логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Дай миллиард! Наталья ЗАДЕРЕЙ, Дмитрий БОЯРЧУК (CASE-Украина) - «Контракты» №51 Декабрь 2004г.

Бюджетный процесс в Украине дошел до абсурда — при отсутствии оптимизма по поводу наполнения бюджета-2005 в его расходной части прописываются все более высокие цифры.


Критика, обрушившаяся на сентябрьский проект бюджета-2005, не помешала правительству на прошлой неделе представить на суд депутатов еще более популистскую версию сметы. Ухудшив прогноз роста ВВП с 8,7% до 6,5% и инфляции с 7,1% до 8,7%, правительство предложило уменьшить доходы по сравнению с предыдущим проектом на 2,5%, и вместе с тем увеличить расходы на 4,6%, а дефицит бюджета — в 2,2 раза. Ни политический кризис, ни экономическая дестабилизация не были сочтены преградой для увеличения расходов бюджета на 34% по сравнению с текущим годом.

Помимо рекордного дефицита в размере 11 млрд грн и соответственно наращивания госдолга ценой подобной щедрости грозит стать ускорение инфляции. Настойчивость правительства (пока еще Януковича) можно понять — его маневры ограничены обещанием всевозможных социальных благ (в том числе повышение пенсий до прожиточного минимума в 284 грн), от которых весьма неудобно отказываться накануне третьего тура выборов. Трудно также не согласиться с и. о. премьера Николаем Азаровым, призвавшим депутатов принять закон о бюджете на 2005 год как можно скорее. Однако если бюджет будет принят в нынешней редакции, следующему правительству придется бороться с ворохом экономических проблем.

Дефицитные доходы

Хотя в объяснительной записке к законопроекту говорится, что правительство обеспечило сбалансированность бюджета-2005 и реалистичность его показателей, судя по заложенным в документ цифрам, наполнение казны будет проблематичным. В последней версии проекта госбюджета-2005 правительство несколько ухудшило прогноз по налоговым поступлениям, улучшив при этом прогнозы неналоговых.

Тем не менее основной прирост доходов по сравнению с текущим годом ожидается за счет налоговой части. Например, правительство рассчитывает, что поступления от налога на прибыль предприятий возрастут на 34%, поступления от НДС — на 51%. Если по налогу на прибыль эти ожидания более-менее реалистичны, то по НДС — нет.

Планируется, что в следующем году поступления от налогов на прибыль предприятий составят 4% от ВВП. Такой показатель вполне достижим, особенно если вспомнить, что снижение ставки налога с 30% до 25% в 2004 году благотворно повлияло на декларируемые финансовые показатели предприятий. Примечательно, что в декабрьской версии бюджета прогноз совокупной налогооблагаемой прибыли предприятий улучшен с 57 до 62 млрд грн.

Подобный оптимизм в объяснительной записке обосновывается ожиданием роста производства для удовлетворения растущего внутреннего спроса и повышения конкурентоспособности продукции. Правительственные экономисты, конечно, не ошиблись, спрогнозировав, что возросшие социальные платежи создадут дополнительный спрос, однако не факт, что это повлечет за собой увеличение прибылей предприятий, ныне переживающих рост всевозможных издержек и сворачивание инвестиций.

Поступления по НДС предусмотрены на уровне 7,3% ВВП, что значительно превышает фактические доходы по этому налогу в 2003-м (5% ВВП) и ожидаемые доходы в 2004-м (6% ВВП). Поэтому такой план может оказаться непосильным для экономики, поскольку при том росте ВВП, который прогнозирует правительство, достичь запланированных поступлений от НДС можно только при отмене льгот по НДС. Однако в доработанной версии бюджета-2005 предлагается отменить НДС-льготы только для операций, связанных с перевозками пассажиров и грузов через территорию и порты Украины.

Поэтому уже сейчас можно предположить, что в случае прохождения нынешнего варианта бюджета в следующем году плательщиков НДС ожидает еще большее давление.

Несмотря на то что следующий год выдастся для экономики не самым удачным, в чем сходится большинство экономистов, перед бюджетом ставится весьма амбициозная задача — доходы государственного бюджета на уровне 21,4% от ожидаемого в 2005-м году ВВП. Для сравнения, в 2003-м доходы госбюджета составляли 21% ВВП, а в 2004-м ожидаются на уровне 19,6%. На что надеются в правительстве, совсем недавно трубившем об экономическом и бюджетном кризисе, непонятно. Не исключено, что ответом на вопрос является инфляционный налог — увеличение доходов бюджета за счет ускорившегося роста цен.

