логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Неминуемый рост Наталья ЗАДЕРЕЙ - «Контракты» №1-2 Январь 2005г.

Перші п’ять кроків нового уряду


В 2005 г. украинская экономика обречена расти даже при самом неблагоприятном развитии событий в политикуме.

Экономическая ситуация в Украине в последние месяцы менялась столь стремительно и трудно предсказуемо, что даже сейчас, по завершению избирательной кампании, эксперты не имеют единого и четкого представления по поводу дальнейшего развития экономики. Единодушны и аналитики, и политики в одном — пик роста (12% рост ВВП) украинская экономика уже прошла в 2004 году, поэтому в нынешнем году Украине светит весьма умеренный рост ВВП и двузначная инфляция. При этом рост ВВП будет скромнее, а рост цен быстрее в том случае, если выборы завершатся не миром, дружбой и всеобщей уверенностью в светлом экономической будущем, а обострением политического противостояния и битвой за портфели. Впрочем, определяющую роль сыграет не только политика. К счастью, в пользу дальнейшего роста экономики говорит и такой независимый от политической ситуации фактор, как благоприятная внешняя конъюнктура.

ВВП

Самые оптимистичные прогнозы относительно реального ВВП (основанные на предположении, что политический кризис конца 2004 не будет иметь рецидивов) останавливаются в 8% росте. По расчетам Центра социально-экономических исследований CASE — Украина, рост ВВП составит 5,6%, притом, что частное потребление увеличится на 11,3%, инвестиции — на 5,9%, экспорт — на 8,7%, импорт — на 11,2%. Предполагается, что инвестиционные процессы, остановившиеся в связи с политическим кризисом, восстановятся не раньше, чем во втором полугодии. Прогноз роста экспорта основан на позитивных ожиданиях роста мировой экономики. Хотя, необходимо заметить, успехи, подобные прошлогодним, вряд ли возможны (в странах ОЭСР ожидается замедление роста с 3,6 до 2,9%). Активизация инвестиционной деятельности станет основным стимулирующим фактором неэнергетического импорта. Прогнозируется, что в 2005 г. темпы роста импорта будут опережать темпы роста экспорта, однако сальдо платежного баланса до конца года будет оставаться позитивным. Промышленное производство продолжит расти благодаря внешнему спросу. Однако локомотивами промышленного роста, вероятнее всего, станут машиностроение и энергетика.

Цены

При базовом сценарии стоит ожидать некоторое замедление роста цен по сравнению с минувшим годом. Впрочем, индекс потребительских цен будет все еще измеряться двузначным числом и составит порядка 11% (после прошлогодних 12,3%). Такой высокий уровень инфляции связан со значительными инфляционными ожиданиями, сформировавшимся в начале осени и усилившимися после выборов. Внесли свою лепту в усугубление инфляционных процессов также предвыборная популистская бюджетная политика и рост индекса цен производителей, обусловленный повышением цен на нефть и металлы. По итогам 2004 года индекс цен производителей достиг 24,1%. Ценовой скачок в промышленности отразится на потребительских ценах, стоит только правительству отказаться от административного регулирования цен. Негативно влиять на ценовую динамику будет девальвация гривни по отношению к евро и рублю — подорожание импортных товаров усилит давление на внутренние цены. Безусловно, производители будут закладывать в себестоимость продукции и новые цены на энергоносители, в т. ч. на газ (с начала года туркменский газ для Украины подорожал почти на треть). В свою очередь, способствовать замедлению роста индекса потребительских цен будут жесткая монетарная политика НБУ и хорошие урожаи минувшего года. Например, ожидается, что удешевление кормов поспособствуют увеличению поголовья скота, что приведет к падению цен на мясо. Напомним, что скачок цен как раз на этот продукт сделал основной вклад в прошлогодний рост индекса потребительских цен. Правда, пока не известно каким выдастся урожай-2005.

В этом году эксперты все же ожидают некоторого замедления темпов роста цен производителей. Такие прогнозы базируются на ожиданиях замедления роста мировых цен на нефть и металл.

Монетарная политика и валютный рынок

Интервенции на валютном рынке будут оставаться основным эмиссионным фактором. В начале года расширению денежной базы поспособствуют операции рефинансирования НБУ коммерческих банков. Однако в целом Нацбанк будет вынужден придерживаться жесткой монетарной политики в связи с угрозой инфляции. Причин отклоняться, от намеченного на 2005 год курсового ориентира 5,27-5,31 UAH/USD у Нацбанка, скорее всего, не будет. В банковском секторе стоит ожидать замедления темпов прироста банковских депозитов и кредитов. Для привлечения депозитов банки, особенно в начале года, удержат ставки на высоком уровне, что окажет влияние и на уровень кредитных ставок. Средняя ставка по кредитам в национальной валюте, вероятнее всего, будет колебаться вокруг отметки в 17%.

