логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Строптивая автогражданка Вилен Веремко, Вадим Кульпинов, Оксана ПашкевиЧ - «Контракты» №52 Декабрь 2004г.

С 1 января вводится обязательное страхование ответственности автовладельцев. Однако с приобретением страхового полиса можно подождать, по крайней мере, до апреля.


В преддверии повышения цен на обязательное страхование гражданской ответственности, у многих водителей появилась идея купить страховку на год вперед, не дожидаясь 1 января, когда наличие страхового полиса станет обязательным и его цена удвоится. Желание сэкономить привело и сотрудников Контрактов в офис ближайшей страховой компании. Приобретая полис автогражданки, мы попытались выяснить у менеджера, что же будет с этой страховкой после Нового года. «Мы немного в подвешенном состоянии, пока точно ничего сказать не могу, — ответила менеджер. — Сейчас многие приостановили продажу этого вида страховок». Однако мы не отставали, поскольку щедрость не является нашей основной добродетелью, и продолжали выспрашивать, так будет действителен годичный страховой полис, купленный за 139 грн, или нет? После некоторых колебаний девушка сообщила нечто весьма интересное, заметив, что наверняка никто ничего не знает, но ходят слухи...

Оказывается, в среде страховщиков поговаривают, что в связи с тем, что новым ЗАКОНОМ установлена новая форма бланков, приобретенный полис придется обменять. Причем, скорее всего, с доплатой...

«Как так! — возмутился один из нас. — Это все равно, что спустя полгода после покупки шкафа ко мне придут люди и потребуют доплаты, потому что за это время мебель подорожала!»

В общем, нам стало немного обидно, что после заключения сделки, условия которой действительны в течение года, страховая компания может менять условия, а простые смертные автовладельцы — нет. Причем все СК прекрасно знают, что деваться нам некуда и в конечном счете придется заплатить за право свободно передвигаться и 400 грн, и 1000 грн.

«Вы не волнуйтесь, это всего лишь слухи, пока нет ни одного решения на этот счет», — успокаивала нас сотрудник компании. В результате, двое журналистов Контрактов все же купили полисы обязательного страхования старого образца...

Безответственный долг

Итак, с нового года вступает в силу Закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». Документ должен заменить постановление КМУ от 28 сентября 1996 г. № 1175, в соответствии с которым автостраховка обязательна, но штрафов за невыполнение этой обязанности не предусмотрено. Закон меняет правила страхования и, главное, вводит ответственность автовладельцев за отсутствие страховки. Впрочем, норма об ответственности (п. 21.4 ст. 21 закона) вступает в силу только с 1 апреля следующего года. Управляющий партнер юридической фирмы «Лавринович и партнеры» Максим Лавринович так прокомментировал эту ситуацию: «Срок вступления закона в силу пока не изменен, но документ предусматривает разработку ряда подзаконных актов, которые сегодня не приняты. Хотя это не значит, что закон не действует как таковой, но механизм его реализации отсутствует, до момента принятия указанных документов». Поэтому с 1 января и, наверное, до апреля, по-прежнему будет действовать постановление Кабмина № 1175, которое никто пока не отменял. Значит, внезапных изменений не будет. И это уже хорошая новость.

Однако с 1 апреля, как советуют юристы, чтобы не иметь забот с работниками ГАИ, все же придется приобрести новый полис. Максим Лавринович говорит: «Во-первых, законом предусмотрены иной порядок и условия осуществления обязательного страхования, нежели в постановлении Кабмина, а во-вторых, закон не предусматривает освобождение от обязанности заключения нового договора для лиц, уже имеющих действующие договоры страхования, заключенные на условиях постановления». То есть, по словам юриста, наличие договора старого образца не может считаться выполнением требований закона.

Юристы говорят о возможности сценария, по которому страховые компании будут предлагать владельцам старых полисов прекратить их действие и с доплатой заключить новый договор страхования. Отметим, что действующим постановлением предусмотрена процедура прекращения договора по требованию страхователя за 30 дней до даты прекращения действия договора страхования. В таком случае страховщик возвращает часть страхового платежа в зависимости от периода, оставшегося до завершения срока действия договора, но... с удержанием 20% этой части. В то же время страховщики допускают возможность совместного существования старого и нового полисов. В частности, президент УСК «Гарант-АВТО» Юрий Лахно говорит: «Возможны два варианта. Один — вы сдаете старый полис, вам досчитывают тариф, и вы получаете новый. Второй — кроме старого, купить новый полис. И если придется получать возмещение страхового случая, то и по второму договору страхования тоже».

Цена спокойного сна

Сегодня уже можно говорить об ориентировочной стоимости новых полисов. Госфинуслуг утвердила базовый платеж в 291,5 грн, который в сумме с разными коэффициентами составит полную цену страховки. Повышающие коэффициенты, в соответствии с законом, зависят от города, где регистрируется машина, объема двигателя и т. п. Отдельно предусмотрены повышающие и понижающие коэффициенты в зависимости от опыта вождения автовладельца, количества ДТП по его вине. Кроме того, коэффициенты будут зависеть от типа страховки. Госфинуслуг разработала и в ближайшее время утвердит проект положения об особенностях использования новых страховых полисов. Он предусматривает введение трех видов полиса: 1) страхование ответственности любого водителя определенного автомобиля (например, если машина используется различными людьми); 2) страхование ответственности конкретного лица, указанного в полисе; 3) страхование ответственности лица или одного из лиц, указанных в полисе. Следовательно, годовая страховка легковушки объемом двигателя до 1600 куб. см в Киеве составит 371-557 грн, в населенных пунктах численностью жителей более 1 млн чел. — 297-464 грн, от 500 тыс. до 1 млн — 247-371 грн. А вот если вас остановят гаишники и обнаружат отсутствие полиса обязательного страхования, то штраф составляет 8,5-17 грн.