Впрочем, главной интригой предложенного бюджета является дефицит в размере 11 млрд грн (почти 3% ВВП, что не соответствует никаким международным нормам). Дефицитные рекорды обусловлены, в первую очередь, включением в расходную часть бюджета ранее не предусмотренных средств на адресные выплаты пенсионерам, не обеспеченным соответствующими доходами. Наименее проблематичным источником финансирования этого дефицита выглядит приватизация. Достичь планового показателя в 7 млрд грн Фонд госимущества сможет, если выставит на продажу хотя бы Укртелеком и Одесский припортовый завод.

Председатель ФГИУ Михаил Чечетов уверен, что крупные суммы можно выручить при продаже «Свердловск-» и «Ровенькиантрацит», а также госдоли в ЗАО Северодонецкий «Азот» и «Укртатнефть». «Это с лихвой покроет 7 млрд грн», — считает председатель ФГИ. Правда, при этом Чечетов делает поправку: «Для того чтобы выставить эти предприятия на продажу, по каждому из них необходимо принять политическое решение. Следует понимать, что по таким объектам, как Укртелеком и Одесский припортовый завод нет отечественных инвесторов, которые могут приобрести предлагаемые к продаже пакеты».

Менее радужные ассоциации возникают в связи с желанием правительства увеличить заимствования почти на 3 млрд грн. Дело в том, что обрастать долгами Украина будет на заметно ухудшившихся условиях. В частности, в связи с ускорившейся инфляцией в бюджете предусмотрено повышение доходности ОВГЗ, что влечет за собой повышение бюджетных затрат почти на 1 млрд грн. Уточнение прогнозных курсов доллара, евро и ставки LIBOR будут стоить 175 млн грн.

Интересно, что глава бюджетного комитета Верховной Рады Петр Порошенко уверен, что необходимые резервы для решения проблемы дефицита, которую навязывает стране правительство, все же есть. Среди потенциальных источников увеличения доходов бюджета Порошенко называет увеличение платы за использование недр, пересмотр рентных ставок и размеров экспортных пошлин на энергоносители, изменение уровня отчислений в госбюджет от прибыли госпредприятий.

Кроме того, по его словам, увеличить доходную часть госбюджета следующего года позволит переоценка результатов приватизации, проведенной в текущем году. В частности речь идет о Криворожстали и объектах Укррудпрома. Впрочем, на данный момент разговоры о возможном пересмотре результатов приватизационных конкурсов имеют исключительно политико-теоритические предпосылки.

Инновации для электората

Расходная часть в проекте государственного бюджета все так же напоминает рекламную брошюру крупного мецената: возросшее финансирование обещается малообеспеченным, пенсионерам, инвалидам, шахтерам, школьникам, студентам. Хотя разработчики проекта заявляют как о «социальности», так и об «инвестиционности» бюджета, цифры, задекларированные в документе, свидетельствуют лишь о неоправданно раздутых социальных расходах. При этом похоже, что во время предвыборной кампании желание правительства облагодетельствовать наименее обеспеченных только усилилось — расходы по статье «социальная защита» по сравнению с предыдущим проектом возросли более чем на 7 млрд.

Дополнительные 7 млрд грн достанутся Пенсионному фонду как ответ на заявления оппозиции о том, что расходы на доведение пенсий до прожиточного минимума в 284 грн в бюджете на 2005 год не предусмотрены. На 150 млн больше, чем в предыдущем проекте, предлагается предусмотреть для того, чтобы в следующем году ветеранам ко Дню Победы досталось по 50 грн. Зато отнять по паре сотен миллионов гривен предлагается у здравоохранения и образования.

