логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
В собственных сетях Анна ЧЕРЕДНИЧЕНКО - «Контракты» №51 Декабрь 2004г.

В следующем году наступит отчасти знаменательная дата для украинского ритейла: десять лет со дня открытия первого в Украине супермаркета. Следующий же год может положить конец триумфальному шествию отечественных торговых сетей по украинским просторам.


Разведка перед боем

Практически до 2002 года украинский рынок розничной торговли был менее интересным для акул сетевого бизнеса, чем, к примеру, Польша, Венгрия или Румыния. Компании выбрали последних, аргументируя свое решение высоким уровнем коррумпированности и «нецивилизованностью» украинского рынка.

Однако, благодаря ежегодному увеличению в Украине оборота розничной торговли (в прошлом году — $9,2 млрд, что выше аналогичного показателя 2002 года на 19,4%), отечественный ритейл стал приоритетным для инвесторов. По исследованиям консалтинговой компании AT Kearney, украинский рынок по привлекательности для глобальных сетей занял 11 место по итогам 2003 года. Как результат — в Украине на конец прошлого года из 800 магазинов современного формата 94 принадлежали иностранцам. При этом число потенциальных претендентов на торговые просторы Украины уже перевалило за десяток. Компанию «Billa Украина», «Metro Cash&Carry Украина», «Spar Украина» хотели бы составить такие иностранные ритейлеры, как литовский VP Market, венгерский CBA, португальский Jeronimo Martins, французкий Сarrefour, TESCO (Великобритания), российские «Перекресток», «Патэрсон», «Магнит» и «Рамстор» (под этой торговой маркой в Росссии работает турецкий Мigros). Ходят слухи о наборе персонала немецким HIT’ом и попытках договориться с местными поставщиками французским Auchan’ом. Еще недавно заявлял об экспансии в Восточную Европу менеджмент скандального Wal-Mart. По мнению экспертов, с течением времени этот список будет расширяться.

Правда, примерно с середины этого года практически все сетевые проекты были заморожены из-за ожидания президентских выборов. «В зависимости от результатов выборов, будет либо активизация, либо опять стагнация желания входить на украинский рынок — по крайней мере, мы знаем не одну компанию, которая прямо об этом заявила», — говорит президент Украинской торговой гильдии Вадим Непоседов.

Розничная национализация

Среди торговых сетей в лидерах все еще отечественные Fozzy, Фуршет, АТБ, ПИК и «Велика кишеня». Однако в целом украинские потребители, особенно в регионах, только в последние годы начали ориентироваться на покупку товаров повседневного спроса в супер- и мини-маркетах — доля охваченной ими украинской розницы ничтожно мала. По самым смелым подсчетам 2004 года, отечественным сетям может принадлежать не более 10-12% розничного товарооборота Украины. А данные консалтинговой компании Gfk-USM показывают, что в прошлом году доля Фуршета в объеме розничной продажи товаров повседневного спроса составляла 0,7%, сети «Сільпо» — 0,3%, Мегамаркет — 0,2%.

Одна из причин пока еще небольшой популярности супермаркетов, особенно в регионах, — ценовой фактор. «За такими товарами, как овощи, фрукты, мясо, покупатель идет к частным торговцам, не платящим за аренду и проверку качества своей продукции, соответственно, предлагающим товар по более низким ценам», — объясняет потребительскую психологию коммерческий директор ООО Квиза-Трейд Александр Прядухин.

Впрочем, украинские ритейлеры своих позиций иностранцам сдавать не собираются и активно работают над тем, чтобы их доля рынка только возрастала. На следующий год планы крупнейших операторов измеряются несколькими десятками магазинов современного формата. Основные усилия отечественные сети сейчас концентрируют на развитии самого востребованного потребителем формата convenient store, или «магазин у дома», «магазин по соседству» (см. Контракты, № 42), а также супермаркетах (магазинах с количеством касс от 4 до 15, по классификации Gfk-USM) и дискаунтерах (магазинах с относительно небольшим ассортиментом и невысокой наценкой на товар). А вот делать ставку на гипермаркеты (количество касс более 15), по словам Александра Прядухина, отечественные ритейлеры не будут: автомобилей у населения пока мало, а на своих двоих до торговых гигантов на выселках добраться сложно. Смущают отечественных сетевиков и сроки окупаемости таких проектов — порядка 8-10 лет. Собственно, у большинства украинских компаний, в отличие от зарубежных, попросту недостаточно финансовых ресурсов для открытия гипермаркетов. По последней причине формат Cash&Carry — мелкооптовые магазины для юридических лиц — в «арсенале» отечественных торговых компаний отсутствуют в принципе.

