логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Ломает всех Сергей ТЕРЕН - «Контракты» №14 Апрель 2005г.

В разгар финансового года компаниям придется осваивать новые стандарты администрирования базовых налогов.


НДС-плательщики поправились

В обновленном Законе о НДС появилась отвергнутая ранее норма, активно лоббируемая бывшим парламентарием и нынешним министром экономики Сергеем Терехиным. С 61,2 тыс. грн до 300 тыс. грн поднята планка годового оборота, при достижении которого субъекту хозяйствования придется регистрироваться плательщиком налога на добавленную стоимость. Это правило касается и предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения. Г-н Терехин убеждал, что такая норма предотвратит фиктивное дробление компаний или иное использование схем оптимизации налогов. Впрочем, эксперты трактуют новацию не столь однозначно.

Для некоторых видов бизнеса новация, напротив, откроет возможность оптимизировать свои финансы. Прежде всего, речь идет о видах деятельности с небольшим годовым оборотом. Начальник отдела аудита АФ «Киевская аудиторская служба» Ирина Косарева утверждает: «Норма будет полезна для юридических лиц, оказывающих услуги или работающих в рамках договоров комиссии, консигнации, поручения.

Скажем, для таможенных брокеров или экспедиторов». Поскольку теперь они смогут не регистрироваться плательщиками этого налога или применять кассовый метод налогового учета (в принятых изменениях, к слову, наконец, дано определение понятию «кассовый метод» — такой порядок учета НДС могут использовать субъекты хозяйствования с годовым объемом операций менее 300 тыс. грн). Вместе с тем, законодатель определил виды бизнеса, ведение которого требует обязательной регистрации вне зависимости от объемов оборота компании. К таковым отнесены компании, занимающиеся электронной торговлей (причем нерезидентам, чтобы проводить такую деятельность, предписано в обязательном порядке открывать у нас постоянное представительство), а также предприятия — продавцы конфиската.

Кроме того, обновленная процедура регистрации плательщиков НДС не позволит предприятиям уклоняться от уплаты этого налога. Если субъект хозяйствования планирует совершать операции с налогооблагаемыми оборотами в 600 тыс. грн и более, ему необходимо зарегистрироваться плательщиком НДС заранее — за 20 дней до начала реализации столь крупного контракта. Таким образом, исключается распространенная сейчас ситуация, когда предприятия проворачивают серьезные сделки, а регистрируются, когда взимать налог уже не с чего. Достойным наказанием для неаккуратных плательщиков может стать появившаяся в законе оговорка: лицо, не прошедшее обязательную регистрацию, обязано уплачивать НДС и несет ответственность как его плательщик, но без права выписывать налоговые накладные.

Упрощенцев опять ущемили

Отдельное «спасибо» стоит сказать правительству и парламенту за либеральные правила ведения учета по НДС, что поможет предприятиям избежать излишних придирок налоговых проверяющих. «Вместо ведения книг доходов и расходов измененный закон предписывает вести реестр полученных и выданных налоговых накладных. Причем по желанию плательщика такой реестр может храниться и в электронной форме», — рассказал старший менеджер по вопросам налогообложения Ernst & Young Владимир Котенко. Более того, в некоторых случаях для начисления налогового кредита налоговая накладная не потребуется вообще. «Ее можно будет заменить другими документами. Скажем, если речь идет о командировке, то основанием для начисления налогового кредита будет считаться транспортный билет, гостиничный счет, счет за услуги связи или кассовый чек, подтверждающий разовую покупку товара на сумму до 200 гривен в день», — добавил г-н Котенко.

Значительные изменения претерпела и процедура оформления налогового кредита. Эксперты говорят, что она стала более прозрачной и понятной. Отныне это право не связано с валовыми затратами, которые понес плательщик, либо с амортизацией основных фондов. Решающую роль играют другие факторы — использование товаров в хозяйственных целях и проведенные предприятием налогооблагаемые операции. «Если товары изначально предназначены для использования в необлагаемых или освобожденных от уплаты НДС операциях, то у предприятия не возникает право на налоговый кредит», — говорит президент адвокатской фирмы «Грамацкий и партнеры» Эрнест Грамацкий. Он подчеркивает, что в кредит запрещено включать НДС, уплаченный при покупке легковых автомобилей. Аналогичным образом на валовые расходы предписано относить НДС с затрат на приобретение активов, не предназначенных для использования в хозяйственной деятельности предприятия.

Если говорить откровенно, то, пожалуй, самыми ожидаемыми для компаний, связанных с НДС, были изменения порядка бюджетного возмещения этого налога. Законодатель не стал разочаровывать бизнес и для начала узаконил положение о том, что возврат положенного не будет зависеть от наличия денег в казне (замечание сделано весьма кстати, если учесть оставшийся солидный разрыв между ее доходными и расходными статьями). Как и прежде, у компании будет выбор — зачислить причитающиеся ей средства в счет уплаты будущих налогов или получить их на счет. Выбрав второй вариант, предприятие увидит свои деньги, в лучшем случае, через два месяца. В течение 30 дней после подачи налоговой декларации фискалы могут ревизовать поданные документы. Еще столько же закон отводит на то, чтобы (если у налоговиков возникнут подозрения в неточности представленных расчетов) провести внеплановую выездную проверку. Вряд ли кто-нибудь усомнится в том, что налоговые органы постараются максимально затянуть счастливый (для компаний) момент возврата денег. Разве что традицию нарушит новый глава ГНАУ Александр Киреев. Зато с казначейством (если оно будет прилежно выполнять все требования закона) заминок быть не должно — деньги на счет плательщика должны быть перечислены в течение пяти дней с момента получения соответствующего заключения налоговиков.

