логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Деньги — диплом — деньги Наталья ЗАДЕРЕЙ - «Контракты» №52 Декабрь 2004г.

В Украине рентабельность инвестиций в образование ниже доходности банковских депозитов.


Прибавка к зарплате, на которую может рассчитывать выпускник западной бизнес-школы, является одним из основных ориентиров при выборе программы МВА. Американцы и европейцы, зачастую обучающиеся в кредит, придают окупаемости инвестиций в образование огромное значение — при составлении рейтингов бизнес-школ, прежде всего, учитывается процентный рост зарплаты их выпускников. По подсчетам журнала Forbes, среднегодовой доход выпускника Гарварда через пять лет после окончания школы превышает расходы на обучение и зарплату до поступления на $150 тыс. А доходы выпускников Уортона, Колумбийской и Йельской бизнес-школ увеличиваются вдвое.

В Украине окупаемость инвестиций в диплом «магистра делового администрирования» деньгами не измеряют. Оценить рентабельность образования не позволяют отсутствие объективной статистики о доходах обучающихся, высокий удельный вес преуспевающих граждан среди студентов, а также недоразвитость рынка труда. Как правило, качеством человеческих ресурсов всерьез озабочены лишь динамично развивающиеся компании, работающие в условиях жесткой конкуренции и борьбы за прибыль. Поэтому неудивительно, что в Украине рентабельность инвестиций в знания ниже, чем в развитых странах и даже в России. Специалисты Консорциума экономических исследований и образования выяснили, что диплом магистра в Украине приносит отдачу в размере порядка 6% годовых (меньше доходности банковского депозита), тогда как в развитых странах этот показатель составляет 10%.

Удачный исход

Дипломированные магистры делового администрирования, по данным украинских бизнес-школ, наиболее востребованы в компаниях, производящих товары народного потребления, банках и консалтинговых учреждениях. Повышенным вниманием к образовательному уровню персонала отличаются транснациональные корпорации и структуры с иностранным капиталом. Однако если раньше за знания, приобретаемые сотрудниками, платили преимущественно компании, то сейчас растет число студентов, оплачивающих обучение из собственного кармана. Типичный слушатель отечественной бизнес-школы — это преуспевающий предприниматель с одним (двумя) высшими образованиями и, в отдельных случаях, с ученой степенью.

Таким образом, популярность программ МВА объясняется не только тягой к знаниям. Как признаются сами магистры делового администрирования, в бизнесе сформировалась прослойка управленческих должностей, занять которые, не имея степени МВА, практически невозможно. По словам заведующей научно-методическим отделом Международного института менеджмента (МИМ-Киев) Ирины Тихомировой, абитуриенты школы рассчитывают на знания, связи, которые им обеспечивает закрытый клуб выпускников, а также на продвижение по службе.

Собственники компаний, ощущающие нехватку знаний по мере развития бизнеса, также садятся на скамью обучаемых. Появление в их команде маркетологов и финансовых менеджеров вынуждает владельцев предприятий повышать свой образовательный уровень, дабы грамотно координировать и понимать специфику деятельности подчиненных. Помогают собственникам и идеи, почерпнутые в стенах вузов. В частности, Тихомирова утверждает, что в истории МИМа были случаи, когда обучившиеся успешно продавали свой бизнес и начинали новый. А академический вице-президент Международного института бизнеса (МИБ) Александр Мертенс приводит пример, когда выпускник МИБа, собственник компании, подсчитав эффективность инвестиций в обучение, вышел на показатель рентабельности в 1000%.

Для управленцев, не являющихся собственниками, программы МВА — это новые связи и возможности для карьерного роста. Весьма показательно, что более половины наемных менеджеров — студентов МИМа — меняют работу в процессе обучения. Причем такая тенденция, по словам Тихомировой, обусловлена знакомствами и обретением полезных контактов именно во время учебы. Выпускница школы Ирина Козаченко (ныне — заместитель председателя правления ЗАО «Биофарма» по финансовым вопросам) рассказывает, что около половины ее одногруппников перешли на более высокооплачиваемую и престижную работу без отрыва от обучения. При этом отдельным студентам удалось удвоить уровень своих доходов.

Сказанное, естественно, не означает, что рентабельность образования в МИМе сопоставима с экономической эффективностью обучения, к примеру, в Йельской бизнес-школе. «Образование помогло мне понять, что я в состоянии руководить людьми и могу дорасти до уровня генерального директора. Я узнала, как решать вопросы, не связанные сугубо с моим направлением деятельности, почувствовала, что могу быть полноправным членом совета директоров», — говорит Козаченко, занимавшая до обучения должность финансового директора на небольшой кондитерской фабрике. А Юлия Полосенко (ныне — сотрудник международного департамента Национального депозитария) признается, что одногруппники помогли ей с трудоустройством — в начале обучения в МИМе Полосенко не имела опыта работы по экономической специальности, обрести который ей помогли не только знания, но и наработанные во время учебы связи.

Ирина Тихомирова подчеркивает, что секрет успеха выпускников МИМа не в дипломе, а в том, что школа старается отбирать на программы МВА людей с активной жизненной позицией, желанием учиться и применять полученные знания. Заметим в этой связи, что поступление в МИМ и оплата обучения отнюдь не гарантируют получение диплома — процент отчислений за неуспеваемость на программах МВА выше, чем на других образовательных курсах.

