логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Не зарплатой единой. Принципы комплектации социального пакета компании Ирина ПОЛИЩУК - «Контракты» №51 Декабрь 2004г.

Еще полтора года назад вовремя выплаченная зарплата была достаточным мотивационным стимулом, обеспечивающим работодателю лояльность наемных рабочих.


Сейчас, как утверждают кадровики, для привлечения и удержания ценного сотрудника стабильного оклада мало. А данные последнего исследования рекрутингового агентства «Анкор С. В.» выделяют среди причин высокой текучести кадров их недовольство социальным пакетом компании (или отсутствием соцпакета как такового).

На крючке человечности

Неразрывность производственного процесса и мотивации персонала наглядно продемонстрировали хотторнские эксперименты, начавшиеся, собственно говоря, с того, что руководство крупной американской компании, переживающей финансовый кризис, решило сэкономить. Прошелся гендиректор по цехам, провел рекогносцировку и объявил сотрудникам: мол, света у вас много, будем на электроэнергии экономить. Сказано — сделано. Половину лампочек выключили — производительность труда резко снизилась. Такая получилась экономия, что даже после реанимации освещения компания не вышла на прежние объемы производства. Пришлось гендиректору пригласить социологов, выяснивших, что на производительность труда персонала повлияло не освещение, а отношение...

В общем, заблуждаются трое топ-менеджеров (из семи опрошенных Контрактами), полагая, что на наемных рабочих можно экономить, и называя соцпакеты — «панськими витребеньками». Нет, мы не спорим: формировать социальный пакет для сотрудников или нет — личное дело каждого руководителя. Просто исполнительный директор бизнес-школы КИБИТ Юлия Веретельникова советует не удивляться тем работодателям, чьи наемные рабочие уходят к конкурентам на меньшие деньги, но лучшее отношение. Ибо, по словам эксперта, работать на собственника, забота которого о подчиненных сводится к наличию в офисе электрического чайника, психологически сложно.

Сказанное, впрочем, не означает, что работодатель должен удовлетворять потребности всех и вся в погоне за лояльностью персонала. Очевидно также, что социальный пакет (в отличие от размера зарплаты, соотношения полномочий и ответственности etc.) не является детерминантом лояльности персонала. И, тем не менее, значение соцпакета для компании сложно преувеличить — по сути, он является, с одной стороны, редким мотивационным инструментом, интегрирующим методы материального и нематериального стимулирования труда, а также добавляющим солидности фирме. С другой — системой мер, позволяющей не только удовлетворить потребности наемных рабочих, но и непосредственно повлиять на производственный процесс.

Обедают все!

Независимо от занимаемой должности, сытые сотрудники работают лучше, чем голодные. Дабы убедиться в том, что многие работодатели об этом не задумываются, достаточно в обеденное время посетить любой из столичных фаст-фудов — очереди желающих поесть, прямо как в горбачевские времена за «Московской» колбасой. Причем вряд ли мы ошибемся, предположив, что время, затрачиваемое на дорогу в общепит (и обратно), борьбу с себе подобными за порцию борща и поглощение оного, в полтора-два раза превышает нормированный обеденный перерыв. Грубо говоря, сотрудник, обедающий в фаст-фуде, ежемесячно тратит на удовлетворение естественной потребности в пище около двадцати часов рабочего времени. Допуская, что месячная зарплата работника составляет 1 600 грн и что таких сотрудников на предприятии — десять, несложно подсчитать, что ежедневно топ-менеджер теряет около 100 грн только на обедах своих подчиненных (а то и больше, если учесть, что денежный эквивалент результатов труда, по логике, превышает суммарную зарплату служащих).

Не случайно директор компании Orakliks Арина Жуквицкая рекомендует включить в соцпакет полностью или частично оплаченные обеды. Сделать это можно по-разному. Можно рискнуть и в целях экономии прибегнуть к услугам бабушек-кудесниц (из расчета 3,5 грн за порцию), можно — заказать обед в специализированной компании (по цене от 10 грн и выше), можно — отвести одну офисную комнату под кухню. Однако, в любом случае, сотрудники, обеспеченные провизией, в рабочее время будут выполнять свои непосредственные обязанности, а не разгуливать по городу. Экономическая выгода — безусловна.

Менее очевидно цель оправдывает средства в случае с медицинским страхованием. Наемные рабочие по достоинству оценят заботу работодателя об их здоровье, однако самый дешевый пакет корпоративного медицинского страхования, который удалось обнаружить Контрактам на столичном рынке, был оценен в $373 в год из расчета на одного сотрудника (при минимальном количестве страхующихся — 30 человек). Желающим не превратить офис в диспансер и вместе с тем сэкономить на здоровье наемных рабочих эксперты советуют следить за сводками Минздрава и прививать сотрудников в преддверии эпидемии. К слову, вакцинация против гриппа стоит порядка 50 грн.

Заботясь о здоровье сотрудников, нелишне подумать об их отдыхе. Речь идет не о скидках на путевки в санатории (это могут позволить себе разве что крупные компании, имеющие надлежащую социальную инфраструктуру), а прежде всего, об оплачиваемых отпусках. И уж совсем некорректно, нарушая трудовое законодательство, не пускать сотрудника в отпуск под угрозой увольнения — от работы, как известно, мрут не только кони. А вот совместные походы в спортзал, по мнению экспертов, способствуют оздоровлению коллектива (как в прямом, так и в переносном смысле слова «оздоровление»).

