логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Последний бой Роман КУЛЬЧИНСКИЙ - «Контракты» №51 Декабрь 2004г.

В третьем туре президентских выборов оказалось, что предыдущие разработки штабов кандидатов не дают возможности набрать дополнительные голоса и безоговорочно опередить соперника. И Виктор Янукович, и Виктор Ющенко обновили свои стратегии.


Янукович и оппозиция

Первым об изменении собственного позиционирования заявил кандидат от власти Виктор Янукович. Оказалось, что он также оппозиционер (что, очевидно, подтверждается назначением Тараса Чорновила руководителем штаба кандидата). «Нет у нас в Украине президента. Если вы видите, покажите, где он. Где он был во время этого оранжевого путча?», — эти слова стали лейтмотивом новой кампании Януковича.

Его нежелание покинуть премьерскую должность и одновременное утверждение о «позорной» власти, на первый взгляд, выглядят странно. Но объясняются довольно просто: своим сторонникам, которые, мягко говоря, недолюбливают действующую власть в лице Президента Кучмы, кандидат дает понять, что он и сам такого же мнения, а местным чиновникам, от которых зависит использование админресурса, посылается другой сигнал: несмотря ни на что, реальная власть остается у меня, и следует выполнять мои указания. Кстати, еще перед стартом кампании некоторые из украинских советников премьера предлагали ему повторить шаг Кучмы в 1994 году и баллотироваться после громкой отставки с должности главы правительства. Тогда и оппозиционность выглядела бы более естественно.

В рамках стратегии оппозиционности активно раскручивается тезис, что Янукович представляет не власть, а миллионы граждан, живущих на Востоке Украины и проголосовавших за него. Если сюда еще прибавить мифы о кровожадных бандеровцах, о том, что Восток содержит всю Украину («Майдан танцует, Донбасс — работает» — такой плакат висел в Донецке на митинге), то Ющенко не имеет ни одного шанса набрать новые голоса в вотчине премьера.

С этой точки зрения новая, оппозиционная тактика Виктора Федоровича эффективна и уже дает результаты. «Появились признаки того, что сторонники Януковича сами, без давления сверху начали выходить на митинги своего кандидата», — заявил Контрактам политолог Андрей Ермолаев. Проблема в том, что «выдвиженцу Донбасса» новых голосов она не прибавляет. Ведь, по словам политтехнологов, утверждение о Януковиче-оппозиционере в центре Украины, где обитает больше всего тех, кто еще до сих пор не определился, воспринимается как предельно циничное.

Параллельно меняется старый имидж Януковича на образ волевого политика, который может стукнуть кулаком по столу и не боится крепкого словечка. Если раньше он был либо елейно улыбающимся, либо приторно-официальным, то сейчас делает резкие заявления, его голос звучит решительно и проявляется определенная харизматичность. Кое-кто из обозревателей считает, что этот образ больше отвечает внутренней натуре премьера. Слова на грани приличия («Он (Ющенко. — Авт.) просто трепач», — заявлял Янукович) и манера общения отдалено напоминают Владимира Жириновского. По оценке экспертов, такое поведение вызывает восторг у части радикально антиющенковски настроенных жителей Востока, однако опять-таки отталкивает более мягких и толерантных избирателей Центра.

«Для многих избирателей в Киеве и на Западе Украины «настоящий» Янукович оказался шокирующим», — считает генеральный директор агентства «Интерактив PR Групп» Денис Богуш. Если при этом учесть активное использование антизападной и пророссийской риторики, то можно увидеть, что Янукович уверенно занимает место Петра Симоненко и Натальи Витренко. Понятно, что это не те амплуа, которые дадут возможность привлечь новые голоса. Из этого можно сделать вывод, что либо Янукович верит в то, что он победил честно и пытается всеми возможными средствами сцементировать свой электорат, либо не верит и поэтому активно работает на раскручивание себя и партии ради следующих парламентских выборов.

Ющенко и Восток

Команда Ющенко, по собственной терминологии, серьезно нацелилась на завоевание голосов в «юго-восточной дуге». Чтобы развенчать миф о своем лидере как о политике крайнерадикальных взглядов, была изменена риторика кандидата. С его стороны стало значительно меньше выпадов против власти. Хотя оппозиция и далее заявляет, что виновных в фальсификациях накажут, однако сразу уточняет, что «репрессий не будет». Более того, Виктор Андреевич предлагает определенный компромисс, говоря о том, что в новом правительстве найдется место представителям Донбасса. Окружение Ющенко перестало критиковать Кабмин и в унисон с и. о. премьера Николаем Азаровым говорит, что экономическая ситуация в стране нормализируется и кризис в прошлом. Такие высказывания характерны для представителей власти, а не оппозиции.

Цели продвижения на Восток подчиняются новые видеоролики кандидата с лозунгами «Украина — это мы», «Нам вместе строить будущее», «Мир вам». Разработчик агитационной стратегии Ярослав Лесюк рассказал Контрактам, что завершающий этап кампании направлен не столько на призыв голосовать за Ющенко, сколько на преодоление проблем, порожденных избирательной кампанией, в частности сепаратизма. В роликах используются кадры братания «оранжевых» и «бело-голубых» в Киеве. «В новой рекламе вы не увидите признаков соревнования или борьбы против кого-то, это не противостояние», — говорит Лесюк.

Направленность в послевыборное будущее должна создавать эффект неотвратимой победы кандидата, способный примирить рассоренную страну. На лозунг «Мир вам» сделан особый акцент, им заканчивается каждый ролик. По мнению нашеукраинцев, призыв к миру из уст человека, возглавившего революцию, будет иметь значительный эффект. Кроме того, как сознаются штабисты, чтобы революционный запал не перерос в неконтролируемые выступления, его нужно немного охладить. И «Мир вам» выполняет эту функцию.

Помимо новой серии телерекламы оппозиция задействовала технологии, которые до сих пор использовала только власть, — биллборды. Лозунг на них тот же, что и в конце телерекламы. Как сообщили Контрактам в штабе Ющенко, главный удар направлен на области, находящиеся на востоке и юге от Киева, за исключением Луганщины и Донетчины, которые считаются не очень перспективными в плане проющенковских голосов. На Западе Украины агитпродукции распространяется намного меньше, поскольку агитировать там уже нет смысла.


В спецпроекте Контрактов (№ 46) накануне голосования
21 ноября мы высказали рекомендации штабам обоихкандидатов.
Анализ свидетельствует, что по крайней мерештабисты
Ющенко наши пожелания учли
Рекомендации Контрактов Виктору Януковичу Учтено/не учтено
Расслабить Виктора Ющенко,
заставить поверить в свою победу
Специальные шаги не делались,
посколькуЮщенко и без того верил в
своюбесспорную победу
Продолжать усиливать мифоб
экстремизме оппозиции
Выполнено
Отказаться от теледебатов с Ющенко Проигноровано
Публично покаяться за пробелы в биографии Проигноровано
Рекомендации Контрактов Виктору Ющенко Учтено/не учтено
Снизить воинственную риторику Учтено
Отказаться от тактики публичного
разоблачениянехорошей власти
Учтено
Получить благословение Патриарха
Московского Алексия II
Велись переговоры с патриархом
УПЦ МП,однако безрезультатно
Бороться за избирателя на Востоке Украины,
тур по депрессивным районам Донбасса
Выполняется
Контракты №51 / 2004


Вы здесь:
вверх