Сохранилась в бюджете-2005 и его изюминка — 6,5 млрд грн на компенсацию обесцененных вкладов в бывшем Сбербанке СССР путем погашения задолженности граждан за всевозможные коммунальные услуги. Стоит отметить, что эта новость еще до принятия бюджета вылилась в ухудшение расчетов за коммунальные услуги. В то же время позитив такого рода компенсации — правительство рассчитается по старым долгам не прямым вручением денег в руки граждан (обычно побуждающим их бежать в обменники). Негативом является масштаб погашения. У исправных плательщиков расходы на коммунальные услуги уменьшатся на 20%, а значит — у значительной части населения появятся дополнительные свободные средства. И без того сомневающимся в стабильности гривни украинцам появление свободных денег по инициативе правительства не прибавит уверенности в покупательной способности национальной денежной единицы.

Вся «инвестиционность» госбюджета-2005 заключается в том, что к традиционно приоритетному топливно-энергетическому комплексу присоединился и аграрный сектор. Так, по сравнению с текущим годом, расходы на различные программы на селе предлагается увеличить в два раза. При этом в доработанном проекте бюджета аграриям предлагается почти на 200 млн грн больше. По миллиарду выделено на социально-культурное развитие села и аграрную науку, еще 0,5 млрд грн — на регулирование цен на определенные виды продукции.

Стоит отметить, что хотя в правительстве бюджет-2005 высокопарно называют бюджетом развития, в статье «Социальная защита и социальное обеспечение», исчез пункт, предусматривающий инвестиции на увеличение занятости населения. В статье «Развитие научного и научно-технического потенциала» не наблюдается ранее существующих расходов на развитие энергосбережения.

Кроме того, почти на 50% снизились расходы на «Обрабатывающую промышленность и другие сектора экономики», причем снижение произошло за счет вычеркивания из сметы проектов развития. Зато ни в одной из версий бюджета-2005 не обделена программа «Украинский уголь», не приносящая никакой отдачи, кроме политических дивидендов.

Что посеешь...

Особенностью бюджетного процесса текущего года является то, что он, как и вся экономика, оказался заложником политических игр. Власть в стремлении доказать свою заботу о гражданах готова пожертвовать их будущим благосостоянием (по долгам рано или поздно придется платить). Оппозиция, занимающаяся бюджетом в Верховной Раде, пока дальше критики правительственного проекта не пошла. Так, в объяснительной записке к доработанному проекту говорится, что парламентский комитет по вопросам бюджета в должное время не подготовил свои предложения. Заметим, что нежелание оппозиции заниматься бюджетом до победы своего кандидата, может обернуться либо вхождением в новый год без бюджета, либо секвестром расходов в следующем году.

Значительные расходы, которые намерено осуществить правительство, увеличат благосостояние граждан в реальном выражении только на незначительный период и в скором будущем будут скорректированы инфляцией. В то же время, проблема не в увеличении социальных выплат, а в масштабах данных выплат и в неудачно выбранном моменте для их осуществления. Основная угроза исходит от восприятия выплат населением — так называемых инфляционных ожиданий. Фактически, подогревание инфляционных ожиданий может нивелировать широко разрекламированный «социальный плюс», предложенный в проекте.

Разработанный проект бюджета на 2005-й год предлагает просто «хорошо погулять» в следующие полгода, что приведет к ускорению инфляции. Также будет упущен момент, когда нужно начать трудоемкую и ресурсоемкую подготовку экономики страны к ухудшению, уже так привычно благоприятной внешней конъюнктуры. Следствием принятия такой сметы будут серьезные проблемы с поддержанием, хотя бы на достигнутом уровне, благосостояния малообеспеченных граждан Украины через два-три года.

Бюджетное протаскивание

Правительство Украины предлагает утвердить до 20 декабря параметры государственного бюджета на 2005 год, касающиеся межбюджетных отношений и параметров местных бюджетов, а окончательно принять закон о госбюджете в период с 26 по 30 декабря.


Основные показатели бюджета-2005, млрд грн (проекты)
  Исходный проект Доработанный проект
Доходы 87,796 85,724
Налоговые 64,951 61,829
в т. ч. налог на прибыль 18,139 16,702
НДС 31,45 30,055
Неналоговые 20,295 21,551
Расходы 92,65 96,785
Социальная защита 25,01 32,46
В т. ч. отчисления в ПФ 5,07 12,07
Здравоохранение 3,6 3,41
Образование 9,99 9,77
Украинский уголь 4,51 4,41
Развитие аграрного сектора 8,175 8,399
Дефицит 4,973 11,029
Контракты №51 / 2004


Вы здесь:
вверх