логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Общественное шоу Роман КУЛЬЧИНСКИЙ - «Контракты» №10 Март 2005г.

Каналы, где вместо ярких шоу обсуждаются общественно-политические проблемы, оказывается, также имеют свою аудиторию. Ведь зрители являются не только потребителями, но еще и гражданами.


Общественный спрос

Идея создания общественного телевидения витает в украинском информпространстве уже лет пять. Журналисты помнят даже несколько попыток его создания. В 1999 году во время предвыборной кампании Леонида Кучмы его команда организовывала так называемое уличное телевидение, проводившее многочисленные телемосты между регионами, которое в проекте должно было стать общественным телевидением. Однако выборы закончились, и проект так и остался проектом. Позже идею общественного вещания пытался воплотить известный (нынче покойный) журналист Александр Кривенко. Он начал с создания «Общественного радио», выходившего в эфир на коммерческих FM-станциях при поддержке грантов международных организаций.

Пребывая в оппозиции, «Наша Украина» активно выступала за создание общественного телевидения. Это было вполне естественно в условиях информационной блокады. Получив власть, бывшие оппозиционеры успокоились. По мнению президента Академии украинской прессы Валерия Иванова, власть склоняется к тому, чтобы сохранить государственное телевидение, сделав его более качественным. О желании сохранить статус-кво свидетельствуют и последние заявления вице-премьера по гуманитарным вопросам Николая Томенко: «Украинский народ хочет иметь общественное телевидение без рекламы, но платить за него не хочет и считает, что это должно делать государство». Такие слова можно расценить как мягкий отказ от работы в направлении создания ОТ, ведь строительство нового канала потребует немалых средств и займет много времени. Новый руководитель НТКУ Тарас Стецькив говорит, что идею превращения НТКУ в общественное телевидение следует подробно обсудить, и подчеркивает, что президент поручил ему создать беспристрастный, коммерчески привлекательный, но государственный канал.

Сегодня существует несколько взглядов на общественное телевидение. Больше всего дискуссий вокруг концепции, разработанной командой экс-руководителя «Нового канала» Александра Ткаченко. Обозреватели поговаривали, что он ушел с «Нового», чтобы заняться созданием общественного телевидения, и имел соответствующие гарантии со стороны окружения Ющенко. Правда, сам Ткаченко в интервью Контрактам эту информацию опроверг. По словам шеф-редактора интернет-издания «Телекритика» Натальи Лигачевой, Ткаченко рассчитывал, что сразу после выборов новый президент выдаст ряд указов, которые превратили бы НТКУ в общественное телевидение, а уже потом парламент принял бы соответствующий закон. «Но блицкриг провалился», — резюмировала Лигачева.

Журналистское предложение

Собственность. Общественное телевидение должно быть создано на основе имущества, принадлежащего Национальной телерадиокомпании (Первый канал) и областным государственным телерадиокомпаниям (Второй общенациональный культурологический канал). Вопрос, кому будет принадлежать имущество, Ткаченко не затрагивает, поэтому критики высказывают опасения, что таким образом определенные силы пытаются приватизировать государственную собственность. Как компромиссный вариант предлагается все имущество, используемое ОТ, оставить в собственности государства. Также высказывается мнение, что для вещания ОТ следует создать новый канал, а на НТКУ оставить государственное телевидение.

Финансирование. Концепция Ткаченко, например, предполагает шесть вариантов финансирования общественного ТВ — это прямой налог с граждан для финансирования ОТ, средства из госбюджета, абонплата с каждого гражданина или семьи, налог на рекламу, специальный налог для коммерческих ТВ и радио, размещение прямой и спонсорской рекламы на каналах общественного ТВ и радио. В концепции предлагается после трех лет работы установить ограничение на рекламу. Многие специалисты считают, что абонплату нельзя взимать принципиально, поскольку тогда ОТ превратится в коммерческий платный канал. Немало противников и у идеи разрешить рекламу на ОТ, поскольку это сделает канал зависимым от рекламодателей. Бюджетное финансирование также имеет противников, они считают, что в таком случае общественное ТВ ничем не будет отличаться от государственного.

Наблюдательный совет. В состав наблюдательного совета должны войти «7 или 9 общепризнанных и уважаемых в обществе профессионалов с безупречной репутацией». Членами НС не могут быть политики и представители органов любой из ветвей власти. Однако некоторые считают, что в НС должны входить политики от власти и оппозиции.