Внешняя торговля и платежный баланс

Экономический рост — в основных торговых партнерах Украины (Россия, Евросоюз), высокие цены на экспорт и слабая гривня — факторы, способствующие конкурентоспособности украинской продукции до конца года. По прогнозам CASE-Украина, торговый баланс составит $5,3 млрд (против $4,4 млрд в 2004 году). Положительные изменения коснутся и счета финансовых операций. Так, приток прямых иностранных инвестиций может удвоиться, а сальдо по статье портфельные инвестиции может, наконец, стать позитивным. Политика фиксации гривни к доллару вместе с сильной экспортной динамикой будет гарантировать дальнейшее накопление валютных резервов Нацбанка. По оценкам CASE-Украина, валютные резервы к концу года могут увеличиться до $17,5 млрд.

Если политики не договорятся

По иному пути развития пойдет Украина, если экономике придется пережить еще один политический шок. Таковым могут стать политические конфронтации, протесты на Востоке, раскол в лагере сторонников новоизбранного президента и прочее. В первую очередь пострадает банковская система. Стремительный отток депозитов может вылиться в банкротство нескольких малых банков. В этом случае НБУ будет вынужден усиленно заниматься рефинансированием, спасая от банкротства крупные банки, и тем самым подогревая инфляционные процессы. Гривне в таком случае светит не что иное, как очередная спекулятивная атака. На черном рынке наличным долларом могут торговать на уровне 9-10 UAH/USD, поскольку власти привязаны к значительным выплатам по внешнему долгу и не смогут полностью удовлетворять спрос на наличном рынке. Причиной спроса на валюту может послужить и отток иностранных инвестиций.

Прямое последствие политической нестабильности — ухудшение платежной дисциплины одновременно с увеличением бюджетного дефицита. В таких условиях возросший дефицит бюджета не сможет быть профинансирован ни за счет внешних заимствований, ни за счет приватизационных поступлений (в случае политических конфронтаций существенные доходы от приватизации едва ли возможны). Негативные ожидания будут побуждать экономических агентов избавляться от гривни любым путем: покупая валюту или товары первой необходимости. Инфляция по итогам года в таком случае может достичь 25%. При этом частное потребление сначала резко возрастет благодаря ажиотажному спросу на товары первой необходимости, затем снизится в связи с сокращением реальных доходов населения. Объемы экспорта пойдут на убыль по мере того, как иностранные компании будут отказываться от ненадежных украинских контрактов.

Андрей ЕРМОЛАЕВ,

директор центра политических исследований «София»

1. Пересмотреть предложения предшественников об изменениях бюджета-2005.

2. Пересмотреть неэффективную приватизацию 2003-2004 годов.

3. Разработать пакет социальных решений, тесно связанных с бюджетом. Социальные обязательства, взятые государством в прошлом году перед пенсионерами, должны быть выполнены.

4. Начать административную реформу, которая должна заключаться в формировании более эффективной системы исполнительной власти по вертикали министерств, корпоративного сектора.

5. Пересмотреть решение о формировании ЕЭП.

Алексей ГАРАНЬ,

профессор политологии

1. Расширить социальную базу накануне парламентских выборов.

2. Начать административную реформу.

3. Привести систему судов в соответствие с законом о судоустройстве.

4. Принять либеральный Налоговый кодекс, усовершенствовать Гражданский кодекс, что должно происходить параллельно с отменой Хозяйственного кодекса.

5. Добиться признания со стороны ЕС Украины страной с рыночной экономикой и начать движение к соглашению о свободной торговле с ЕС. Добиваться наполнения реальным содержанием действующих соглашений о свободной торговле со странами СНГ.

Сергей ТОЛСТОВ,

директор Института политического анализа и международных отношений

1. Прекратить радикализм в отношениях с экономикой.

2. Объявить реальную программу преодоления коррупции.

3. Определить четкую позицию по отношению к государственной собственности, чтобы сделать невозможной теневую приватизацию.

4. Отказаться от критиканства в отношении России.

5. Разработать такую стратегию евроинтеграции, которая защищала бы граждан от неблагоприятных влияний.

Александр ЛИТВИНЕНКО,

заместитель директора Национального института стратегических исследований

1. Подготовить предложения изменений в бюджет-2005.

2. Разработать реальную стратегию евроинтеграции.

3. Разработать реальную стратегию сотрудничества с Российской Федерацией.

4. Активизировать административную реформу — политические должности и государственная служба должны быть четко разграничены.

5. Ввести новые отношения с бизнесом, в первую очередь с крупным, и обеспечить отход от олигархической модели. Поднять вопрос детенизации и демонополизации экономики.

Владимир ЛАНОВОЙ,

директор Центра рыночных реформ

1. Объявить о переходе к доминированию частного права над формальным государственным правом.

2. Демонополизировать рынки и отрасли. Провести рекорпоратизацию.

3. Пересмотреть денежно-кредитную и валютную политику.

