, в п. 2 постановления отмечено, что ответственность может наступать только тогда, когда механизм взыскания налогов определен законом о налогообложении — закон о бюджете не является законом о налогообложении. Правда, с этим не соглашается заместитель председателя ГНАУ Сергей Лекарь (см. Комментарии)

В любом случае эксперты «КМ Партнеры» с целью минимизации неблагоприятных последствий разногласий с налоговиками предлагают известить последних о своей позиции заранее, отметив при этом, что в итоге это не приведет к уменьшению налоговых поступлений в бюджет. По аналогии можно сослаться на споры, возникавшие относительно сроков уплаты налога на прибыль предприятий и НДС после вступления в силу Закона «О порядке погашения...» и решенные в пользу более поздних сроков, установленных этим законом.


Сергей Лекарь,

заместитель председателя ГНАУ:

— Основным законом на этот год является Закон о госбюджете, поскольку именно он вносит изменения в налоговые законы, в частности в Закон о налогообложении прибыли предприятий (на самом деле в ст. 83 госбюджета даже не упоминается название этого закона. — Ред.).

И это дает положительный эффект — предприятия могут правильно закрыть год. Им не надо ждать перерасчета для подведения итогов года, потому что сразу видно, выходят они на плюс или на минус. Что, в свою очередь, позволяет правильно планировать деятельность в следующем году.

А поскольку Законом о госбюджете внесены изменения в Закон о налогообложении прибыли, то и санкции будут применяться в соответствии с этим законом.

Наталья ХоцЯновскаЯ,

заместитель директора Департамента налогообложения юридических лиц, начальник Управления налога на прибыль и налоговых платежей ГНАУ:

— В соответствии со ст. 1 главы 1 раздела I Бюджетного кодекса Украины от 21.06.2001 № 2542 (далее — Кодекс) определено, что Кодексом регулируются отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджетов и рассмотрения отчетов об их исполнении, а также контроля за исполнением Государственного бюджета Украины и местных бюджетов.

Согласно абзацу первому п. 2 ст. 4 главы 1 раздела I Кодекса, при осуществлении бюджетного процесса в Украине положения нормативно-правовых актов применяются только в части, не противоречащей положениям Конституции Украины, данного Кодекса и Закона о госбюджете Украины.

Вывод о приоритетности норм Закона Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год подтверждает Министерство юстиции Украины в письме от 12.08.2004 № 20-9-7333.

Учитывая то, что уплата налога на прибыль по результатам 11 месяцев 2004 года установлена в соответствии со ст. 83 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2004 год», а также учитывая принцип верховенства права, определенный ст. 8 Конституции Украины, и положения абзаца первого п. 2 ст. 4 главы 1 раздела I Кодекса, согласно которым нормы отмеченного закона имеют приоритетность перед нормами других нормативно-правовых актов, Департамент налогообложения юридических лиц считает письмо ГНА Украины от 18.11.2004 № 22545/7/15-1117 правомерным. Таким образом, представляя отчетность по налогу на прибыль и выплачивая налог на прибыль по результатам 11 месяцев 2004 года, налогоплательщикам необходимо руководствоваться письмом ГНА Украины от 18.11.2004 № 22545/7/15-1117.

Контракты №51 / 2004


Вы здесь:
вверх