Учитывая довольно небольшие штрафы (и соответственно небольшие возможные взятки), основной мотив приобретения страховки, по мнению законотворцев, заключается в возможности получить компенсацию при наступлении страхового случая. Законом установлены лимиты — суммы, в пределах которых могут быть выплачены компенсации пострадавшим по вине страхователя за период действия договора. За ущерб имуществу предусмотрена максимальная сумма выплат 25,5 тыс. грн на одного пострадавшего, за ущерб жизни и здоровью потерпевших, — 51 тыс. грн на одно пострадавшее лицо. Но эти лимиты могут увеличиваться по желанию страховщика. При каждом страховом случае лимит снижается на сумму выплаченных застрахованному лицу средств, а если лимит исчерпался к окончанию срока действия договора, страховщик может требовать заключения другого договора с уплатой очередного взноса.

Кроме того, законом установлена франшиза в размере 510 грн, которую платит виновник пострадавшему из собственного кармана в случае причинения им материального ущерба. Все, что набежало свыше, платит уже страховщик. В случае причинения ущерба жизни или здоровью — франшиза не применяется.

Страховка пешком до Киева доведет

Очевидно, что наличие или отсутствие страхового полиса прежде всего должно тревожить работников ГАИ. Отныне это станет головной болью еще и пограничников, ведь именно на них возложен такой контроль при пересечении границы транспортными средствами. Пока пограничники не берутся давать оценок эффективности описываемых изменений. И больше всего забот ожидается на украинско-российской границе. Хотя нынешнее правительство на каждом шагу декларирует желание сближения Украины и России, на практике оказалось, что водителям-россиянам просто перекрыли въезд на территорию Украины. Парадокс заключается в следующем. Купить международную страховую «Зеленую карту» (см. Справку Контрактов) на территории России гражданин России не может, поскольку эта страна не входит в международную систему автомобильного страхования. Украинский полис в России также не купишь — заключение внутренних договоров гражданско-правовой ответственности страховщиками Украины за пределами Украины законодательством также не предусмотрено. А пограничники уже готовят первоянварский сюрприз нашим восточным соседям — «стоянку» на границе. В соответствии с законом, водителя без страхового полиса пограничник должен задержать на контрольно-пропускном пункте. И эта норма должна заработать уже 1 января. Дальнейшее движение машины допускается только после заключения договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности. В то же время ст. 14 п. 4 закона запрещает заключение договоров страхования гражданско-правовой ответственности в зонах пропуска через государственную границу.

То есть очередей на границе не избежать. Теоретически автомобиль, владелец которого не имеет соответствующего полиса, должны задержать на линии паспортного контроля. Водителю придется пешком пересечь границу и перейти в сервисную зону на территории Украины для заключения договора страхования. Из закона не совсем ясно, как далеко придется идти к ближайшему пункту продажи страховок (на каком расстоянии от границы их можно продавать). К тому же не факт, что на 1 января они вообще будут установлены вблизи всех пунктов пропуска. Следует напомнить, что для оформления одного автомобиля отводится всего 2 минуты. А за умышленное затягивание процедуры можно и по шапке получить. Поэтому сапоги-скороходы в подарок родственнику-москвичу в этом сезоне будут как нельзя кстати.

Вряд ли пограничной службе удастся выполнять все требования закона в полном объеме. По словам начальника отдела организации пограничного контроля администрации Государственной пограничной службы Украины полковника Сергея Притулы, вероятнее всего, первое время без страховых полисов все-таки будут пропускать инвалидов, ветеранов и других льготников.

Наверное, все прочие категории водителей тоже будут пропускать, хотя не исключено, что за банальные взятки. Какими суммами будут оперировать, пока сказать тяжело, но вряд ли это будут большие деньги. Например, как рассказал нам один из предпринимателей, на западной границе пограничники довольствуются пятью гривнями за то, что выпускают из Украины без «Зеленой карты». За въезд в страну водители уже готовы предлагать 10-20 грн.

Автогражданка отменяется?

Таким образом, из-за физической невозможности выполнять новый Закон госслужащие (в частности, пограничники) будут вынуждены игнорировать ряд норм документа и по крайней мере до весны реальных перемен не произойдет. Более того, в Верховной Раде уже зарегистрирован законопроект о перенесении срока вступления закона в силу на 1 июля 2005 года. Пока сложно предугадать судьбу законопроекта. Но все это позволяет прогнозировать, что до весны вряд ли у кого-то возникнет необходимость приобрести страховой полис нового образца.


Что делать при ДТП

1. Вызывать ГАИ.

2. Обменяться информацией об участниках ДТП.

3. Принять все необходимые меры по предотвращению убытков или их снижению.

4. Сообщить о ДТП страховщику (по законодательству, сделать это необходимо в течение трех рабочих дней. Однако страховщики советуют сообщать им немедленно, что позволит и пострадавшему, и страховой компании минимизировать убытки и быстрее уладить конфликт).

Справка

«Зеленая карта» — международная система обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств перед третьими лицами. Была введена в начале 50-х годов в странах ЕЭС, а свое название получила за изначальный цвет страхового полиса. Сегодня система насчитывает 31 страну Европы, ряда средиземноморских и североафриканских стран. Сюда же входит и Украина. Страны — участницы соглашения о «Зеленой карте» приняли на себя обязательства признавать на территории любой из стран страховые полисы гражданской ответственности в международном автомобильном содружестве, приобретенные в их странах.

Контракты №52 / 2004


Вы здесь:
вверх