логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Нужен баланс между интересами государства и правами предпринимателей Роман КУЛЬЧИНСКИЙ - «Контракты» №8 Февраль 2004г.

Интерес к Госкомитету по вопросам регуляторной политики и предпринимательства подогрела не только громкая отставка Инны Богословской, но и вступление в силу Закона «О регуляторной политике», согласно которому этот орган власти получил немало новых полномочий. О том, как дальше будет работать Госкомитет, в своем первом интервью на новой должности рассказывает его руководитель Юрий Авксентьев.


Юрий Авксентьев

Ответственность за Комитет будет нести УСПП

С решения каких проблем начнете свою работу на новой должности?

— Я пока не хотел бы об этом говорить — сначала нужно выяснить ситуацию внутри Комитета. Конечно, я кое-что планировал, но делал это отстраненно, будучи членом коллегии Госкомпредпринимательства и вице-президентом УСПП. В 1998-1999 годах я работал председателем первой общественной коллегии УСПП и многие проекты, которые тогда реализовал Госкомитет, проводились непосредственно при моем участии. Тогда мы довольно плодотворно сотрудничали с Александрой Кужель.

После отставки Инны Богословской большинство депутатских фракций высказалась за назначение на должность председателя Комитета именно Александры Кужель. Почему Президент остановился на вашей кандидатуре?

— Дело в том, что некоторые общественные структуры из среды предпринимателей взяли на себя ответственность и предложили Президенту назначить на эту должность их кандидатуру. Речь шла не о конкретных персоналиях, а о том, что Украинский союз предпринимателей и промышленников, Федерация работодателей Украины, Национальный комитет международной торговой палаты, Всеукраинское объединение предпринимателей «Новая формация», Союз юристов Украины взяли на себя ответственность за работу Госкомпредприниметельства. Сначала, когда 27 января руководитель УСПП Анатолий Кинах разговаривал с Президентом Украины Леонидом Кучмой, никто фамилий не называл, речь шла о позиции УСПП. Президенту эта позиция понравилась, и он дал добро. Потом были проведены консультации с многими организациями, во время которых определились подходы к назначению кандидатур от предпринимателей. Сошлись на том, что должность должен занять один из ведущих вице-президентов УСПП, который является самой мощной структурой в стране.

Но ведь УСПП преимущественно занимается крупным бизнесом?

— Это не так. УСПП всегда лоббировал интересы всей предпринимательской среды, в том числе и малого и среднего бизнеса. Именно по инициативе УСПП в 1997 году был возрожден Комитет, который тогда назывался «Комитет по развитию предпринимательства». Также УСПП в 1998 году выдвинула на должность председателя Комитета кандидатуру Александры Кужель как своего представителя в парламенте.

Многие предпринимательские организации активно сотрудничали с Кужель. Могут ли они рассчитывать на сохранение своего влияния в Комитете?

— На каждом этапе развития предпринимательства существуют субъективные и объективные обстоятельства, которые сводят или разводят центральные органы исполнительной власти и соответствующие структуры предпринимателей. Кто-то приближается, кто-то, наоборот, отдаляется. Я не хотел бы вникать в подробности. Мы с Кужель в свое время конструктивно сотрудничали, и наша работа увенчалась большим количеством успешных проектов. Потом наступил другой период в развитии Госкомпредпринимательства, характеризовавшийся большим количеством рутинной работы, нормативных актов.

Конечно, некоторые предпринимательские организации выдвигали ее кандидатуру, но не было никакого конкурентного противостояния между персоналиями. Выбирался концептуальный подход к делу. В УСПП есть комиссия по малому и среднему бизнесу, куда входит много маленьких и больших структур. На последнем заседании было несколько человек, которые поддерживали не нашу кандидатуру. Я сразу им сказал, что благодарен за их позицию, как благодарен и тем, кто меня поддержал. Были и другие, которые выжидали, кого назначат. Я буду работать со всеми. Мы попробуем расширить круг Общественной коллегии, которая работает при Комитете. Спектр будет как можно более широким — от всеукраинских объединений до мощных региональных, которые о себе громко заявили. И будут небольшие структуры, которые работают недавно, но у них есть серьезная и интересная проектная база. У меня есть идея создать еще и Молодежную общественную коллегию. У молодежи все-таки другое видение бизнеса. Менталитет у взрослых предпринимателей и молодых разный.

