логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Приехали! Сергей ЛИОППА - «Контракты» №14 Апрель 2005г.

Главным итогом изменений налоговых правил игры для отечественного авторынка станет экспансия российских автомобилей.


Закон об изменениях в бюджет-2005 отменяет льготы для отечественных автомобилестроительных заводов и до 20% повышает пошлину на ввозимые из-за рубежа иномарки (размер пошлины будет единым, тогда как ранее составлял 15-20% в зависимости от объема двигателя). Таким образом, импортеры иномарок отделались лишь легким испугом, ведь ранее предполагалось двукратное повышение ввозной пошлины. Объективно иномарки (особенно с большим объемом двигателя) должны даже подешеветь, ведь акцизный сбор на иномарки снижен в 10 раз — до 0,5-0,7% от стоимости автомобиля. В ряде случаев теперь растаможка иномарки может обходиться импортеру почти на 8% дешевле.

В результате пострадали только отечественные автозаводы. Эксперты рынка уже подсчитали, что отмена всех льгот и преференций для отечественных автопроизводителей приведет к подорожанию многих собираемых в Украине автомобилей — на 22-30%. Автопроизводители также заявили, что будут вынуждены заморозить ряд программ развития предприятий (в первую очередь речь идет о реализации новых проектов по сборке иномарок).

Самое удивительное, что на рынке есть и игроки, которые за счет введения новых правил игры получают серьезные конкурентные преимущества. Речь идет о продавцах автомобилей российской сборки. По мнению экспертов, возможен даже полный передел отечественного авторынка в пользу импортируемых из России машин. По некоторым данным, на складах у северных соседей скопилось около 60 тысяч не распроданной ВАЗовской классики, готовой хлынуть в Украину, как только закон «О внесении изменений в бюджет Украины на 2005 год» заработает. Перспектива российской автомобильной экспансии объясняется тем, что согласно договору о свободной торговле между Россией и Украиной российские производители освобождены от уплаты таможенных пошлин при ввозе своих машин в Украину. Поэтому символическая компенсация украинским автопроизводителям в виде повышения с 15 до 20% ввозных пошлин на автомобили коснется лишь западных иномарок. Российские машины не только не подорожают, но теоретически могут даже подешеветь на EUR300-400. Ведь акциз с импортируемых автомобилей (с российских автомобилей платится только акциз и НДС) снижен в десять раз — с 5-7% до 0,5-0,7%. В то же время отечественные заводы кроме того, что лишились льгот, теперь вынуждены еще и платить пошлину за комплектующие в размере 5%. В таких условиях крупноузловая сборка российских автомобилей в Украине (на АвтоЗАЗе, КрАСЗе и ЛуАЗе) становится попросту нерентабельной. Если цена ВАЗовской классики, выпущенной в Украине, может повыситься на несколько процентов, то стоимость «девяток» и «девяносто девятых» взлетит на 20%.

По оценкам экспертов, в таких условиях, украинское производство машин в 2005 г. предположительно упадет со 176 тысяч до 98 тысяч автомобилей в год. В то же время из России будут завозить 61 тыс. готовых легковушек вместо 28 тыс. Похожую тенденцию прогнозируют и в сегменте грузовиков и автобусов: рост импорта (особенно бэушной техники, растаможивание которой стало существенно дешевле ) и падение отечественного производства.

При этом большинство экспертов считает, что передел рынка в пользу россиян не только не повысит автомобильные поступления в бюджет (ради чего и задумывались налоговые изменения), а наоборот, снизит их на 1,6 млрд грн. Расчеты простые: теперь отечественные заводы с одного автомобиля будут платить больше (НДС, 0,5-0,7% акциза, 5% пошлины на ввозимые комплектующие), однако в целом поступления снизятся за счет падения производства. Но самые большие потери (более 1,5 млрд грн) произойдут по причине снижения акциза на импортные автомобили.

В Ассоциации автопроизводителей Украины считают, что изменить ситуацию может принятие Кабмином постановления о временном исключении автотраспорта из режима свободной торговли с Российской Федерацией. Если россияне будут вынуждены платить 20-процентную пошлину — отечественное производство вновь станет конкурентоспособным, а вместе с тем и рентабельным, что, по логике производителей, приведет к увеличению отчислений в бюджет по сравнению с прошлым годом на 990 млн грн (общие поступления от авторынка составят почти 6 млрд грн). В принципе, с производителями согласны и ведущие украинские автоимпортеры, которые всегда ратовали за равные условия ведения бизнеса для всех операторов рынка. Пока что дилеры ВАЗа, ГАЗа или УАЗа оказываются в гораздо более выгодном положении в сравнении с отечественными производителями и продавцами западных автобрендов.

Налоговая нагрузка на импортируемые в Украину новые легковые автомобили
Налог По старым правилам По новым правилам
Ввозная пошлина от стоимости автомобиля 15-20% (в зависимости от объема двигателя) 20% (единая ставка)
Акциз 5-7% 0,5-0,7% (в зависимости от объема двигателя)
НДС 20% 20%
НДС от суммы пошлины и акциза 4-5,4% 4%
Всего 44-52,4% 44,5-44,7%
Расчеты Контрактов
Контракты №14 / 2005


Вы здесь:
вверх