логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Дед Маркетолог: Как поздравить сотрудников, партнеров и конкурентов Алексей РОСОВЕЦКИЙ - «Контракты» №52 Декабрь 2004г.

Дарить подарки не только приятно, но и полезно. Эксперты убеждены, что поздравив с Новым годом сотрудников, контрагентов и конкурентов компании, можно не просто засвидетельствовать им свое почтение, но и мотивировать персонал, укрепить партнерские отношения, стимулировать лояльность клиентов и конкурентов.


Главное — выделиться из общей массы новогодних поздравлений оригинальными презентами.

Мелочь, а приятно

Принципы организации корпоративных вечеринок и их мотивационные особенности были подробно рассмотрены в Контрактах, № 43. Отметим лишь, что грамотно организованный праздник запоминается надолго и является незаменимым инструментом индивидуальной и коллективной мотивации. Унифицированной методики проведения корпоративных мероприятий не существует — развлекательная программа напрямую зависит от культуры компании (к примеру, в Procter&Gamble не приветствуют сальных шуток), возраста сотрудников, их социального статуса и т. д. Однако подарки являются неотъемлемыми атрибутами любого праздника.

Продюсер и ведущий массовых мероприятий Дмитрий Шапошников утверждает, что одним из наиболее запоминающихся и оригинальных подарков является розыгрыш. И вспоминает как однажды, по просьбе руководства крупной компании, он приготовил новогодний сюрприз для сотрудниц в виде... стриптизера. Дело, по словам Шапошникова, обстояло так: молодой человек с магнитофоном в руках остановил автобус компании (в котором ехали сотрудницы), попросил подбросить, а через некоторое время включил магнитофон и принялся танцевать. Доехав до пункта назначения, «грач» эффектно покинул автобус в костюме Адама, прикрываясь магнитофоном. Девушки были в восторге, а вот машина, которая следовала за автобусом и должна была подобрать танцора, отстала по техническим причинам...

Словом, нет пределов для полета подарочной фантазии. Совершенно необязательно мотивировать сотрудников традиционным шампанским и поздравительными открытками. К примеру, гендиректор театра праздников «Ос» Олег Кий рассказал о том, как его труппа развеселила банковских служащих. Заранее предупредив о розыгрыше охрану, в операционный зал финучреждения запустили двойника Верки Сердючки — услуги оригинала оказались банкирам не по карману. Пока псевдосердючка общалась с персоналом, в директорский кабинет проник другой актер и, представившись новым шефом организации, уволил половину сотрудников. Другую половину самозванец муштровал до тех пор, пока до самого серьезного сотрудника не дошло, что его разыгрывают.

Впрочем, веселье весельем, а пиар пиаром. Консультант по рекламе PR Studio Людмила Исковских поведала о проверенном способе донесения до коллектива корпоративных ценностей — офисной радиосети, организованной на базе шестиканальных акустических систем. По такой сети, следуя словам Исковских, руководство одной компании транслировало в канун Нового года внутрикорпоративный PR, стилизованный под формат обычной радиопередачи, а также — шуточные гороскопы для сотрудников и песни по заказу радиослушателей. Программа имела невероятный успех — диски с записями радиопередачи разошлись на ура как среди сотрудников, так и среди партнеров компании.

Желающим сэкономить на поздравлении подчиненных, директор компании «А-скрин» Александр Литвинович советует проявить изобретательность. Дорогой подарок, безусловно, приятен, однако презент с юмором может оказаться во стократ ценнее. По словам эксперта, отличный подарок, к примеру, супругам, работающим в одной организации, — две футболки. На первой — надпись «С Новым 20...», на второй —«...05 годом». Тосты в исполнении семейной пары, облаченной в такие футболки, по мнению Литвиновича, развеселят даже самых угрюмых сотрудников. Кстати, как утверждают эксперты, в канун нынешнего Нового года повышенным спросом пользуются подарочные валенки с тиснением «made in USA».

Дело нешуточное

Предновогодние поздравления партнеров, клиентов и конкурентов — это не столько дань вежливости, сколько акция, направленная на укрепление имиджа организации. Начнем с того, что контрагентов можно и нужно приглашать на корпоративные вечеринки (в том случае, если число приглашенных превысит количество сотрудников компании, расходы на организацию и проведение мероприятия можно отнести на валовые затраты). Однако в отличие от поздравления сотрудников шутить с контрагентами и конкурентами, по словам специалистов, следует избирательно и предельно осторожно.

