логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Вождение по мукам Виктория РАТНАЯ - «Контракты» №10 Март 2005г.

Парламентарии предлагают перенести сроки введения обязательного страхования автогражданской ответственности. Страховщики же добиваются противоположного решения.


В преддверии введения автогражданки, в Верховной Раде зарегистрировано уже восемь законопроектов, большинство из которых предполагают отсрочку ОСАГО (обязательного страхования автогражданской ответственности) на полтора-два года. Например, автор одного из таких законопроектов Валерий Пустовойтенко полагает, что 2007 год наиболее удачный для массового страхования владельцев автотранспортных средств. В свою очередь, лидер социалистов Александр Мороз считает, что «автогражданка» вообще должна стать добровольной, а не обязательной. Лоббисты страховщиков в парламенте, к которым относят Александра Морозова и Виталия Хомутынника, называют законопроекты своих политических оппонентов популистскими, и отстаивают необходимость сохранения оговоренных сроков по массовому внедрению ОСАГО.

Вложения в статус

Уже почти 9 лет предпринимаются попытки придать «автогражданке» статус обязательного вида страхования. Еще в 1996 году был принят соответствующий закон. Но он не предусматривал ответственности за отсутствие полиса, а значит, автовладельцам не обязательно было его предъявлять сотрудникам ГАИ.

После длительных политических дебатов летом прошлого года был принят новый закон. В его заключительных положениях речь шла о внесении изменений в ряд других нормативных актов, в частности, в законы «О милиции» и «О дорожном движении», а также в Кодекс об административных правонарушениях. Контролировать наличие полисов на дорогах обязали ГАИ, а штраф за отсутствие такового определили в размере 17 грн. Закон вступил в действие с 1 января этого года, однако норма об ответственности за отсутствие полиса вступает в действие лишь с 1 апреля. Учитывая, что данный нормативно-правовой акт появился в середине лета, а лицензионные условия для СК были разработаны только к концу года, сами страховщики и некоторые политики подняли вопрос о недостаточной готовности страхового рынка к массовой работе с ОСАГО. Первые лицензии страховые компании смогли получить лишь в начале текущего года, а реально начали осуществлять страхование этого вида ответственности с 25 января.

Однако, несмотря на затянувшиеся сроки с подготовкой лицензионных условий, выпуском бланков новых полисов, согласованием размеров гарантийных взносов и самого принципа наполнения и контроля гарантийного фонда Моторно-транспортного бюро (МТСБУ), компании, желающие работать на этом рынке, еще с прошлого года начали вкладывать инвестиции в развитие инфраструктуры под ОСАГО. Во многих компаниях были открыты специальные обучающие школы для агентов, расширялись сети аварийных комиссаров, организовывались выездные точки продаж. По оценкам страховщиков, в развитие ОСАГО вложено более 100 млн грн (без учета стоимости лицензий). Из них 60 млн грн составили обязательные взносы лицензированных СК в гарантийный фонд МТСБУ и более 40 млн грн — в расширение обслуживающей инфраструктуры.

Нет денег, нет и страховки

Как отмечают в страховых компаниях, отмена ОСАГО как обязательного вида с начала этого года негативно отразится на финансовом положении многих компаний. Получается, что страховщики уже были близки к финишной прямой, а ее вдруг взяли и отодвинули. По отзывам собственников и топ-менеджеров СК, поддержание созданной инфраструктуры по обслуживанию ОСАГО повлечет за собой дополнительные расходы, не говоря уже о том, что страховщики потратились на получение лицензии стоимостью в 30 тыс. грн и внесение не менее EUR100 тыс. в гарантийный фонд МТСБУ. В случае отсрочки ОСАГО их капиталовложения окупятся не скоро.

Алексей Кушнир, зампредседателя правления ЗАО «Страховая компания «Статус» говорит, что сейчас в Украине повторяются российские события, когда на отмене аналогичного закона некоторые политики РФ пытались повысить свой рейтинг. Операторы рынка также апеллируют к социальной значимости действующего закона. Начальник управления страховых продуктов ЗАО «Страховая группа «ТАС» Андрей Власенко не сдерживает эмоций: «Мы крайне отрицательно относимся к любым популистским заявлениям о необходимости перенести закон или об отмене этого вида страхования как обязательного. Кто сегодня может дать гарантию, что каждый автовладелец в состоянии самостоятельно возместить пострадавшим в ДТП, виновником которого он стал, десятки, а то и сотни тысяч гривен на лечение и восстановление поврежденного имущества (автомобиля, личных вещей)? А «автогражданка», в первую очередь, направлена именно на защиту людей, пострадавших в ДТП, на создание эффективного и действенного механизма возмещения причиненного автомобилями вреда».