Общественное телевидение все-таки опирается на рекламу
Виды программ
Вещатель
Структура
доходов: абонентская
плата
/госсубсидии
/реклама и
спонсорство
/другое, %
Развле
кате
льные
переда
чи,1 %
Детские,
подрост
ковые,
образова
тельные,
религиозные
передачи, %
Новос
ти,
поли
тика,%
Спорти
вные
переда
чи,%
Рыночная
доля
вещателя, %
АРД, ЦДФ (Германия)
82/0/9/9
41
8
42
7
39
Би-би-си (Великобритания)
97/0/0/3
31
28
27
12
42
ДР, ТВ-2 (Дания)
91/0/1/8
41
5
40
14
69
РАІ (Италия)
59/0/37/4
51
9
33
8
49
СВТ (Швеция)
98/0/1/1
37
1
49
10
46
ТВП (Польша)
32/0/37/31
47
12
34
7
58
Ф-2, Ф-3 (Франция)
50/50/0/0
502
32
302
102
41
1Включает театр, музыку, передачи о культуре, фильмы, легкие развлекательные
передачи, сериалы, комедийные передачи. 2Только Ф-2.
По материалам Академии украинской прессы

У них

Германия. Работают три канала общественного телевидения. Первый — АРД, транслирующий программы федеральных телекомпаний. Второй — ЦДФ, общенациональный канал. На третьем на всех федеративных землях выходят программы, подготовленные местными компаниями. ЦДФ создан 6 июня 1961 года в результате заключения договора между представителями правительств земель. Телевизионный совет телекомпании состоит из 66 представителей правительств земель, правительства федерации, основных политических партий, профсоюзов, церкви и влиятельных общественных организаций. Главная задача телерадиовещательного совета ЦДФ — надзор за сохранением баланса точек зрения. Интересно, что незадолго до создания ЦДФ канцлер ФРГ Конрад Аденауэр попытался организовать работу правительственного канала «Немецкое телевидение». Однако Федеральный конституционный суд признал, что существование такого телевидения противоречит Конституции. Единственная телерадиокомпания, находящаяся в распоряжении федерации и финансируемая правительством — это «Немецкая волна». Но, по закону, она осуществляет вещание только за границу, чтобы у ненемецкой аудитории была возможность узнавать о реалиях немецкой жизни и разъяснять позиции немецкого правительства по тем или иным вопросам.

США. Единого общенационального общественного канала не существует, однако работают несколько сетей некоммерческих радио- и телестанций. Одна из крупнейших — Кабельно-спутниковая сеть общественных мероприятий (Си-СПЕН) — бесплатная для пользователей и транслирует заседания конгресса США. Приблизительно 17% расходов на некоммерческое телерадиовещание покрываются за счет федерального бюджета, около 22% — гранты от различных фондов, 20% — пожертвования от частных лиц. Реклама на общественном вещании запрещена, поэтому нехватка средств остается основной проблемой американского публичного телерадиовещания. Также есть Служба публичного вещания, функции которой сводятся к координации нескольких наибольших публичных телестанций в разных уголках Америки. Государство обязывает операторов, предоставляющих телестанциям спутниковые каналы, от 4 до 7% своих услуг резервировать для трансляции некоммерческих образовательных и информационных программ.

Великобритания. BBC — всемирно известная британская телерадиокомпания — классический пример общественного телевидения. Главный источник прибыли ВВС — абонентская плата, которая вносится в бюджет в виде лицензии, ежегодно приобретаемой каждым владельцем теле- или радиоприемника. Стоит такая лицензия приблизительно 90 фунтов. ВВС учредила коммерческие компании ВВС Worldwide, ВВС World, ВВС Prime. Часть денег инвестируется в развитие цифровых технологий, в коммерческую деятельность ВВС, продажу ее программ, производство телефильмов, издательскую деятельность. В BBC есть специальное подразделение, выявляющее незарегистрированные телеприемники. Считается, что таких около 13%. В 1995-1996 годах 1555 человек были даже арестованы за неуплату лицензионного сбора, а потом оштрафованы.

Швеция. В этой стране работают три общественных вещателя — Шведское телевидение, Шведское радио, Образовательное вещание. Все они — независимые компании, хотя зарегистрированы как общества с ограниченной ответственностью. По решению парламента в 1994 году правительство создало фонд, который владеет и руководит акциями этих компаний. Его задача — обеспечивать независимость и некоррумпированность вещания. Правление фонда назначается правительством в соответствии с процентным соотношением мест в парламенте между различными политическими силами. Лицензионный налог на содержание общественных вещателей взимается со всего населения и составляет около $150 в год.

Франция. Общественное телевидение олицетворяет холдинг France Television, который владеет и определяет стратегию трех национальных каналов — France 2, France 3 и La Cinquieme. Глава холдинга избирается Высшим аудиовизуальным советом на 5 лет.

Польша. Государственное объединение «Польское радио и телевидение» в декабре 1992 года было преобразовано в одно общенациональное и 17 региональных акционерных обществ для радиовещания и одно — для телевидения.

Все акции этих обществ принадлежат государству в лице Министерства финансов. Финансируются публичные телерадиостанции путем абонентской платы, а распределением средств занимается Национальный совет по вопросам радиовещания и телевидения. Дополнительные средства польские телерадиоорганизации получают за счет рекламы.

Контракты №10 / 2005


Вы здесь:
вверх