«Руководитель Госкомитета не может представлять интересы только предпринимателей»

Говоря с Президентом, вы, очевидно, представили концепцию работы Госкомитета. В чем она состоит?

— Главная задача — нахождение баланса интересов между государством и предпринимательскими структурами. Я возглавляю Государственный комитет, а не профсоюз предпринимателей. Его руководитель не может представлять интересы только предпринимателей. В первую очередь он должен представлять интересы государства. В то же время поскольку мы находимся только на стадии становления рынка, то обязаны выстроить баланс между отстаиванием интересов государства и защитой прав предпринимателей. В разговоре с Президентом говорилось о том, что Комитет должен работать над становлением среднего класса. Я считаю, что со времени восстановления Комитета акцент был смещен в сторону лоббирования интересов предпринимателей. Вторая задача — восстановление полноценного диалога между властью и бизнесом. Причем бизнесом различным: и мелким, и крупным. Другой важный программный момент: следует наладить серьезную работу в регионах. Невзирая на те возможности, которые дает столичный бизнес, региональная политика будет одной из главных задач Комитета.

Что вы имеете в виду под работой в регионах?

— Мы имеем широкую инфраструктуру, в том числе региональную. Это представители Комитета в областях, широкая сеть общественных коллегий, общественных приемных, объединяющая уполномоченных по вопросам защиты предпринимателей организации в регионах, которые замыкаются на Комитет. После совещания по борьбе с преступностью Президент подписал указ, одним из пунктов которого нам поручается разработать и внести предложения относительно введения института уполномоченного по вопросам защиты предпринимательства при Президенте Украины. Региональная политика заключается в том, чтобы координировать усилия всех этих структур и заставить их работать в одном русле. Они должны дойти до каждого предпринимателя, помочь ему понять: даже если власть допустила какие-то ошибки, выход на улицу — не лучший вариант. Речь идет о том, что следует готовить свои предложения, оперативно подавать их нам, а наша задача — так же оперативно продвигать эти предложения в парламенте и Кабмине.

Убежден, что в обоих направлениях мы сможем работать довольно конструктивно.

В чем будет состоять диалог между Комитетом и той частью большого бизнеса, которая представлена в парламенте?

— В ближайшее время намереваюсь встретиться со спикером парламента, мы проведем встречи с председателями комитетов ВР, независимо от того, какие политические силы они представляют. Обязательно встречусь с председателями парламентских комитетов по вопросам промышленной политики; финансовой и банковской деятельности; экономической политики — эти комитеты являются профильными для Госкомпредпринимательства. Убежден, что вместе мы сумеем как можно быстрее провести законопроекты, которые зависли в парламенте. В первую очередь это касается проекта закона об упрощенцах, который закрепит их статус, и законопроекта, который приведет к норме уплату пенсионных взносов упрощенцами.

Предыдущие руководители Комитета, отстаивая интересы предпринимателей, конфликтовали с руководством Кабмина. Насколько нынешний Кабмин понимает проблемы предпринимательства?

— Не хотелось бы вступать в полемику с моими предшественниками. Я уже встречался с Инной Богословской, в ближайшее время хочу встретиться с Александрой Кужель. Независимо от того, сколько каждая из них проработала в Комитете, бесспорно, они имеют свои наработки. Наш Комитет — действенный сегмент экономического блока правительства. В связи со вступлением в силу Закона «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» мы получаем широкие полномочия. Комитет должен работать в тесном контакте с органами исполнительной власти.

Закон «о регуляторке» следует вводить в течение года

Предприниматели возлагали много надежд на этот закон, но на сегодня он фактически не действует. Какие меры будет осуществлять Комитет для внедрения его в жизнь?

