логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
По уши в НДС Вячеслав ДАРПИНЯНЦ - «Контракты» №8 Февраль 2004г.

В феврале Минфину удалось разместить первую партию НДС-облигаций — на 585 млн грн. Финансовое министерство на достигнутом останавливаться не намерено и до конца года обещает «пристроить» таких облигаций на сумму 1,341 млрд грн. Как стало известно «Контрактам» из источника в Минфине, среди предприятий, заявивших на НДС-облигации, фигурируют Фонд госимущества, несколько обладминистраций и футбольный клуб «Динамо». А топ-менеджер крупнейшего завода-производителя труб сообщил «Контрактам», что им НДС-облигации выписали автоматом. Теперь руководство, вообще не имевшее проблем с налогом на добавленную стоимость, обивает пороги налоговой, добиваясь отмены незаконного возмещения НДС.


увеличить блок-схему

Теория и практика

Нетрудно заметить, что реструктуризация задолженности государства путем выпуска НДС-облигаций направлена на конечный результат, а не на факторы этот результат формирующие.

Теоретически, возмещение НДС из госбюджета позволяет избежать двойного налогообложения экспортируемых товаров и предназначено для поддержки экспортеров. Идеология поддержки основана на допущении, что все участники создания и движения экспортируемого товара к конечному потребителю — исправные плательщики налога на добавленную стоимость, создаваемую на каждом отдельном участке траектории. Источниками возмещения НДС, соответственно, являются поступления в госбюджет по этому налогу.

На практике ни одно государство, возмещающее НДС, не в состоянии проконтролировать уплату налога всеми фирмами в цепочке «поставщик — производитель — экспортер». Равно как и исключить из этой цепочки фирм-льготников, недоимщиков и фиктивные «однодневки». В результате — иногда к возмещению подаются суммы, так и не поступившие в госбюджет. Детерминантами бюджетной выгоды от НДС в каждом конкретном случае являются, прежде всего, пропорция и динамика уплаченного и неуплаченного в госбюджет НДС.

Кому выгодно

В Украине субъективный контроль над объективными явлениями осуществляет ГНАУ. Ввиду того, что экспортеры, подающие на возмещение НДС, не несут ответственности за деятельность своих контрагентов (и это — нормально), а налоговая ответственна за бюджет, от любви до ненависти в отношениях между экспортерами и ГНАУ — рукой подать. В итоге, тысячи дел по возмещению НДС находятся в арбитражах, очередь ожидающих возмещения и обязательства государства растут, НДС возмещают не всегда тем, кому следует и так далее. В сложившихся обстоятельствах эмиссия НДС-облигаций представляется не только попыткой переложить обязательства государства из одного бюджетного кармана в другой, но и лакмусом для определения реальной и фиктивной задолженностей.

Тем не менее, от эмиссии новых ОВГЗ всерьез не выигрывает никто. Кабмину, отвечающему за невыполнение обязательств по возмещению НДС пеней в 120% учетной ставки НБУ, абсолютно все равно как погашать долги — облигациями или сразу деньгами. Для нормальных экспортеров НДС-облигации в обозримом будущем вряд ли будут привлекательны. Это гарантируют: 1) ставка доходности на уровне инфляции; 2) дисконт (по которому банкиры согласны покупать облигации), превышающий «откат» ГНАУ за возмещение деньгами; 3) залоговая стоимость бумаг (по определению — не превышающая дисконт). Понятно, что многие госпредприятия заявились на относительно ликвидные облигации, потеряв надежду на возмещение НДС деньгами.

Нет признаков сверхзаинтересованности в бизнесе на НДС-облигациях и в банковском секторе. Напомним, что председатель НБУ Сергей Тигипко долго не соглашался рефинансировать облигации и «сломался» лишь после эмиссии бумаг.

Таким образом, у многих разрекламированный Минфином выпуск НДС-облигаций вызывает не столько возражение, сколько недоумение. «Напор воды в разбитое корыто», — так образно оценил эмиссию НДС-облигаций один из руководителей ФГИУ, ранее успешно пробивавший возмещение НДС некоторым предприятиям. Впрочем, даже он опасается, что облигации могут оказаться первым серьезным шагом к отказу государства от погашения своих долгов. Об этом, к слову, уже давно говорят в кулуарах Минфина. Там же шутят, что ответным шагом бизнеса будут бюджетные платежи векселями.

Возмещают — все

Прямым следствием реализации облигаций, эмитированных под задолженность по НДС (сформировавшуюся по состоянию на 1 ноября 2003-го и непогашенную до 1 января 2004-го), станет увеличение внутреннего госдолга на 1,926 млрд грн. Станет ли практика оформления обязательств государства по НДС облигациями госзайма привычкой Минфина — зависит от популярности НДС-облигаций на внутреннем рынке.

Пока же можно утверждать, что правительство, эмитировав облигации, публично подтвердило собственную несостоятельность в вопросах администрирования НДС (поступления по этому налогу, следуя букве закона, являются главным источником его же бюджетного возмещения).

Стоит ли наращивать госдолг, не затрагивая порядок администрирования? Вопрос риторический. Тот факт, что Минфин решил использовать все платежи в бюджет в качестве альтернативного источника возмещения НДС — никак не вяжется с закрытостью информации о том, кому и за какие экспортные заслуги в Украине возмещают НДС.

Контракты №8 / 2004


Вы здесь:
вверх