Следует отметить, что новая редакция закона предусматривает существенное повышение ответственности страховщика по ущербу, нанесенному жизни и здоровью третьих лиц: так, если ранее она составляла 8,5 тыс. грн, то теперь выросла до 51 тыс. грн, а ответственность по имуществу составляет 25,5 тыс. грн. Законом учтено и то, что в первый год не все водители купят полис ОСАГО, поэтому ущерб по ДТП, произошедшим по вине незастрахованных водителей, будет возмещаться третьим лицам МТСБУ из специально созданного гарантийного фонда.

По словам председателя правления ЗАО «Просто-страхование» Павла Фурсевича, все лицензированные участники рынка ОСАГО произвели обязательные перечисления гарантийных взносов на сумму 60 млн грн. Поэтому любые популистские решения могут привести к финансовому банкротству не только некоторых страховщиков, но и главного гарантирующего органа МТСБУ. «Необходимо перенести сроки вступления в действие данной нормы закона на 1 января 2006 года, но только в части имущественного вреда. Вред, нанесенный жизни и здоровью, будет покрываться Моторным бюро уже с первого апреля», — говорит Хомутынник.

Тарифный спад

Не менее дискутируемая тема среди парламентариев — стоимость страховки. Александр Турчинов до того как из Верховной Рады перебрался в СБУ, предлагал в своем законопроекте снизить базовый тариф до 100 грн и это после того, как еще в прошлом году в результате долгих споров и согласований между Госфинуслуг, рынком и правительством был утвержден размер базового тарифа в 291,49 грн. Его величина компромиссна, поскольку, с одной стороны, не позволяет страховщикам рассчитывать на сверхприбыли, с другой — не слишком велика для автовладельцев (ранее обсуждалась цифра в 323 грн). Если тариф понизить, то ОСАГО для страховщиков сразу же станет нерентабельным. По мнению Хомутынника, в случае принятия законопроекта Александра Турчинова в этом секторе страхования не останется ни одной страховой компании, поскольку страховать такие риски будет убыточно.

В этой связи в СК «ПРОСТО-страхование» произвели специальные расчеты. Они показывают, что исходя из базового тарифа 291,49 грн, 15% застрахованных автомобилистов и 50% убыточности (именно такой уровень убыточности у СК на данный момент, хотя с ростом количества застрахованных он будет расти. — Авт.), доход СК составит лишь 1,3 млн грн, тогда как при аналогичных исходных данных и базовом тарифе в 100 грн страховщики понесут убытки в 121 млн грн. При этом не стоит забывать, что, чем меньше компании аккумулируют платежей, тем меньшими будут резервы гарантийного фонда, формируемого исключительно из отчислений страховщиков. Так, если будет принято решение о введении базового тарифа в 100 грн и отменен контроль над наличием полисов, нехватка средств в гарантийном фонде составит 724 млн грн.

Фактически у противников введения автогражданки осталось три недели, чтобы добиться своих целей. Едва ли к 1 апреля им удастся провести соответствующие законопроекты, тем более что пока ни один из восьми поданных законопроектов даже не рассматривался в профильном парламентском Комитете по финансам и банковской деятельности.

Расчет доходов страховых компаний при разных базовых платежах
Базовый платеж, грн
291,49
100
Средний платеж, грн
230
74
Количество транспортных средств
8 689 332
8 689 332
Объем рынка, грн
1 998 546 360
643 010 568
Убыточность
50%
50%
Застраховано
15,00%
15,00%
Платежи, грн
299 781 954
96 451 585
фонд защиты потерпевших —5%
14 989 098
4 822 579
гарантийные взносы, грн
60 000 000
60 000 000
Всего отчислений в фонд, грн
74 989 098
64 822 579
Всего выплат и резервы, грн
999 273 180
999 273 180
Выплаты страховщиков, грн
149 890 977
149 890 977
Выплаты из гарантийного фонда, грн
849 382 203
849 382 203
Остаток гарантийного фонда, грн
-774 393 105
-784 559 624
Налог, 3%
8 993 459
2 893 548
Средства для ведения дел, грн
64 596 843
-90 139 706
Доход, грн
1 285 477
-23 075 765
Контракты №10 / 2005


Вы здесь:
вверх