логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Деньги на асфальте Ольга ШВАГУЛЯК-ШОСТАК - «Контракты» №6 Февраль 2004г.

Если бы владельцы автомобилей, как на Западе, исправно платили за парковку, вокруг этого бизнеса развернулся бы настоящий бум. У современного паркингового бизнеса в Украине два сценария развития. Часть предприятий, которые не могут организовать денежную отдачу от клиента, сходят с дистанции. Зато те, кто всячески налаживает расчетный контакт с владельцами машин, получают на парковке немалые прибыли.


Начальные вложения — минимальные; прибыль — тоже

Правила игры диктуют местные власти

Бизнес на парковке прямо зависит от правил игры, которые устанавливают для него местные власти. И порой эти правила сильно отличаются, поскольку в них учитывается «местная специфика». Из-за этого организация бизнеса на парковке в столице несколько разнится от его организации, например, в Черкассах. Это основной нюанс, который нужно учитывать. Естественный интерес предпринимателей к паркинговому бизнесу официально закрепили решения местных властей.

В частности, во Львове паркинговое дело «легализовано» в 1999 году постановлением горсовета, благодаря чему была создана почти сотня парковочных зон. Однако, несмотря на большое рыночное предложение, предпринимательский энтузиазм сдерживали два главный фактора: несовершенная схема расчетов с городом и низкая «финансовая дисциплина» владельцев автомобилей. Парковочные фирмы вынуждены были перечислять весь выторг в местный бюджет, а потом ждать возвращения своей доли в 40%. Преимущественно она так и не «реверсировала» в кассы предприятий. Поэтому объемы перечисленных сумм в городскую казну постепенно уменьшались. Пока город не изменил правила игры. Власти пересмотрели и сформировали новую карту зон парковки: снизили их количество до сорока и соединили соседние участки в «пакеты» для удобства обслуживания.

В прошлом году во Львове состоялось 12 конкурсов, на которых определились 16 парковочных фирм. Наибольшую заинтересованность претенденты проявили к центральным площадкам, которые могли вместить более десяти автомобилей, тогда как зоны малой вместимости — до десяти машин — вообще не пользовались спросом. Однако, как выяснилось при эксплуатации, даже выигрышные, на первый взгляд, по расположению зоны на практике оказались убыточными: клиенты «крутых» фирм или правоохранительных структур, расположенных в радиусе паркингов, отказывались платить за стоянку. В итоге четыре парковщика, получившие вроде бы «оживленные» участки в центре Львова, вообще отказались от их эксплуатации. Подобная ситуация наблюдается при проведении конкурсов и в других областных центрах.

Бюрократические процедуры — минимальные

Наиболее благоприятный этап в организации парковочного бизнеса, как утверждают предприниматели, — его легализация. Если, например, для родственного вида деятельности — открытия автостоянки — надо пройти ряд бюрократических процедур и получить разрешение многих инстанций — от управления земельных ресурсов и до санэпидстанции — со всеми финансовыми последствиями, то для парковочного дела достаточно выиграть конкурс и оформить договорные отношения с управлением транспорта и связи городского совета. Как правило, срок этой договоренности действует один год с правом продлить его, написав письмо-ходатайство.

По словам Андрея Швайко, главного специалиста управления транспорта и связи Львовского горсовета, отношения с ГАИ в этом случае у фирм-парковщиков сводятся к минимуму — представитель милицейской структуры обязательно входит в состав конкурсной комиссии, а значит не имеет оснований ставить палки в колеса победителю тендера. После конкурса управление транспорта и связи отправляет составленный им паспорт паркинга на согласование в ГАИ. Потом предприятие платит автоинспекции за услуги в пределах 400-500 грн. Дополнительно парковщик заказывает в специализированной фирме дорожный знак, информирующий о парковочной зоне, нанесение дорожной разметки и включает зеленый свет для клиентов.

Эвакуаторы стимулируют платежи?

Основная проблема в этом бизнесе — получение от автомобилистов платы за парковку. Поскольку парковочный сбор не относится к сфере налогов, эффективно влиять на неплательщиков не могут даже налоговики. Вопросы расчетов в каждом городе решают по-разному. Власти Львова, например, изобрели ход, который в некоторой степени повлиял на расчеты: были внесены изменения в «Правила благоустройства и содержания территории Львова». В этом документе парковщиков приравняли к лицам, имеющим право составлять протоколы об админнарушении. Правда, для этого нужно присутствие по меньшей мере трех лиц. Кроме того, водитель-нарушитель должен предъявить документы, удостоверяющие его личность. Если в таком случае протокол удается составить, его направляют в ГАИ. Милиция находит владельца автомобиля-неплательщика и передает протокол в райадминистрацию на админкомиссию. По закону только она может наложить штраф, составляющий от одного до трех необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (17-51 грн). Впрочем, наказанный может обжаловать протокол в суде, а неместный (из другого региона) автомобилист вообще легко избежать санкций.