Сотрудник пресс-службы Международного института бизнеса Евгений Белоусов изложил основной принцип подхода к поздравлению партнеров следующим образом: «Одних можно забросать цветами, другим сказать сухое «поздравляю». Главное — не перепутать». Готовя подарки контрагентам, эксперты рекомендуют делить их на две категории: VIP-партнеров, достойных оригинальных и дорогостоящих презентов, и обычных партнеров, которым достаточно послать новогоднюю открытку. Ввиду многообразия VIP-поздравлений остановимся на некоторых, на наш взгляд, наиболее интересных вариантах. Так, к примеру, менеджер департамента программ для компаний Международного института бизнеса Игорь Столярчук поздравил VIP-клиента МИБа (топ-менеджера крупнейшего предприятия), отправив к нему в офис официанта, который с перекинутым через руку полотенцем презентовал на серебряном подносе рюмку коньяка, нарезанный лимон и конверт с поздравлениями. Согласитесь — стильно и эффектно.

А вот менеджер Art-studio «M» Ксения Максютенко полагает, что незабываемое впечатление на партнеров произведет новогодний салют из... живых бабочек. Насекомые, к слову, могут быть как экзотическими (к примеру, Idea Leoconoe по цене $40-50 за экземпляр), так и отечественными (скажем, известный Павлиний глаз, стоимостью $10-15). Презентация салюта проста — VIP-партнеру вручается перевязанная ленточкой подарочная коробка. Открыв ее, он станет свидетелем великолепного зрелища: стайка экзотических бабочек (для справки — размах крыльев Idea Leoconoe достигает 14 см) устремится вверх, к свету лампы. Цена такого фейерверка кусается — от $250 и выше. Впрочем, ледяная статуя партнера (конкурента) в натуральную величину обойдется еще дороже — от $550 до 5000 (чем больше статуя, тем дольше она сохранится).

Поздравляя клиентов компании, их следует делить на корпоративных партнеров и конечных потребителей. Для корпоративных клиентов оптимальным презентом является офисный вариант подарка: настольные наборы канцелярских принадлежностей, календарь или настенные часы, чашки, естественно, с логотипом фирмы-поздравителя. Например, компания OS Direct, осуществляющая адресные рассылки, несколько лет назад распространила среди потенциальных клиентов гвозди, завернутые в плакат с планом работы службы Direct Marketing. Результат был потрясающий — в тридцати случаях из ста плакаты были прибиты к стене. Другая маркетинговая фирма разослала заказчикам небольшие кофейные наборы — чашку, мешочек с кофе и открытку с надписью: «Вместо того чтобы гадать на кофейной гуще, лучше заказать маркетинговое исследование!». Подход к поздравлению конечных потребителей по определению строго индивидуален.

Конкурентов, если верить директору Brook PR&D Антону Моргуненко, лучше всего поздравлять открытками. В данном случае, по словам эксперта, крайне важно позитивно настроиться по отношению к адресату. Вспомнить о том, что конкуренты учатся и стимулируют друг друга к более эффективной работе. При помощи позитивного месседжа можно попытаться превратить конкурента в партнера, упрочнив горизонтальные интеграционные связи компании.


Новогодняя оптимизация

В прошлом номере Контракты писали о том, что статья 5.4.4 Закона «О налогообложении прибыли предприятий» позволяет относить расходы, связанные с организацией и проведением праздников (в том числе — расходы на подарки), на валовые затраты, уточнив, что с этой целью необходимо представить праздничные расходы как рекламные. Между тем, налоговики далеко не всегда трактуют упомянутую норму в интересах бизнеса, ибо статья 5.3 базового закона запрещает относить на валовые затраты любые расходы, не связанные с ведением основной деятельности предприятия. Во избежание лишних судебных прений следует максимально четко регламентировать связь между корпоративной вечеринкой и хозяйственной деятельностью фирмы. А именно:

— предусмотреть в бюджете предприятия статью «представительские расходы» (указ Минфина № 88 от 12.11.1993 позволяет относить их на валовые затраты);

— смету праздничных затрат оформить отдельным приказом, сославшись на соответственную статью бюджета (расходы на организацию и проведение вечеринки не должны превышать сумму, заявленную в представительских расходах).

Неотъемлемым атрибутом оптимизационной вечеринки являются гости (партнеры, потенциальные клиенты и т. д.) — их на мероприятии должно быть больше, чем сотрудников компании. Формируя праздничную смету, в статьях расходов можно себя не ограничивать, списывая на валовые затраты все (вплоть до сигарет и спиртного). Главное, чтобы суммарный объем списанного не превысил 2% от налогооблагаемой прибыли плательщика за минувший налоговый год, и все расходы на организацию вечеринки (как наличные, так и безналичные) были подтверждены документально.

От редакции

В случае, если статья представительских расходов не предусмотрена, ее можно вписать в бюджет задним числом. Совершенно необязательно и присутствие гостей на вечеринке — они, по каким-либо причинам, могут не прийти. Главное — запастись пакетом пригласительных, зафиксированных как исходящая документация. Это, как показывает практика, существенно упрощает подготовку налоговой отчетности. Нелишне также уведомить лояльных контрагентов о программе мероприятия — редко, но случается, что налоговики обзванивают потенциальных гостей, интересуясь, понравился ли им праздник.

Контракты №52 / 2004


Вы здесь:
вверх