логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Бюджет Пандоры Наталья ЗАДЕРЕЙ - «Контракты» №14 Апрель 2005г.

Поправки к госбюджету-2005 в очередной раз доказали готовность новой власти пожертвовать всем ради успеха на выборах-2006 и продемонстрировали полную политическую зависимость Нацбанка.


Предложенные правительством поправки в госбюджет-2005 без особых дискуссий одобрены парламентом, поддержаны Нацбанком и подписаны президентом. Окончательный вариант перекроенной сметы вполне соответствует ожиданиям — резко возросшие социальные расходы, отмененные налоговые льготы и дефицит, сокращенный гораздо менее существенно, чем обещалось. Бюджетная арифметика впечатляет — в отличие от правительства Януковича, летом увеличившего доходы бюджета на 4,5 млрд грн, правительство Тимошенко изыскало дополнительных 19,6 млрд грн.

Из них 6 млрд грн Кабмин рассчитывает получить за счет ускорившегося экономического роста, который сейчас реально замедляется. В отличие от независимых экспертов, уверенных в том, что инфляция превысит 10%, правительственные экономисты оптимистичны и по поводу ценовой динамики. Власть, одолеваемая желанием, во что бы то ни стало, достичь заявленных краткосрочных целей, не прочь полностью поменять правила игры по всем направлениям. То есть изменить налоговое, таможенное, валютное регулирование. Забывая, что сочетание столь радикальных мер может привести к самым непредсказуемым последствиям.

Миллиарды для оптимистов

На фоне замедления в феврале роста ВВП до 4,5% по сравнению с 6,5% в январе, заложенное в бюджете улучшение годового прогноза с 6,5 до 8,2% выглядит несколько странным. Еще более неожиданным выглядит повышение уровня распределения ВВП через бюджет — доселе этот показатель не трогал никто из бюджетных популистов. Так, если в минувшие годы доходы бюджета составляли порядка 26-28% ВВП, в этом году правительство планирует заполучить в казну 30,1% ВВП.

Частично подобный оптимизм можно списать на текущую динамику бюджетных поступлений. По данным Минфина, по сравнению с прошлым годом доходы бюджета выросли на 70%. Тем не менее ожидать повышенной деловой активности в период, когда меняются правила игры, странно. Ведь само по себе изобилие налоговых нововведений вряд ли побудит предпринимателей активно заняться инвестициями и расширением бизнеса. В целом, большинство экспертов сходятся на том, что ожидания положительного эффекта от реализации мер по борьбе с коррупцией и отмены льгот излишне оптимистичны. Скрытый дефицит из-за завышения доходной части бюджета может составить около 15 млрд грн.

В новом бюджете существенно повышены прогнозы по экспорту и импорту. Интересно, что на столь положительную динамику внешнеторговых операций правительство уповает, меняя правила игры на валютном рынке. Хотя оснований рассчитывать, что широко анонсируемое укрепление гривни не отразится на экспортных показателях, у правительства нет. На этом фоне, единственным фактором, на который может рассчитывать правительство, прогнозируя экономический рост, выглядит увеличение частного потребления.

Инфляцию не остановить

Признавать, что подобная бюджетная политика приведет к ускорению инфляции, Кабмин не хочет. Заложенный в бюджете прогноз инфляции ухудшен по сравнению с предыдущим проектом с 8,6 до 9,8%. Однако улучшен по сравнению с прогнозом Минэкономики в 11,2%. Неправительственные экономисты убеждены, что инфляция в нынешнем году будет двузначной и составит в лучшем случае 12-14%.

По словам министра экономики Сергея Терехина, препятствовать росту цен правительство будет, обеспечивая насыщение потребительского рынка, повышая активность госрезерва за счет интервенций на рынке продовольствия и нефтепродуктов, а также согласовывая политику социальных выплат с монетарной и валютно-курсовой политикой Нацбанка. Особые надежды в борьбе с инфляцией власти возлагают на укрепление гривни. В правительстве рассчитывают, что удешевление доллара приведет к удешевлению импорта и, в свою очередь, окажет влияние на внутренние цены. Возражения о том, что обесценивание долларовых депозитов может нанести удар по банковской системе и привести к перетоку средств с финансового рынка на товарный, а заодно и к инфляции, похоже, для новоявленных сторонников валютной либерализации не аргумент.

Сергей Терехин уже несколько раз заявлял, что правительство договорилось с НБУ об отмене обязательной продажи 50% валютной выручки. По словам министра, вместе с другими мерами, по поводу которых были достигнуты договоренности с НБУ, этот шаг приведет к резкому укреплению курса гривни. В среднем за год курс будет колебаться от 5,0 до 5,1 UAH/USD. Откуда у Минэкономики такая цифра — неизвестно. В объяснительной записке к бюджету расчеты налоговых поступлений от внешнеэкономической деятельности построены на прогнозе удешевления доллара на 0,8% и удорожания евро на 6,4%. Столь незначительная ревальвация (до порядка 5,2 UAH/USD) действительно возможна. Иное дело, если «другие меры Нацбанка» — это отказ от валютных интервенций. Если Нацбанк пойдет на такие меры, прогнозируемые 5,0 UAH/USD могут с таким же успехом превратиться в любую другую цифру. Дело в том, что даже примерных оценок того, каким образом стоимость активов (в том числе валюты) реагирует на действия монетарных властей, нет ни у Кабмина, ни у Нацбанка.

Примечательно, что согласно закону о Национальном банке, валютные курсы — это вообще компетенция только НБУ. Однако правительство предпочитает придерживаться нормы, содержащейся в декрете о системе валютного регулирования и контроля о том, что валютно-курсовая политика Нацбанка согласовывается с правительством. Действия Кабмина уже возымели свой эффект — создали ревальвационные ожидания. Это в свою очередь привело к притоку в Украину спекулятивного капитала, явлению, не способствующему устойчивости финансовой системы.

Зависимый курсовик

На фоне приближающихся парламентских выборов-2006 поддержка популистских поправок вполне понятна. Гораздо более опасным моментом является одобрение подобной фискальной политики Национальным банком. Выступая с парламентской трибуны, глава НБУ Владимир Стельмах рекомендовал народным депутатам принять правительственный проект изменений в госбюджет-2005.

По идее, инициативы правительства, столь явно угрожающие ценовой и курсовой стабильности, должны были бы вызвать у независимого нацбанкира бурный протест. Однако он ограничился лишь замечанием о рисках выполнения доходной части, в том числе по плану поступлений от НДС и акцизных сборов, и заметил, что «это действительно тот бюджет, которого давно ждали». Не менее лестны формулировки о бюджете у руководителя группы советников главы Нацбанка Валерия Литвицкого, считающего новый бюджет «бюджетом расширенного потребления, а не бюджетом проедания».

От дальнейших действий Нацбанка будет зависеть многое. Осторожность высказываний Владимира Стельмаха о курсовой политике и банкирское прошлое Виктора Ющенко вселяют надежду, что от резких движений на валютном рынке Нацбанк все-таки воздержится. Ведь чтобы перейти к более гибкому курсовому режиму, у НБУ все-таки маловато золотовалютных резервов, а также знаний о том, посредством каких инструментов можно достичь целевого уровня инфляции.

Контракты №14 / 2005


Вы здесь:
вверх