Не лишены смысла прописанные ограничения — из числа претендентов на возмещение НДС исключены компании, которые намерены вернуть из казны больше объема облагаемых операций, проведенных ими в течение года или вообще не осуществлявшие хозяйственной деятельности в этот период. Зато другие фигуранты «черного списка» вызывают, мягко говоря, недоумение. Законодатель ущемил права новосозданных компаний, работающих на рынке менее года, а также упрощенцев — им о возмещении можно забыть.

Парламент урезал прибыль

Ничего доброго не сулят субъектам хозяйствования большинство новаций «прибыльного» закона. Парламент остался глух к воззваниям банкиров и согласился с предложением правительства вдвое (с 20 до 10% от суммы долговых требований) уменьшить размер страхового резерва для финучреждений. По мнению Ассоциации украинских банков, это новшество повысит риски банковской деятельности и заметно снизит защищенность средств, размещенных на банковских счетах. Зато страховщики, похоже, смогли пролоббировать свои интересы. Едва ли не в последний момент из текста налоговых новаций исчезла норма о двойном (с 3 до 6%) увеличении ставки налога на доходы страховых организаций, полученных по договорам страхования. Единственным разочарованием для них может стать разве что другое — предприятия не могут тратить на страхование более 5% всех валовых затрат отчетного квартала (исключение — медицинское и пенсионное страхование). Кабмин попытался исключить схемы минимизации уплаты налога на прибыль с использованием страховых компаний. Впрочем, эксперты не очень-то верят в действенность такого шага. Ведь компания может намеренно увеличивать расходы, тем самым увеличивая объемы средств, потраченных на приобретение страховых услуг. Среди других неприятных сюрпризов — закрепленное в законе требование вести по каждому виду деятельности отдельный налоговый учет, если плательщик занимается бизнесом, требующим приобретения патента, а также значительное ограничение затрат на ремонт, которые могут быть включены в состав валовых расходов.

Подавая налоговые изменения в парламент, правительство уточнило — это лишь первый шаг по приведению фискальных нормативов к стандартам цивилизованного налогообложения. Чиновники обещают не откладывать в долгий ящик подготовку новых проектов, которые существенно облегчат жизнь финансовых директоров и бухгалтеров. Учитывая прилюдно высказанную премьером Юлией Тимошенко нелюбовь к НДС, от Кабмина вполне можно ожидать весьма необычных налоговых предложений.


Основные налоговые изменения бюджета-2005

1. Отменены льготы для отечественных автомобилестроительных заводов и до 20% повышена пошлина на ввозимые из-за рубежа иномарки (размер пошлины будет единым, тогда как ранее составлял 15-20% в зависимости от объема двигателя).

2. Увеличен порог для обязательной регистрации в качестве плательщика НДС (свыше 300 тысяч грн). Превышение порога влечет обязательную регистрацию, в том числе для упрощенцев.

3. Отменены таможенные и налоговые льготы для СПД, расположенных на территориях СЭЗ и ТПР, отменены нормы о гарантиях сохранения исходного режима в случае изменения законодательства.

4. На 15% увеличен размер акцизных ставок на пиво (до 0,27 грн/л).

5. Существенно сужена сфера применения единого налога (с 1 июля 2005 г. и до принятия закона об упрощенных системах налогообложения). В частности, исключены игорный бизнес, операции с недвижимостью, правовые консультации и т. п.

6. Плательщики единого и фиксированного налогов (как самозанятые лица) приравниваются к наемным сотрудникам в том случае, если на протяжении месяца у упрощенца лишь один основной контрагент.

7. Ставка патента на торговлю валютой увеличена с 320 до 960 грн в месяц, и втрое возросли ставки патентов для игорного бизнеса.

8. Сумма госпошлины уменьшает сумму подоходного налога при продаже недвижимости. Взимание подоходного налога по операциям с недвижимостью перенесено на 1 января 2006 г. Нотариусы освобождены от обязанности по расчету и уплате налога.

9. Новая редакция статьи 11 закона о госналогслужбе допускает взыскание налогов и санкции по инициативе налоговых органов (не обязательно требуется решение суда) — ст. 11 закона о госналогслужбе. Дополнительные основания для внеплановой проверки: подача декларации с отрицательным НДС более 100 тыс. грн. Также внеплановыми считаются проверки по неналоговым законам (РРО, лицензирование и проч.).

10. Ставка сбора в ПФ повышена с 32 до 32,3%, а сбора на соцстрах по безработице, соответственно, снижена с 1,9 до 1,6%.

11. Изменены размеры рентной платы за добычу энергоносителей:

  • повышена ставка ренты на газовый конденсат с 104,4 до 300 грн/т;
  • введены ставки ренты для добычи газа из глубоко залегающих и морских месторождений — соответственно 10 и 7,8 грн за 1000 куб. м (ранее предусматривалось полное освобождение);
  • повышена ставка ренты за транспортировку аммиака с $0,39/т до 1,0/т на 100 км;
  • повышена экспортная пошлина на природный газ с $10 до 25 за тонну (или за 1000 куб. м).

12. Повышена плата за лицензии:

  • на производство спирта — до 250000 грн;
  • на производство табачных изделий — до 125000 грн;
  • на розничную торговлю алкогольными напитками — до 8000 грн за каждый кассовый аппарат;
  • на розничную торговлю табачными изделиями — до 2000 грн за каждое место торговли.
Контракты №14 / 2005


Вы здесь:
вверх