логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Конец таможенного сервера Ольга ШВАГУЛЯК-ШОСТАК - «Контракты» №10 Март 2005г.

В конце февраля на западных границах Украины образовались многокилометровые очереди грузовиков, которые не могли пересечь границу. Такого ЧП международного масштаба в таможенной истории государства еще не было.


Проблемы на таможне продолжаются уже вторую неделю. Субботу, 26 февраля, можно без преувеличения назвать черной для многих украинских импортеров и западных экспортеров, имевших несчастье именно в это время везти свои грузы через украинскую границу. В этот день оформление грузов прекратилось, и на границе почти со скоростью света появились многокилометровые очереди грузовых автомобилей. Но еще быстрее распространились слухи, основанные на невероятных версиях произошедшего.

Технический сбой

По официальному сообщению пресс-службы Государственной таможенной службы Украины, произошел технический сбой в работе оборудования: прекратила работать центральная база данных ГТСУ, куда заносилась информация обо всех прибывающих в Украину грузах. Как неофициально и популярно объяснили Контрактам в этом ведомстве, в Киеве «полетел» сервер, на котором эта информация накапливалась на протяжении нескольких лет!

Это сделало невозможным контроль за доставкой грузов. Правда, в воскресенье, 27 февраля, движение транспорта было восстановлено: вместо компьютерной связи обмен информацией между пограничными и внутренними таможнями происходил, как десять лет назад, через факсимильную аппаратуру. Чтобы выполнить эту ручную процедуру, работникам почти сотни внутренних украинских таможен, ожидавших грузы из Польши, пришлось прочно «сесть» на телефоны и начать механически дозваниваться, например, на пограничную Рава-Русскую таможню, через которую должен был пройти их груз. Неготовые к такой горячей нагрузке, телефонные номера пропускают лишь часть счастливцев. Но даже прорвавшись по телефону к пограничной таможне, внутренним таможням не всегда удается без технического сбоя передать факс, а потом еще и получить обратное факсимильное подтверждение о пересечении границы.

Во вторник, 1 марта, страдающих импортеров заверили в Гостаможкоме, что ручное сопровождение грузовиков продлится всего несколько дней. Потому что компьютерные специалисты в поте лица круглосуточно работают над реанимацией базы данных. Более того, Гостаможня заявила, что последствия «серверного удара» рассасываются: пограничные структуры почти вышли на обычный — в количественном выражении — режим грузов, попадающих через границу в Украину. Проблему создают разве что транспортные средства, накопившиеся на польской стороне на протяжении «черной» субботы. Самые длинные очереди — больше тысячи грузовиков — выстроились в Ягодине (Волынская область), поскольку через этот переход обычно идет наибольший поток затоваренных автомобилей.

Однако, как выяснили Контракты, и во Львовской области, где находится несколько пунктов пропуска, еще далеко до традиционного рабочего состояния — если раньше на переходах одновременно находилось всего по 20-30 грузовиков, то сегодня там стоят сотни машин. Особые убытки от «компьютерной диверсии» терпят импортеры скоропортящихся групп товаров, с 1-й по 24-ю: фрукты, овощи, другие продукты питания, а также цветы.

Взгляд из-за границы

Чтобы оценить ситуацию с польской стороны, Контракты обратились к журналисту «Радио Жешув» Мареку Цинкару. Вот что он сообщил с польского приграничья: «Был вчера (1 марта) на границе в Корчевой (с украинской стороны — Краковец). Очередь — длиной 5 километров. Встретил в очереди водителей, стоящих с пятницы. Польские пограничники удивлены, что такое могло произойти с компьютерной системой в Украине. Они считают, что подобная ситуация недопустима. А украинские водители ТIRов думают, что это политические игры украинских служб. Поломку сервера они считают самым обыкновенным саботажем. Мол, Ющенко хочет уничтожить криминальный порядок на границе, а мафия таможни ему препятствует».

Однако еще до «серверного срыва» такой патогенной зоной была польская таможня. Ввиду придирчивого компьютерного учета людей, товаров и автомобилей на новой ЕЭСовской границе в последние месяцы с украинской стороны хроническими стали очереди легковушек. Главный конфликт интересов, считают специалисты, состоит во взаимном несоответствии украинско-польского законодательства. Если отечественные нормативы позволяют своим гражданам вывозить из Украины товар на сумму EUR200, то по польским, — контрабандой считается даже лишний блок сигарет в ржавых «Жигулях», поэтому «злостному курильщику» грозит прямая дорога в «черный» список невыездных. Кроме того, на польскую сторону так и не удалось протянуть «зеленый коридор», который в позапрошлом году инициативно открыли украинские таможенники.

А украинская таможенная служба, которая с «серверным» скандалом, как с плохим приданым, переходит под опеку Министерства финансов, чтобы предотвратить резонансные международные очереди на украинско-польской границе, как минимум должна запустить в центральном офисе новую мощную компьютерную машину. Однако из старой базы данных, как предположили в разговоре с Контрактами осведомленные таможенники, удастся восстановить лишь незначительную часть — большинство очень ценной, в частности и для правоохранительных органов, информации будет навсегда утеряно.


Мнение эксперта

Юрий ПУКАЛЬСКИЙ, вице-президент Львовской ТПП:

— Когда начинаются реформы, правила игры всегда меняются. Часть украинских предпринимателей долгое время пошлину не платила — неофициально договаривались с таможенниками. А теперь договоренности не работают, потому что таможенники под прессингом и предпочитают работать в рамках закона. Но предприниматели по официальным пошлинам работать просто не могут, поскольку они «неподъемные».

Комментарий импортера

Олег ПРИШЛЯК, генеральный директор фирмы «Эрго» (стройматериалы):

— Нас очень радует резкое уменьшение контрабандного потока товаров и отсутствие недобросовестной конкуренции. Теперь аналогичный нашему товар, который мы официально привозим с уплатой всех платежей, уже нельзя купить, как это было месяц назад, в соседней будке на 10-15% дешевле. Эти точки либо повышают цены, либо, если они ориентировались на контрабанду, вообще закрываются.

Контракты №10 / 2005


Вы здесь:
вверх