логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Жулики на проводе Виталий МУХИН - «Контракты» №14 Апрель 2005г.

Мошенники добрались до телекоммуникаций


Чем популярнее становятся услуги сотовой связи, тем больше мошенников стараются нажиться на незадачливых пользователях. Выбирать потенциальных жертв есть из кого: по последним данным, почти 16 миллионов украинцев пользуются мобильной связью (это 33% населения страны). Операторы подсчитали, что не менее 5 тысяч человек ежемесячно обращаются в информационные центры с сообщениями о попытках мошенничества. При всей незатейливости большинства мошеннических схем, последние полгода количество обманутых постоянно растет.

Мобильные наперсточники

Самый распространенный вид такого мошенничества — манипуляции с карточками предоплаченной связи. Обман происходит примерно таким образом: абоненту звонят якобы от оператора и сообщают о том, что он выиграл некий приз. Наиболее часто предлагаемыми призами являются цифровые видеокамеры, поездки в экзотические страны и тройное пополнение счета. После этого объясняют, что для получения приза необходимо сообщить код карточки пополнения счета, как правило, на большую сумму. Как только мошенникам становятся известны цифры уникального кода пополнения, они используют их по назначению, пополняя свои счета. После этого владелец карточки автоматически лишается возможности пополнить свой счет. Само собой, обещанного приза он тоже не получает.

Чтобы привлекать новых абонентов в свои аферы, жулики не устают совершенствовать методы выманивания денег. Для придания подлинности таким звонкам мошенники часто пользуются диктофонными записями голосов, похожих на системные автоответчики оператора. Для собственной безопасности некоторые преступники выманивают паспортные данные или домашний адрес потенциальной жертвы. Таким образом, они получают возможность запугивать потерпевших, чтобы они не обращались в милицию с заявлениями.

Мобильные воришки активно осваивают новые виды вымогательства, используя новые услуги операторов. Так, например, едва у абонентов Киевстара появилась возможность переводить деньги с одного лицевого счета на другой, этим немедленно воспользовались недобросовестные пользователи. Теперь мошенники под разными предлогами провоцируют своих жертв вводить специальный набор USSD команд, предназначенных для реализации услуги по переводу денег, с помощью которых деньги со счетов доверчивых граждан поступают на счета жуликов. Чтобы добиться от доверчивого абонента добровольного исполнения просьбы, обманщики обещают, что это пополнение нанесет ущерб их оператору и позволит жертве обзавестись дармовыми деньгами на счету. Например, жертве сообщают, что взломан сервер оператора, и каждый, кто наберет определенные коды, сможет утроить сумму на своем счету. В этом случае потерпевшие не спешат обращаться за помощью в компанию. Ведь получается, что они хотели поучаствовать в краже денег, а вышло, что сами попали в ловушку.

В ответ на волну возмущения обманутых абонентов, Киевстар установил ограничения на количество транзакций (не более 2-х в день) и ввел лимит на общую сумму остатка на лицевом счету в размере 3 тыс. грн в день.

Искореним мошенничество?

Процесс борьбы с «продавцами счастья» состоит из нескольких этапов. Начало ему может положить сам абонент, написав заявление оператору о том, что у него выманили деньги. Желательно к заявлению приложить карточку и чек о ее покупке, если таковой имеется. По данным украденного ваучера можно определить, какой номер телефона был пополнен украденным кодом. После этого проверяется номер, с которого звонили. Представители службы безопасности оператора звонят по номеру предполагаемого мошенника и узнают, откуда он взял код пополнения ваучера, проверяются его контакты, и как часто он совершал подобные звонки. Затем отслеживаются его действия на протяжении некоторого срока.

По словам начальника службы безопасности UMC Дмитрия Винцевича, до милиции такие заявления обычно не доходят из-за частых отказов в возбуждении уголовного дела. Кроме того, абоненту часто просто стыдно признаться в том, что он стал жертвой мошенников. Если вина будет доказана, то жулика в соответствии с законом «О телекоммуникациях» могут отключить от сети.

Чтобы не стать жертвой аферистов, в случае сомнительных предложений, поступивших от неизвестных абонентов, выдающих себя за представителей операторов и других организаций, стоит вспомнить три признака подозрительного розыгрыша призов. Во-первых, оператор никогда не проводит акций, для участия в которых необходимо предоставить код ваучера. Во-вторых, компания не будет просить абонента перезвонить ей по платному номеру. Номера информационных центров оператора всегда бесплатные. В-третьих, оператор не высылает абоненту sms со своего интернет-сайта, для этого есть специальные сервисные номера, которые можно уточнить в информационном центре.


В тюрьме и на воле

Отпетые мошенники

В одном из мест лишения свободы Львовской области была разоблачена группа мошенников, занимавшихся мобильным «лохотроном». Они выманивали у доверчивых граждан коды пополнения ваучеров для своих телефонов. Жертвами мошенников были абоненты обоих национальных операторов. Используя свое богатое криминальное прошлое, мошенникам удалось обмануть несколько десятков доверчивых абонентов.

Выработан иммунитет

Бывает, и абоненты подшучивают над жуликами. Клиентка одной из компаний по просьбе мошенника приобрела ваучер на большую сумму и сообщила ему код пополнения, предварительно пополнив этим ваучером свой счет. Через пару минут ей поступил звонок от обиженного мошенника с претензией: «Что вы мне подсунули? Ваучер же использован!».

В ногу со временем

В поисках доверчивых пользователей мошенники перебазируются в интернет. На электронные почтовые ящики приходят письма, в которых пользователей поздравляют с выигрышем и предлагают для его получения оплатить госпошлину через сбербанк. В приложенном файле образец бланка, который надо заполнить в сберкассе. Это является своеобразным продолжением мошенничеств с карточками пополнения счета для абонентов мобильной связи.

Строкой закона

Обязанности потребителей телекоммуникационных услуг

Не допускать использования конечного оснащения для совершения противоправных действий или действий, противоречащих интересам национальной безопасности, обороны и охраны правопорядка.

П. 2 ст. 33 Закон «О телекоммуникациях»

Контракты №14 / 2005


Вы здесь:
вверх