4. Начать создание информационной экономики — развитие IT-отраслей, индустрии программного обеспечения.

5. Обеспечить благоприятный режим для национальных и иностранных инвесторов.

Александр ДЕРГАЧЕВ,

ведущий научный сотрудник Института политических и этнонациональних исследований НАН Украины

1. Размежевать бизнес и власть. Это предусматривает детенизацию и борьбу с коррупцией, обновление кадрового состава управленцев.

2. Провести расследование деятельности прошлой власти. О массовых судебных преследованиях речь не идет — главное понять, имеют ли основания те, кто сегодня претендует на роль оппозиции, вообще быть в публичной политике.

3. Вернуться к системным реформам в экономической сфере.

4. Достичь национальной консолидации, преодолеть сепаратизм.

5. Обеспечить гражданские права и политические свободы. Провести реформу местного самоуправления.

Экономическая повестка для нового премьера*

1. Пересмотреть бюджет-2005.

2. Провести ревизию бюджетных средств, включая приватизационные поступления.

3. Наконец-то провести налоговую реформу. Навести порядок в возмещении НДС (мониторинг заявок на возмещение, борьба с фиктивными фирмами) и обращении НДС-облигаций (уменьшение дисконта, отказ от принудительного возмещения облигациями). Снизить ставку НДС. Решить вопрос с единым налогом (принятие закона об упрощенном налогообложении). Ликвидировать налоговую милицию. Принять Налоговый кодекс.

4. Надавить на Нацбанк с целью либерализации правил для валютного и кредитного рынков (принять меры с целью удешевления кредитных ресурсов и т. д.).

5. Определить приоритетные для развития экономики отрасли промышленности. Основное внимание уделить отраслям, производящим продукцию с высокой добавленной стоимостью и при этом конкурентоспособным на мировых рынках (в первую очередь машиностроению).

6. Принять программу развития инфраструктурных отраслей (в первую очередь транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунальной сферы), определить уровень субсидий и налоговых льгот, необходимых для стабильного развития данных отраслей.

7. Принять меры для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий на внешних рынках. В частности, разработать и принять программы, обязывающие предприятия инвестировать в модернизацию производства и технологических процессов. Основное внимание следует уделить развитию энергосберегающих технологий и стандартизации промышленной продукции по нормам ISO. Кроме того, обязать крупные промпредприятия обнародовать ежегодную финансовую отчетность и (желательно) структуру акционеров вплоть до физических лиц. Ввести административную ответственность за несоблюдение таких требований.

8. Определить список промышленных предприятий,

   нуждающихся в немедленной приватизации. Ключевыми критериями для выбора инвестора должна стать предложенная за предприятие цена (причем деньги должны перечисляться в бюджет непосредственно в день оглашения итогов конкурса), а также возможность инвестора включить продаваемое предприятие в производственную цепочку. В случае отсутствия реального спроса возможна передача инвестору прав на предприятие под инвестобязательства.

 9. Завершить административную реформу, укрупнить часть министерств и ведомств, устранить дублирующие функции госструктур и чинов (министр ТЭК — вице-премьер по ТЭК, министр АПК — вице-премьер по АПК). Снизить количество уровней менеджмента в госструктурах.

10. Увеличить полномочия и ответственность Антимонопольного комитета относительно ценового регулирования. Добиться принятия закона, по которому монопольный сговор можно было бы определять путем экономического анализа, проведенного независимыми структурами по заказу АМКУ. Увеличить штрафы за нарушения конкурентного законодательства, особенно для монополистов.

11. Усовершенствовать механизм регистрации и лицензирования малого и среднего бизнеса. Сделать механизм «единого окна» реально действующим.

12. Проведение судебной реформы. Разграничение полномочий и роли хозяйственных судов различного уровня в принятии ключевых решений для отраслей экономики. Ограничение полномочий судов по территориальному принципу. Определение процедуры банкротства предприятий в соответствии с западноевропейскими нормами.

13. Социальные аспекты. Завершение пенсионной реформы, проведение реформы системы здравоохранения, развитие системы жилищного строительства через механизмы ипотечного кредитования.

*Версия

Контрактов


Прогноз отдельных макроэкономических показателей, 2005 г.
 
Базовый сценарий, %
Неблагоприятныйсценарий, %
ВВП
5,6
3,3
Частное потребление
11,3
7,3
Инвестиции
5,9
-1,6
Экспорт
8,7
6,5
Импорт
11,6
1,9
Промышленность (добавленная стоимость)
8,3
3,8
Строительство (добавленная стоимость)
15,6
8,6
Услуги (добавленная стоимость)
12,1
7,1
Обменный курс (UAH/USD, на конец периода)
5,27
9-10*
Индекс потребительских цен (на конец периода, %)
11,0
25,0
Индекс цен производителей (на конец периода, %)
15,0
17,0
* Неофициальный валютный курс
По данным CASE-Украина
Контракты №1-2 / 2005


Вы здесь:
вверх