Борьба за песочницу

Главным препятствием для осуществления планов отечественных сетей может стать неуемное желание их зарубежных коллег завоевать украинский рынок. По мнению экспертов, экспансия иностранцев — серьезная угроза для отечественных операторов — лидеров рынка. Причин опасаться иностранцев у украинцев предостаточно. Ведь обороты ритейлоров из ближнего и дальнего зарубежья исчисляются, как правило, в миллиардах долларов, а европейские операторы, кроме прочего, имеют большой опыт построения сетей в целом ряде стран. Сетевой опыт у отечественных игроков рынка укладывается в рамки пяти лет. «Преимущество западных розничных сетей состоит, в первую очередь, в их опыте, позволяющем вести бизнес более эффективно, чем это делают местные операторы», — полагает эксперт Gfk-USM Максим Машляковский.

Второй существенный козырь глобальных игроков, также зависящий от опыта деятельности на рынке, — налаженные логистические схемы. Иностранцы, за счет экономии расходов и своевременной организации поставок, способны работать на низкой марже, чего отечественные сетевики позволить себе не могут. «Торговая наценка для всех украинских сетей, по данным Украинской торговой гильдии, из-за конкуренции составляет порядка 15%, однако, рентабельность наших компаний нередко находится на нулевом уровне. А западные ритейлеры, скажем, находящиеся в Прибалтике, работают с наценкой в 9%, при этом они все равно получают прибыль», — рассказывает заместитель главы УТГ Виталий Бойко.

Наличие оборотных средств у иностранных операторов, по мнению некоторых украинских ритейлеров, нередко приводит к выдавливанию местных операторов путем демпинга. «Они могут очень долго демпинговать — в формате супермаркета мы еще можем конкурировать, но у гипермаркетов совсем другие условия, другая рентабельность и окупаемость», — считает Александр Прядухин. Например, в 2002 и 2003 годах местные сетевики обвинили в демпинге компанию Metro Cash&Carry. Впрочем, доказать нарушение конкурентного законодательства так и не удалось.

Наконец, большие обороты позволяют иностранцам разживаться несколькими крупногабаритными сооружениями в одночасье и «выбивать» у местных поставщиков выгодные условия сотрудничества. Попросту говоря — диктовать цены. Тем более что игроки глобального рынка, в отличие от украинских собственников розничных сетей, не стремятся к немедленным прибылям — приоритетной задачей в первые несколько лет для них является закрепление и упрочение позиций на новом рынке. «В результате, украинская сеть по отношению к глобальной — ребенок в сравнении с атлетическим борцом — даже если этот ребенок находится в собственной песочнице, а борец пришел с другого двора», — констатирует Вадим Непоседов.

Впрочем, против такой оценки «дети» могут и возразить. По мнению Александра Прядухина, единственным неоспоримым преимуществом глобальных операторов является дешевый и длинный рубль. Логистические услуги украинцам и иностранцам пока предоставляют одни и те же местные организации, да и скидки у дистрибьютеров отечественные ритейлеры выбивать научились. И хотя опыт ведения бизнеса у местных сетей пока невелик, они быстро учатся. То, что ученики могут в короткий срок обойти учителей, доказано литовским опытом, считает Прядухин: «Лучшей сети, чем Vilnius Prekuba, я не видел ни на постсоветском пространстве, ни в Европе», — говорит специалист.

Польша vs Россия

К счастью для отечественных игроков Украина пока не настолько лакомый кусочек, чтобы сюда разом нагрянули иностранные компании и сразу же подмяли под себя весь рынок. «Пока они будут заходить по одному, поэтому у украинцев есть возможности защититься, подготовиться к вторжению или подготовить себя к выгодной продаже», — говорит Вадим Непоседов. Путем создания определенных форм общественного мнения, организации советов торговых центров для ведения общей политики сотрудничества с поставщиками, лоббирования своих интересов на законодательном уровне отечественные ритейлеры могут успешно защитить свои позиции от агрессивного вторжения иностранцев. Например, в России законодатели географически разделили сферы присутствия отечественных и иностранных операторов рынка розничной торговли, тем самым не уничтожив сети аборигенов и позволив торговать всем желающим иностранцам.

Украинский менеджмент пока не настолько агрессивный, как российский. Так, работа над проектом закона «О внутренней торговле», целью которого является защита украинских операторов розничного бизнеса от обладающих существенными стартовыми преимуществами западных сетей, ведется уже почти два года.

Противоположным российскому стал польский сценарий. На рынок Польши за несколько лет вошли все компании-сетевики из «первой десятки» (кроме американской Wal-Mart). Соответственно, торговые маржи резко снизились и польские сети оказались вынуждены продавать свой бизнес — практически все местные операторы ушли с рынка. В то же время, насыщение рынка и вхождение Польши в Евросоюз сделало местную розницу непривлекательной для зарубежных компаний и сейчас польские ритейлеры переживают второе рождение, охватывая сегменты, не занятые западными сетями.

