логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Свежий холод с Запада Автор: Светлана МАКСЮТА - «Контракты» №14 Апрель 2005г.

С приходом в Украину зарубежных торг овых сетей отечественный рынок холодильного оборудования вырастет б олее чем вдвое.


Каждый продовольственный магазин, независимо от размера, испытывает необходимость в холодильном оборудовании. Более 70% торгового оборота продовольственных магазинов составляют товары, хранение которых возможно только при средних (0 — +8 оС) и низких (0 — -24 оС) температурах. А появление магазинов крупных форматов подталкивает как отечественных производителей, так и поставщиков оборудования к поиску новых решений и предложений по проектированию и оснащению объектов. Как правило, наибольший спрос на холодильное оборудование формируют маркеты и супермаркеты с системой самообслуживания.

Каким бывает холод

Холодильное оборудование делится на три основных типа. До недавнего времени самым распространенным было оборудование со встроенными агрегатами, использующееся в небольших (до 150 кв. м площади) магазинах либо в арендованных торговых залах. Основное преимущество «встроенного холода» — возможность его установки в любой точке торгового зала и подключение как обычного холодильника. С другой стороны, непрерывная отдача тепла, повышающая температуру воздуха в помещении, увеличивает его приток к охлаждаемым объемам холодильной мебели, и, соответственно, помещения со «встроенным холодом» требуют наличия кондиционера. В этом сегменте позиции отечественных производителей наиболее сильны — 40-50% рынка.

Другая разновидность оборудования — выносное, когда компрессор и конденсатор холодильного агрегата монтируются вне торгового зала. Здесь доминирует зарубежная продукция — до 95% рынка. Главные преимущества таких систем — отсутствие шума от работающих компрессоров и выбросов тепла в торговый зал, а также возможность поддерживать стабильный температурный режим. Недостатки — более высокая цена по сравнению со встроенными агрегатами, и невозможность подключать к одному агрегату холодильное и морозильное оборудование.

Наибольший интерес магазины сейчас проявляют именно к этому типу оборудования, — если раньше выносными системами холода интересовались лишь супермаркеты с площадью в 1000 кв. м и более, то сейчас эта тенденция распространилась и на магазины от 300-400 кв. м. «Создание новых форматов розничной торговли на основе старых продовольственных магазинов и массовый переход к технологии самообслуживания ставит «выносной холод» на первое место», — отмечает руководитель направления супермаркетостроения компании «Новый Проект» Юрий Подмогильный.

Наконец, самой мощной системой холода является центральное холодоснабжение. Как правило, это две холодильные машины, одна из которых обеспечивает все среднетемпературное оборудование, а вторая — низкотемпературное. Такое оборудование работает практически без сбоев, имеет длительный срок службы, дает возможность подключения разнопланового оборудования. Наличие централизованного оборудования позволяет сэкономить на энергозатратах, возникающих, например, при обслуживании охлаждаемых стеллажей и морозильных боннетов (ванн), используемых всеми крупноформатными магазинами. Однако цена систем центрального хладоснабжения на 50-80% выше, чем у оборудования со «встроенным холодом».

По словам продавцов, покупатель торгового оборудования с каждым годом становится грамотнее и требовательнее к качеству продукции. Сегодня клиент делает заказ с учетом технических характеристик и авторитетности торговой марки, дизайна и эргономичности. Он не столько покупает мебель, обеспечивающую сохранность товара, сколько приходит за комплексным решением организации пространства своего магазина, которое включает в себя разработку проекта, монтаж оборудования, гарантийный и постгарантийный сервис. Многие украинские поставщики оборудования предлагают услуги по монтажу и сервису, что переводит вопрос подбора или выбора марки оборудования в другую плоскость — не столь важно какой марки само оборудование, важнее как оно будет работать, и кто будет обеспечивать его бесперебойную работу в гарантийный и постгарантийный период. Скорее всего, потребитель отдаст предпочтение компании, предоставляющей весь комплекс услуг «под ключ» — от разработки дизайн-проекта и поставки оборудования до монтажа и пусконаладочных работ.

Дед Мороз плюс Санта Клаус

Хотя в отдельных сегментах рынка украинские производители представлены достаточно широко (см. Кто правит бал на рынке), отечественная продукция не отличается широким ассортиментом. Так, в сегменте охлаждаемых стеллажей и боннетов для супермаркетов отечественного производителя нет. Кроме того, зарубежная продукция почти всегда превосходит по качеству украинские аналоги — цены на одинаковые по габаритам модели ведущих европейских производителей выше цен отечественной продукции на 5-10%.

Примечательно, что в последнее время оживился спрос на продукцию из ближнего зарубежья. Так, специалисты отмечают более высокий уровень оборудования российских производителей. «Российская продукция стала вполне конкурентоспособной по отношению к прочей импортной, за счет улучшения технологий и дизайна», — говорит начальник отдела розничных продаж компании «Торговый Дизайн» Алексей Кравченко.