Нефинансовые стимулы

Впрочем, приведенные примеры карьерного роста выпускников отечественных бизнес-школ не являются хрестоматийными. Украинские программы МВА стимулируют карьерное продвижение несопоставимо слабее, чем западные аналоги. Ибо, в отличие от США и Западной Европы, в Украине слушателями программ МВА ведущих бизнес-школ становятся уже состоявшиеся управленцы, ожидающие от образования не столько роста доходов, сколько систематизации знаний, повышения самооценки и вдохновения. Достаточно сказать, что украинские студенты на момент поступления в бизнес-школу либо способны заплатить за престижную степень от $9 до 11 тыс., либо являются ценными кадрами для компаний, оплачивающих обучение.

«Я не питал иллюзий насчет финансовой отдачи от инвестиций в образование. На момент принятия решения о том, идти или нет на программу МВА в Киево-Могилянскую бизнес-школу, у меня был достаточно высокий уровень доходов, и прибавка к зарплате не была для меня определяющей», — рассказал Контрактам гендиректор компании «Бриджтаун-Киев» Павел Иванов. Любопытно, что топ-менеджер Иванов рассматривал диплом МВА даже не с точки зрения ценности теоретических знаний: «Есть знания, которые приходят с практикой, но их нужно систематизировать. В подходе к работе появляется системность. Образование дает умение учиться, умение находить источники информации», — подчеркнул управленец.

По мнению Ирины Козаченко, обучение на программе МВА дает, кроме прочего, ощущение причастности к деловой элите, умеющей ставить перед собой и эффективно достигать поставленные цели. Козаченко утверждает, что новое поколение деловой элиты ощущает потребность в фундаментальных знаниях даже по тем предметам, которые не нужны и вряд ли пригодятся в будущем. Таким образом, можно заключить, что для руководителей высшего звена МВА — это нечто вроде аутотренинга: «Я могу, я знаю, я сделаю...».

Полезно ли обучение в отечественных школах молодым и амбициозным начинающим карьеристам? Сказать трудно, поскольку рынок отечественных программ МВА на таких студентов рассчитан меньше всего. Для тех, кто не обладает определенным управленческим статусом (а соответственно — уровнем доходов), учеба в элитных школах слишком дорога, а учеба в дешевых — вряд ли полезна. Равно как и учеба за рубежом — не лучший вариант для тех, кто собирается работать в Украине. Так, Тихомирова знает немало примеров, когда студенты, прервавшие обучение в Украине, уехали за степенью МВА на Запад, а, вернувшись, — устроились на работу к бывшим одногруппникам.

Интересно, что в МИМе раньше была дневная программа МВА, студенты которой учились с отрывом от производства. А по окончанию школы договаривались между собой о том, что не будут соглашаться на работу, если зарплата будет ниже определенного уровня. Сейчас на рынке бизнес-образования наблюдается перекос в сторону программ Executive MBA, ориентированных на топ-менеджеров и собственников бизнеса, для которых финансовые аспекты обучения не столь актуальны. Впрочем, не исключено, что со временем в Украине возьмутся за обучение тех, кто рассматривает МВА, прежде всего, как инвестицию в собственную карьеру и возможность для роста дохода. По словам Александра Мертенса, некоторые украинские бизнес-школы не прочь последовать примеру Гарварда, рекламирующего свои услуги реальными, а не абстрактными дивидендами. Эксперт полагает, что появление в Украине рейтинга окупаемости образовательных инвестиций — дело нескольких лет.


Должностной прайс-лист, грн*
  Днепро
пе
тровск
Донецк Луганск Полтава Черкассы Львов Харьков
Руководи
тель
предприя
тия
2000-
14000
1000-
5000
1000-
2500
1500-
7500
2000-
4000
2500-
7500
2200-
15000
Главбух 1200-
4500
300-
2500
500-
1500
1000-
5000
600-
3000
1000-
2250
700-
5000
Бухгалтер 500-
1100
100-
1420
200-
800
450-
1000
500-
700
600-
1250
530-
1200
Юрист 1300-
3700
800-
4500
300-
2000
500-
2500
450-
1500
550-
1200
530-
2500
Финансо
вый
директор
2000-
8000
Сведения невалидны (СН) 800-
1500
1500-
2000
2500-
4000
Экономист СН СН 400-
750
500-
2000
450-
1000
750-
1250
530-
2000
Региональ
ный
представи
тель
1350-
5000
СН СН 700-
2500
1000-
2200
1500-
2500
1000-
5000
Торговый
предста
витель
1000-
2500
700-
2500
300-
1600
700-
2800
300-
1500
550-
1500
530-
2500
Менеджер
по
персоналу
800-
2700
800-
2000
350-
600
600-
2500
350-
1000
600-
1300
530-
3000
Маркетолог 600-
2000
500-
2000
300-
1600
СН 400-
500
600-
1300
530-
2500
*Пороговые значения реальных зарплат в регионах.
Данные Ассоциации региональных кадровых агентств Украины
Контракты №52 / 2004


Вы здесь:
вверх