Еще одна попытка прижать львовских автовладельцев для развития парковочного бизнеса — новое решение Львовского горисполкома «О мерах по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций на улицах города», которое скоро вступит в силу. Поскольку украинское законодательство запрещает отбирать права у водителей, снимать номерные знаки и т. п., чиновники решили стимулировать владельцев машин к пользованию паркингами под предлогом опасности для жителей города их стихийных парковок. Уже подготовлен длиннющий перечень улиц, где запрещена стоянка, кроме, разумеется, парковочных зон. Транспортные средства, которые осмелятся нарушить этот порядок, будут эвакуированы. Определены также частные фирмы, которые на этом будут делать бизнес. Сейчас чиновники разрабатывают механизм проплаты за принудительный вывоз автомобилей.

Доходы города и парковщика: 51% на 49%

Каждая заработанная на парковке гривня делится между городом и парковщиком в пропорции соответственно 51 к 49. Кроме того, у фирмы свой план перед городским бюджетом, рассчитанный по специальной формуле, и он не меньше 2 грн за одно паркоместо в сутки. Операторы рынка выполняют сегодня муниципальные задания на 80-100%.

Приоритетное право обслуживать паркинг получают те предприятия и организации, перед офисами которых расположены парковочные места. Особая лояльность власти к ним объясняется денежным эквивалентом: независимо от количества клиентов эти структуры платят городу за парковку по полной плановой программе. Поэтому они могут работать на свои внутренние нужды — парковать автомобили работников или клиентов, установив ограничительные знаки для другого транспорта. Хотя, монтаж разных ограничительных приспособлений нужно согласовать с городской архитектурой. Сегодня во Львове не больше десяти структур, которые взяли под опеку часть городской территории: банки, гостиница, бизнес-центр.

Ограждение с видеонаблюдением — залог выторга

Убыточный паркинг на 30 мест, который раньше обслуживали львовские муниципалы, бизнес-центр «НТОН» взял под свою «юрисдикцию» в ноябре прошлого года. Главный мотив такого шага — обеспечить клиентов стоянкой и обезопасить их автомобили.

Как рассказал «Контрактам» Олег Береза, менеджер по развитию бизнес-центра «НТОН», единственным правильным решением для конструктивного подхода к этой проблеме и гарантированного получения средств стало хорошее обустройство паркинга, обошедшееся в 18 тысяч у.е. Площадку для парковки обнесли временным ограждением, на въезде-выезде поставили шлагбаум, установили две будки, систему видеонаблюдения, обучили персонал, одели его в фирменную униформу. Работают здесь посменно девять парковщиков, включая одного начальника. Ради дополнительного удобства клиентов и усиления контроля за денежными поступлениями предложена разноуровневая система расчетов с использованием карточек: разовая часовая стоянка стоит две гривни, месячная карточка на дневную «швартовку» — 300 грн, ночную — 250 грн, круглосуточную — 500 грн. Для своих работников и клиентов цены вдвое ниже. Для совершенствования процесса расчетов и дополнительного контроля при въезде на паркинг будет установлен считыватель информации с карточек.

Вдвое дороже, чем в других зонах, тарифы на парковку (2 грн в час) Олег Береза объясняет такой арифметикой: 1 грн — за услуги (видеонаблюдение и пр.), вторая делится, как и везде: 51 копейка — городу, 49 копеек — за организацию парковки и администрирование сбора. Сегодня паркинг заполнен на 80%. 40% клиентов пользуются карточками, преимущественно дневными. Ежемесячно паркинг при бизнес-центре «НТОН» перечисляет в городскую казну фиксированную плановую выручку — 1 700 грн. Согласно подсчетам владельцев бизнес-центра, паркинг должен окупиться за три года.

Потенциал — в «тени»

Но о потенциальных возможностях паркингового бизнеса, по мнению специалистов, можно судить, применив косвенные методы оценки его дохода. Как рассказали «Контрактам» в управлении транспорта и связи Львовского горсовета, выручка в парковочных зонах показательно растет во время рейдов-проверок, в присутствии руководства фирмы-оператора.

Значит, если применить к пользователям паркингами западные системы наказаний за неуплату сбора — штрафы, эвакуацию припаркованных в запрещенных местах автомобилей на штрафплощадки и т. п. и мобилизировать «скрытые резервы» простых работников паркингов, то этот бизнес, с учетом роста рентабельности при таких условиях, получил бы завидный потенциал развития. Но пока предприниматели из польского Вроцлава, которые предметно интересовались возможностями вложения средств в украинские паркинги путем установления расчетных автоматов (высший уровень организации этого дела), решили еще подождать.


Бизнес в цифрах

Основные (официальные) расходы, для начала бизнеса на парковке

Услуги ГАИ на согласование паспорта паркинга 400-500 грн
Минимальное обустройство паркинга 1500 грн
Основательное обустройство паркинга (с ограждением, на въезде-выезде - шлагбаум, будки, система видеонаблюдения и т. д.) 5-15 тысяч у. е.
Обслуживание паркинга от 1000 грн ежемесячно
Выручка (официальная) от 3500 грн ежемесячно
Каждая заработанная на парковке гривня обычно делится между городом и парковщиком в пропорции, соответственно 51 к 49
Окупаемость в лучшем случае за три года
Контракты №6 / 2004


Вы здесь:
вверх