Впрочем, большинство украинских ритейлеров в будущее смотрят с оптимизмом. Например, Александр Прядухин уверен, что к приходу «чужеземцев» готов и свою сеть считает застрахованной от происков конкурентов — по крайней мере, на некоторый период. «Велика кишеня» не намерена продаваться», — утверждает Александр Прядухин. Главным способом борьбы за покупателя, по его мнению, является повышение качества торговли и запуск собственного производства (у Квиза-Трейд — кондитерское, кулинарное, рыбное и мясное). А директор по маркетингу Fozzy Group Валерий Косенко считает, что при правильной кадровой политике украинцы смогут выдержать конкуренцию с мировыми лидерами.

Кроме того, на отечественном рынке уже стартовал процесс слияний/поглощений торговых операторов. Укрупнение, увеличение оборотов и, соответственно, «лишних» средств — одно из преимуществ ритейла на нынешнем этапе развития рынка. В частности, «Велика кишеня» в текущем году приобрела несколько магазинов, работавших под ТМ «Бегемот», «Сільпо» поглотила сеть «Тико-Маркет». На днях руководство компании «Центр Спар Украина» сообщило о намерении продать контрольный пакет акций австрийской финансово-инвестиционной группе. По мнению экспертов, нынешние собственники, не выйдя на запланированные результаты (доля Spar в киевской рознице небольшая), с помощью австрийского капитала также рассчитывают расширить сеть. Известно, что новый собственник инвестирует в создание магазинов под брендом Spar около $20 млн.

Однако эксперты рынка сомневаются, что поглощение украинских сетей иностранцами приобретет массовый характер. «Мы знаем об анализе рынка одной из иностранных компаний, желавшей купить украинскую сеть, и проводившей переговоры с каждым из отечественных крупных операторов розницы, — рассказывает Виталий Бойко. — Я не знаю, есть ли сети, которые не продаются в принципе, но представители западного оператора пришли к выводу, что в Украине нет ни одной торговой компании, которая, по их мнению, является товаром».

В любом случае, у крупнейших отечественных сетей, по мнению Максима Машляковского, есть все шансы «остаться на плаву» — но лишь при условиях оптимизации своей деятельности. Хотя, скорее всего, избежать снижения объемов продаж с приходом иностранцев им не удастся. А вот малышам и середнячкам, похоже, будет действительно туго. «Многим лучше продать свой бизнес или переформатировать», — советует Машляковский.

С другой стороны, Александр Прядухин считает, что, работая в различных форматах торговли, иностранные и украинские ритейлоры могут мирно сосуществовать еще долгое время. «Например, Metro Cash&Carry ориентирован на оптовика, а «Велика кишеня» — на конечного потребителя. В форматах супермаркета, «магазина у дома», отечественные сети также конкурентоспособны — приход Мetro на развитие украинских сетей практически не повлиял». Сегмент мегаформатных магазинов, по ожиданиям экспертов, полностью отойдет к иностранцам.


10 крупнейших розничных операторов мирапо итогам 2002 года
  Компания Страна происхождения Оборот
($ млрд)
Внутренние
продажи (%)
Зарубежные
продажи (%)
1 Wal-Mart США 244524 84 16
2 Carrefour Франция 64774 51 49
3 Ahold Нидерланды 59267 15 85
4 Kroger США 51760 100 0
5 Metro Group Германия 48561 54 46
6 Target США 43917 100 0
7 Tesco Великобритания 39521 82 18
8 Costco США 37993 84 16
9 Albertsons США 35626 100 0
10 Rewe Германия 35276 77 23
30 крупнейших компаний 1164187    
Мировой оборот 3484214    
Источник: www.planetretail.net

Рейтинг сетей Украины по торговому обороту в 2003 году
  Компания Название сетевых
торговых объектов
Оборот торговых
сетей компании
($ млн)
Город офиса
1 Fozzy Group Cільпо, Фора, Днепрянка,
Будь здоров, Фоззи
180 Киев
2 Гарантия-Трейд Фуршет 170 Киев
3 АТБ-маркет АТБ 160 Днепропетровск
4 Кстрейдинг Пик 124 Днепропетровск
5 Квиза-Трейд Велика кишеня 100 Киев
6 Billa Украина Billa 85 Киев
7 ТПГ Rainford Rainford 78 Днепропетровск
8 Таврия-В Таврия-В 70 Одесса
9 Центр Spar Украина Spar 60 Киев
10 Филадельфия Рорус 50 Одесса
Источник: www.ua-retail.com
Контракты №51 / 2004


Вы здесь:
вверх