логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Пенсионный передел Елена АНДРИЕНКО - «Контракты» №51 Декабрь 2004г.

Негосударственные пенсионные фонды намерены отобрать часть рынка у «лайфовых» страховщиков.


С 1 января 2005 года около двух десятков негосударственных пенсионных фондов начнут конкурентную борьбу за долгосрочные пенсионные накопления украинцев. Налоговые льготы для взносов в НПФ, вступающие в силу с этого дня, одинаковы для всех игроков рынка. Так что теперь все будет решать успешность бренда и профессионализм специалистов НПФ. Впрочем, взобравшись на пик высокой горы под названием пенсионная реформа, компании обнаружат, что они там не первые.

Уже почти три года компании, специализирующиеся на страховании жизни, реализуют различные пенсионные программы, и именно они составят конкуренцию НПФ на первом этапе становления рынка. Ведь страховщики предлагают вкладчикам услуги, которые, на первый взгляд, очень похожи на ведение пенсионных счетов — по достижению определенного возраста вкладчик может получать дополнительные к государственной пенсии выплаты. «Функцию негосударственных пенсионных фондов мы выполняем уже довольно давно и достаточно успешно», — отмечает председатель правления СК «АСКА-жизнь» Галина Третьякова.

На ее взгляд, страховым компаниям и НПФ в ближайшее время придется решать почти одинаковые проблемы: психологическая неготовность вкладчиков к долгосрочному сотрудничеству, дефицит инструментов для инвестиций, «черные» зарплаты.

Но предприятиям, знающим о налоговых льготах и уже готовящимся организовать для своих работников пенсионные программы, в любом случае нужно будет сделать выбор. При более пристальном изучении разница между продуктами, предлагающимися страховщиками и негосударственными пенсионными фондами, довольно велика. Достаточно упомянуть, что их деятельность регулируется абсолютно разным законодательством. Определенные ограничения инвестиционной деятельности, способствующие повышению надежности компаний, действуют и для СК, и для НПФ, но для пенсионных фондов они явно выше.

Выписывая законодательство, депутаты, памятуя о скандальных трастах, сделали все, чтобы пенсионные счета не стали предметом финансовых спекуляций. «Быстрое получение сверхприбыли любой ценой не является главной задачей пенсионного фонда. В первую очередь, он должен обеспечить защиту накоплений от инфляции, их стабильное приумножение и надежную сохранность», — говорит генеральный директор компании по управлению активами и администрированию пенсионных фондов Укрсоц-Капитал Сергей Савчук.

Основное же отличие механизма работы НПФ от лайфовой страховой компании, по его словам, в том, что пенсионный фонд привлекает профессиональные компании по управлению активами (КУА), которые предоставляют фонду услуги по инвестированию пенсионных активов с учетом ограничений, установленных законодательством и инвестиционной декларацией этого фонда. Один НПФ может привлечь несколько КУА, предоставив им право управлять определенной частью своих активов. Если управляющая компания нарушит требования законодательства или инвестдекларации, она обязана возместить фонду причиненный ущерб. Совет НПФ получает полную информацию о всех операциях, совершенных КУА. Такой механизм позволяет достичь максимального эффекта при минимальных рисках.

В случае же со страховыми компаниями все риски сосредоточены в одном офисе. Размещением собранных средств занимаются специалисты самой страховой компании. При этом отсутствует публичная политика инвестирования и не устанавливаются жесткие ограничения по видам активов и их долям. Клиент страховой компании не может получить детальный отчет об операциях, совершенных за счет его взноса.

