логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Восстание машин и механизмов Евгений ДУБОГРЫЗ - «Контракты» №52 Декабрь 2004г.

Одним из наиболее динамичных секторов промышленности в следующем году, как и в нынешнем, останется машиностроение.


По прогнозам Международного центра перспективных исследований (МЦПИ), в 2005 году темпы роста отрасли составят порядка 19%, невзирая на эффект высокой базы (прогноз нынешнего года — рост на уровне 30%). Главным потребителем украинской машиностроительной продукции, как и прежде, останется ближнее и дальнее зарубежье — экспорт в машиностроении сейчас составляет порядка 70%.

Существенным фактором роста отрасли является желание отечественных компаний модернизировать устаревшее оборудование. Особенно это актуально для металлургической и угледобывающей промышленности, где износ основных фондов предприятий составляет от 60 до 90%. К тому же почти половина средств, заложенных в госбюджете-2005 на субсидирование угольной отрасли, должна пойти на капитальные инвестиции. Поспособствовать развитию машиностроения может и приватизация предприятий отрасли — разделив в текущем году металлургию и сырьевой сектор, украинские ФПГ неизбежно приступят к переделу собственности и в обрабатывающих отраслях.

По прогнозам эксперта МЦПИ Ильдара Газизуллина, наиболее перспективными сегментами в машиностроении в 2005 году будет производство электрического и электронного оборудования (рост в секторе в нынешнем году составит около 55%), к которому относятся достаточно много позиций — от кабеля до трансформаторов и турбин. Активно развиваться будет также транспортное машиностроение — рост благосостояния населения, а также необходимость предприятий обновить автопарки увеличит спрос на автомобили, в том числе отечественного производства, и, особенно, автобусы (см. Контракты, № 44). Неплохие перспективы и у железнодорожного машиностроения, где позиции украинцев достаточно сильны. Тем более, что в последнее время отечественные предприятия, ранее большей частью специализировавшиеся на производстве вагонов, сейчас переориентируются на выпуск продукции с более высокой добавленной стоимостью, например, локомотивов. Кстати, руководство Российских железных дорог (РЖД) заявило о планах существенно обновить свой парк в следующем году, в том числе, и за счет украинской продукции.

Главным риском для машиностроителей будет, как и в этом году, повышение расценок на стальной прокат на мировых рынках. Это особенно актуально для автомобилестроителей и судостроителей, в основном вынужденных закупать стальную продукцию за границей. Политический же кризис (из-за которого, в частности, было сорвано несколько экспортных контрактов на поставку машиностроительной продукции), по мнению Ильдара Газизуллина, долгосрочных последствий для отрасли не возымеет. Правда, политическая дестабилизация может негативно отразиться на финансовых условиях контрактов предприятий машино- и автомобилестроения в первом квартале 2005 года. По крайней мере, так считает заместитель министра промышленной политики Украины Александр Кравцов. «Уже сегодня зарубежные поставщики запчастей для наших машиностроителей хотят работать лишь по предоплате. А это вымывание оборотных средств из предприятий», — говорит чиновник. Иностранные покупатели украинской машиностроительной продукции также ужесточили финансовые условия контрактов, иногда предлагая полную оплату за поставленную продукцию лишь после ее доставки и монтирования оборудования.

На финансовые показатели машиностроителей в начале следующего года может негативно повлиять и подорожание кредитных ресурсов (предприятия отрасли наиболее востребованы в кредитовании). Нестабильная ситуация на рынке межбанковских кредитов, сложности с привлечением депозитов и ограничение Нацбанком объема кредитования уже подтолкнуло ряд банков к повышению ставок по коммерческим кредитам в среднем на 2-4 п. п. По словам банкиров, они могут поднять стоимость краткосрочных кредитов сроком до одного месяца, включая овердрафты, на 5 п. п. и более, хеджируя тем самым свои возросшие риски, обусловленные нестабильной ситуацией на рынке межбанковского кредитования. Среднесрочные кредиты могут подорожать не более чем на 1-2 п. п. Однако возможное продление моратория на рост кредитных портфелей банков со стороны НБУ станет фактором дальнейшего роста стоимости кредитных ресурсов.

Впрочем, машиностроители уверяют, что в следующем году существенно повышать цены на свою продукцию не будут. Рост цен в 2005-ом прогнозируется на уровне 11-13%, то есть, как и в нынешнем году — согласно данным Госкомстата, на протяжении 11 месяцев цены на машины и оборудование выросли на 12,5%, электрическое и электронное оборудование — 6,4%, транспортное оборудование — 14,6%..

Советы экспертов

Закупить необходимою продукцию у машиностроителей все же стоит в начале года, когда оборудование предлагается еще по прайсу-2004 года. Существенное подорожание сырья, электроэнергии, кредитных ресурсов, что не исключается, может увеличить себестоимость, а соответственно, и цену отечественного оборудования на 15-20%.


Ценовое предупреждение
Отрасль Прогноз роста цен в 2005 году*
Металлургия 15-20%
Железорудное сырье 25-35%
Недвижимость 10-15%
Стройматериалы 20-25%
Машиностроение 10-15%
Нефтепродукты 10-20%
Мебель 15-20%
Продовольственные товары 15-25%
Легпром 5-10%  
*Прогнозы операторов рынков
Контракты №52 / 2004


Вы здесь:
вверх