— Время для подготовки введения закона в действие было незначительным, поэтому органы центральной исполнительной власти, местная власть и, самое главное, общественность не готовы к нему. Хотя этот закон — огромный шаг на пути к становлению гражданского общества. Сейчас мы изучаем ситуацию. Есть предложения мощных объединений предпринимателей о возможности внесения законопроекта, который приостановит ввод в действие отдельных статей закона. Их следует вводить только после проведения соответствующих мероприятий. На это пойдет от девяти до двенадцати месяцев. Отмечу, закон вступил в силу и должен действовать. Если мы сейчас начнем его приостанавливать, то никогда не запустим. Конечно, некоторые статьи будут пробуксовывать. Их нужно доподготовить, научить людей, разработать методики, особенно прогнозирование введения того или иного регуляторного акта.

Как быстро можно ожидать внедрения принципа «одного окна» для открытия предприятия?

— Я говорил об этом во время беседы с Президентом и пообещал ему, что в ближайшее время выеду в Кривой Рог, где уже действует «одно окно», чтобы собственными глазами увидеть, как работает эта система. Действительно, «одно окно», точнее, «один офис» — это выход из ситуации и существенное облегчение жизни предпринимателей. Кроме «одного окна» революционным изменением будет и вступление в действие с 1 июля Закона «О едином государственном реестре». Он также намного упрощает жизнь предпринимателям. Мы хотели бы объединить возможности, которые предоставляет этот закон, с системой «одного окна». Подходы к разрешению этих вопросов будут обсуждаться на коллегии, которая состоится 26 февраля.

Чиновник не должен пиариться

Сколько вам нужно времени, чтобы добиться первых результатов в работе комитета?

— Думаю, что через полгода мы сможем показать конкретные результаты. У нас были серьезные наработки и мы сейчас их запустим отдельными проектами. Через полгода увидим, нужен ли какой-то пиар определенному лицу, которое ведет определенный проект, поскольку у предыдущих руководителей Госкомпредпринимательства было слишком много разнообразного пиара. Ни в одной стране мира — ни в Европе, ни в Америке, ни в Азии — предприниматели не знают фамилии человека, возглавляющего подобную нашему Комитету структуру. Они знают, что есть законы, что следует платить налоги, есть Конституция и несколько высших должностных лиц, которые руководят государством. Все другие министры, кроме основных, — это функционеры, государственные чиновники высокого ранга. Чиновник не должен пиариться, он должен выполнять задачи, которые ставит перед ним руководство. Даже на встрече с пулом предпринимателей, которые поддерживали нас, я сказал, что не хочу, чтобы мою фамилию знал каждый предприниматель, я хочу, чтобы каждый предприниматель знал, что сегодня есть Комитет, который занимается вопросами регуляторной политики и предпринимательством и пытается удовлетворять как интересы государства, так и интересы предпринимателей.

Поговаривают, что председатель УСПП Анатолий Кинах планирует баллотироваться на должность президента. Есть ли у вас информация по этому поводу?

— В решении III съезда Партии промышленников и предпринимателей речь идет о том, что партия обязательно будет принимать активное участие в выборах президента 2004 года. Что же касается того, будет участвовать ли в выборах персонально наш лидер, или мы будем поддерживать другого кандидата — это определит съезд партии. Этому будет предшествовать обсуждение в руководящих органах. Сегодня об этом говорить рано.


Досье «Контрактов»

Юрий Авксентьев родился в 1955 году на Харьковщине. Закончил Одесский политехнический институт и Высшие предпринимательские курсы при Московском институте народного хозяйства. В 1977-1979 годах работал инженером-конструктором Центра конструкторско-технологического бюро Министерства медпромышленности СССР. Затем — до 1985 года — первый секретарь Белгород-Днестровского горкома комсомола, секретарь Одесского обкома комсомола. 1985-1987 годы — главный инженер Одесского гормолокозавода. До 1992 года — директор-учредитель Одесского центра научно-технического творчества молодежи. Потом два года работал первым заместителем председателя Одесского горисполкома. 1994-1998 годы — вице-президент Союза инновационных предприятий СНГ (Москва). В 2001 году работал советником премьер-министра Украины. С 2003 года — вице-президент Украинского союза предпринимателей и промышленников.

Контракты №8 / 2004


Вы здесь:
вверх