В России, где пенсионная реформа опережает украинскую примерно на год-два, проблему конкуренции между страховщиками и НПФ не решили до сих пор. Там сначала создали рынок, при котором ни те, ни другие не были довольны видимым равноправием, а затем и вовсе создали перекосы в сторону накопительной системы государственного пенсионного фонда. Украинское законодательство в сфере НПФ, по оценкам специалистов, более качественное, чем российское. Тем не менее ситуации, когда свои пенсионные программы одному клиенту предложат СК и НПФ, наверняка будут встречаться часто. Директор Центра негосударственного пенсионного обеспечения Международного института бизнеса Александр Ткач предложил даже создать единое законодательство для лайфовых компаний и пенсионных фондов, чтобы они работали в одном правовом поле. Но страховщики восприняли эту идею в штыки. «У каждой компании свои планы, и какие-то общие программы могут только навредить рынку», — заявила президент страховой компании «Скайд-Вест-Жизнь» Светлана Липчинская.

Так что на первом этапе формирования рынка пенсионного обеспечения сами клиенты будут определять, с кем иметь дело. Выбор нужно сделать между молодой системой НПФ, при этом отличающейся высшей степенью надежности, и страховыми компаниями, имеющими некоторый опыт, но их способность реализовать долгосрочные программы в большей степени зависит от порядочности руководства СК. Кроме того, необходимо учитывать, что клиенты страховых компаний, заключая договоры долгосрочного (накопительного) страхования, не могут в любой момент расторгнуть договор страхования и получить всю внесенную сумму или перевести ее в другую страховую компанию — существует выкупная сумма. В первые два года она вообще равна нулю, то есть расторгнув договор, клиент не получит ни копейки. В следующие годы выкупная сумма постепенно возрастает. При заключении договора на 15 лет она может достичь 100% через 10-11 лет. Таким образом, клиент оказывается привязанным к страховой компании на многие годы. Если же такая ситуация возникает в НПФ, то по законодательству владелец пенсионного счета просто переводит полную сумму в другой фонд, на свое усмотрение.

Впрочем, проблема конкуренции между лайфовыми компаниями и пенсионными фондами, скорее всего, будет актуальна лишь на первом этапе формирования рынка. Уже сейчас в парламенте активно дискутируются идеи ведения обязательных отчислений всех украинских предприятий в НПФ, одновременно с уменьшением общей налоговой нагрузки на фонд заработной платы. По прогнозам самих депутатов, произойти это может в 2006-2007 годах. С этого момента, очевидно, проблема потеряет актуальность, поскольку при таких правилах игры негосударственные пенсионные фонды будут озабочены лишь конкуренцией между собой.


Негосударственные пенсионные фонды Украины*
Название НПФ Город регистрации Дата регистрации
в госреестре
1. НПФ «Украина» Киев 18.03.04
2. НПФ «Взаємодопомога» Киев 30.03.04
3. НПФ «Национальный» Киев 06.04.04
4. «Первый Украинский НПФ» Киев 29.04.04
5. НПФ «Автоальянс» Киев 02.07.04
6. Открытый НПФ «Приватфонд» Днепропетровск 03.09.04
7. Корпоративный НПФ «АТ ВАБанк» Киев 17.09.04
8. Первый национальный открытый ПФ Киев 12.10.04
9. Открытый НПФ «КапиталЪ» Киев 12.10.04
10. Открытый НПФ «Довіра-Україна» Киев 15.10.04
11. Открытый НПФ «Социальный стандарт» Киев 19.10.04
12. Корпоративный ПФ «Стирол» Киев 19.10.04
13. Открытый НПФ «Дністер» Львов 26.10.04
14. Открытый НПФ «Национальный» Киев 26.10.04
15. Открытый НПФ «ВСІ» Киев 29.10.04
16. Открытый НПФ «Слобожанщина» Сумы 29.10.04
17. Открытый НПФ «Украина» Киев 09.11.04
18. Открытый ПФ «Пенсионный резерв» Киев 18.11.04
19. Открытый НПФ «Укрсоцфонд» Киев 03.12.04
*По состоянию на 03.12.2004

Развитие рынка страхования жизни
  I полугодие 2003 г. I полугодие 2004 г. Темпы роста
Страховые премии 23,8 млн грн 73,3 млн грн 308%
Страховые выплаты 1,3 млн грн 3,6 млн грн 276%
По данным Госкомиссии по регулированию рынка финансовых услуг
Контракты №51 / 2004


Вы здесь:
вверх