Стабильной остается популярность дорогого итальянского, датского и немецкого оборудования, как правило, имеющего постоянных покупателей. В то же время, по словам операторов рынка, занимающихся поставками оборудования, все меньшим спросом пользуется польская продукция, особенно, в сегменте оборудования для супермаркетов. На украинском рынке поляков сменяют отечественные производители, а также турецкие, российские и китайские ТМ.

Предполагаемые в будущем перемены обусловлены сегодняшним состоянием и направлением развития, прежде всего, отечественного ритейла и смежных рынков, например, недвижимости. По мнению экспертов, продажи холодильного оборудования на украинском рынке в ближайшие годы могут вырасти более чем в два раза, в основном за счет развития крупноформатной торговли. Такие прогнозы, в первую очередь, базируются на ожидании появления на украинском рынке ритейла крупных глобальных операторов, а также расширением деятельности существующих крупных игроков розничного рынка.

В ближайшее время рынок холода будет расти в основном за счет импортного оборудования для супермаркетов. «От прихода зарубежных торговых сетей, скорее всего, не выиграют ни местные продавцы холодильного оборудования, ни производители, ни импортеры», — полагает Алексей Лазоренко.

Но не стоит сбрасывать со счетов и мелкоформатные магазины. Ведь предполагаемая экспансия зарубежных ритейлеров ускорит развитие розничной торговли в регионах. В Днепропетровской, Донецкой, Одесской, Харьковской областях уже сейчас идет ожесточенная борьба за перспективные помещения и площадки для строительства продовольственных магазинов. Соответственно, продавцы холодильного оборудования, главным образом отечественного, смогут поучаствовать и в региональных проектах. В провинции «встроенный холод», особенно отечественного производства, еще долгое время будет пользоваться спросом. «Связано это и с меньшими торговыми площадями магазинов, и с недостаточным количеством высококлассных специалистов по монтажным и сервисным работам», — констатирует Юрий Подмогильный.

Приток инвестиций и стремление ритейлеров расширить торговые площади поднимут спрос и значительно увеличат продажи, прежде всего, в сегменте выносного оборудования, на котором остановят свой выбор крупноформатные магазины. Тем не менее продавцы «встроенного холода» еще несколько лет будут сохранять свои позиции — срок службы у оборудования со встроенным компрессором короче, следовательно, его надо чаще менять. Спрос же на б/у оборудование с каждым годом будет снижаться.

Если верить оценкам экспертов, мелкие отечественные производители, успешно работающие с магазинами небольшого формата, с приходом международных сетей сохранят свои позиции. Кроме того, почти все операторы прогнозируют повышение цен на холодильное оборудование, объясняя это подорожанием металла на мировом рынке.


Кто правит бал на рынке

Крупнейшими отечественными игроками на рынке холодильного оборудования являются предприятия «РОСС» (Харьков), «Айсберг» (Одесса), «Интертехника» (Донецк), «Коман Лтд» (Бровары). Компания «РОСС» обеспечивает потребителей всеми моделями встроенного и выносного холодильного оборудования, которые были разработаны совместно с итальянскими дизайнерами. Завод «РЕФМА» в Мелитополе производит промышленное холодильное оборудование широкого спектра использования.

На отечественном рынке очень много зарубежных ТМ холодильного оборудования — Linde, BKT, Teledoor (Германия), Bonnet Neve (Франция), Arneg, Framec, ISA, Costan, Detroit, Eurocryor, Tecfrigo, Pastorfrigor, Oscartielle (Италия), AHT (Австрия), Pastorkalt (Словакия), Koxka, Mafirol (Испания), Norpe (Финляндия), Ugur, Diktas (Турция), Caravell, Vestfrost, Elcold, Derby (Дания), Cold, Mawi, Igloo, Juka, JBG (Польша), «Снайге» (Литва). Их представляют компании «Меркс», «Новый Проект», «Торговый Дизайн», «Био», «Астра», «Айсберг», «Балтик мастер», «Михалыч», «Владимир», ТЦ «Арктикс», «Технохолод», «Техносфера-Караван», «Еврохолод», «Камп».

Кого выбирать

Юрий ПОДМОГИЛЬНЫЙ, руководитель направления супермаркетостроения компании «Новый Проект»:

— При выборе поставщика оборудования для ритейлера определяющим является способность компании-поставщика эффективно решать комплексные инженерные и дизайнерские задачи, а также наличие у нее технологии решения подобных задач и опыта оснащения конкретных магазинов. Клиент должен поинтересоваться, есть ли в выбранной фирме опытная инженерная группа для разработки, группа для монтажа и наладки, а также сервисная группа для дальнейшего обслуживания. Опытный ритейлер стремится заказать все необходимое оборудование для магазина, включая услуги по разработке проекта, монтаж и сервис, у одного поставщика.

Виды оборудования
  Объем Стоимость
морозильные и холодильные лари 150-600 л $200-500
холодильные шкафы 350-1400 л $600-1100
морозильные ванны (боннеты) - $2000-5000
витрины - $1000-1900
горки - $1900-2500
Контракты №14 / 2005


Вы здесь:
вверх