Каждому по потребностям

Разрабатывая социальный пакет, следует четко определить, какие именно услуги востребованы теми или иными категориями сотрудников. То есть не стоит предоставлять один и тот же пакет главному бухгалтеру, генеральному директору, водителю и курьеру. По меньшей мере глупо, к примеру, мотивировать начальника отдела, у которого есть собственный автомобиль, проездным на троллейбус. Или, наоборот, стимулировать «безлошадного» курьера оплатой амортизации автомобиля.

Кроме этого, по словам Веретельниковой, нужно учитывать тот факт, что запросы людей имеют свойство изменяться по мере их взросления. В частности, эксперт утверждает, что молодого перспективного специалиста легко прельстить возможностью получить второе образование (эту статью расходов, кстати, фирма может отнести на валовые затраты) и оплаченным посещением спортзала. Тогда как для состоявшегося профессионала (в возрасте от 27 до 35 лет) актуальными могут быть беспроцентные кредиты на покупку квартиры или машины — несмотря на затратность, этот способ является чрезвычайно эффективным в случае, когда компании нужно удержать ценного специалиста. Сотрудники старше сорока ориентированы, по мнению Веретельниковой, на лечение в санаториях и обучение детей за счет компании.

Оплаченный сотовый телефон (выдача которого, наравне с предоставлением личного автомобиля, еще три года назад свидетельствовала о «крутизне» компании) сейчас считается стимулом о двух концах: далеко не все сотрудники согласятся быть «на связи» 24 часа в сутки. Впрочем, в любом случае, прежде чем приступить к формированию соцпакета, целесообразно провести анкетирование сотрудников, определив их потребности. Сосредоточиться стоит на удовлетворении тех, которые совпадают с целями и возможностями компании.


Пакетные приоритеты*

 1. Выплата больничных

 2. Медицинское страхование

 3. Компенсация расходов на транспорт

 4. Обучение за счет компании

 5. Оплаченные обеды

 6. Предоставление бесплатной мобильной связи

 7. Бонусная система поощрений, премиальные

 8. Предоставление (частичная оплата) путевок в санатории

 9. Материальная помощь при бракосочетании, рождении ребенка и т. д.

10. Беспроцентное кредитование

11. Предоставление в служебное и неслужебное пользование автомобиля

12. Оплата амортизации собственного транспорта работника

13. Оплата проживания (для иногородних)

* По данным исследования Контрактов, опрошены 30 сотрудников десяти компаний

Татьяна ПЕТРУК,

начальник отдела по управлению персоналом и социальными вопросами ООО «ТД ТНК Украина»:

— Конъюнктура рынка занятости изменяется, далеко не всех сотрудников устраивает только высокий уровень заработной платы. Профессионалы все чаще требуют социальные гарантии. Мы предлагаем своим сотрудникам медицинское страхование и страхование от несчастного случая, доплаты на питание и подключение к корпоративной мобильной сети и обучение за счет компании. Определенные категории работников пользуются служебным автотранспортом, некоторым служащим, использующим свой автомобиль, мы оплачиваем амортизацию. Кроме этого, компания предоставляет материальную помощь семье сотрудника в случае рождения ребенка, а также смерти кого-то из близких родственников. Привлекательность соцпакета мы оцениваем регулярно. Сейчас особой популярностью пользуется медстраховка, включающая, среди прочего, СПА-процедуры, коррекцию зрения, обеспечение медикаментами, стоматологию, вакцинацию, витаминизацию и т. д.

Надежда БУРЛАК,

директор по персоналу

ТПК «Бест Лайн»:

— Бюджет компании не резиновый, повышать оклад до бесконечности невозможно, поэтому мы стараемся мотивировать людей при помощи социального пакета.

Политика компании разработана с учетом должностных обязанностей и уровня ответственности каждого сотрудника. Например, руководителям предоставляется служебный автомобиль или оплачивается амортизация их собственного транспорта, туристические путевки за границу, корпоративная мобильная связь и все то, что входит в обычный соцпакет. А именно — льготное питание в нашем кафе, оплата проезда на общественном транспорте, оплата больничных листов, $200 «на отдых», беспроцентное кредитование, выплата бонусов при вступлении в брак и рождении ребенка. Иногородним специалистам мы оплачиваем проживание в Киеве.

В перспективе намерены оплачивать путевки в летние лагеря для детей сотрудников компании.

Мотивация-оптимизация*

Бесплатное предоставление угля шахтерам и шахтерам-пенсионерам со стажем работы не менее 10 лет (нормы угольных субсидий устанавливаются Кабинетом Министров)

Расходы на приобретение литературы для информационного обеспечения хозяйственной деятельности и предоплату специализированных изданий

Расходы на профессиональную подготовку или переподготовку сотрудников в вузах Украины

Расходы на организацию праздников, покупку и распространение подарков, включая бесплатную раздачу образцов продукции (исключительно в том случае, если мероприятие проводится с рекламными целями)

Расходы на командировки (в командировках, как известно, работать не обязательно)

Расходы на содержание не подлежащих амортизации пунктов медосмотра сотрудников

Расходы на обязательное страхование жизни и здоровья сотрудника

Расходы на страхование сотрудника в негосударственных учреждениях (сумма взносов не должна превышать 15% от годовой зарплаты)

50% расходов на покупку ГСМ для легковых автомобилей и оперативную аренду автомобиля

Расходы на оплату работы персонала, в т. ч. в виде поощрений и премий, исходя из тарифных ставок

Расходы на мобильную связь и транспорт, если удастся доказать налоговикам, что это производственные расходы, связанные с ведением основной деятельности.

* Компоненты соцпакета, позволяющие увеличить валовые затраты предприятия (согласно Закону «О налогообложении прибыли предприятий»)

Контракты №51 / 2004


Вы здесь:
вверх