логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Андрей ОХЛОПКОВ: Спиртовые заводы надо приватизировать Беседовал Сергей КИРИЛОВ - «Контракты» №15 Апрель 2005г.

Крупные производители алкогольной продукции намерены окончательно подвинуть с рынка серых игроков. Наиболее радикальный из предложенных способов борьбы с теневиками: лицензировать полный цикл производства ликероводочных изделий — от производства спирта до разлива готовой продукции. По мнению Андрея Охлопкова, председателя наблюдательного совета крупнейшего украинского производителя крепкого алкоголя — компании «Союз-Виктан» — только таким образом можно полностью легализировать рынок.


Если на повестке дня у производителей алкоголя все еще стоит борьба с серыми игроками, значит, антитеневые меры, предпринятые правительством на пару с законодателем, оказались неэффективными?

— За последний год государство достигло значительных успехов в борьбе с теневым рынком. Эффективным стало введение единой ставки акцизного сбора на спирт для всех участников рынка, а также введение гарантии уплаты акцизного сбора путем предоставления получателем спирта авалированного банком налогового векселя, подтверждающего безусловное обязательство уплатить акцизный сбор. Но все же сегодня, несмотря на усилия государства и крупных производителей, доля теневого бизнеса по-прежнему остается высокой: для крепкого алкоголя — это порядка 35%, а в виноделии — более 50%.

Основной предпосылкой существования нелегального производства является низкий контроль над распространением спирта. Необходимо перекрыть каналы доступа спирта нелегальным производителям. Задача эта очень непростая, но вполне решаемая. Думаю, что причиной поступления спирта к нелегалам является неэффективная деятельность государственного концерна «Укрспирт», связанная со значительным ограничением государством его полномочий. Сегодня концерн не имеет возможности распределять собственную продукцию. Из подчинения Укрспирта выведена часть спиртовых заводов с последующим переподчинением другим структурам (Сумской облгосадминистрации — 5 спиртзаводов, Госкоммедбиопрому — 2 спиртзавода, Государственному управлению делами — 1 спиртзавод). У руководства Укрспирта ограничены механизмы влияния на финансовую и хозяйственную деятельность заводов, входящих в концерн. Кроме того на Укрспирт (монополиста по производству спирта в стране) должна быть возложена ответственность по недопущению сырья для теневого производства водки.

Решение данной проблемы я вижу в ужесточении требований к лицензированию производителей алкоголя. Необходимо лицензировать полный цикл производства ликероводочных изделий — от производства спирта до разлива ликероводочной продукции. При этом обязательным условием является производство спирта исключительно для своих нужд и запрет на его реализацию сторонним организациям (аналогичной является успешно действующая сегодня схема для производителей коньяков).

Вы предлагаете приватизировать спиртовые заводы?

— Да, это приведет к росту поступлений в бюджет, легализации алкогольного рынка и эффективной работе приватизированных объектов. Повысится ответственность бизнеса перед государством. Приватизации должны подлежать заводы с исторически устоявшимися хозяйственными связями с производителями ликероводочных изделий. Это повысит заинтересованность в покупке заводов и позволит провести эффективную приватизацию.

В идеале, в собственности государства должны остаться только несколько предприятий, обеспечивающие спиртом отрасли промышленности не связанные с производством ликероводочных изделий. Оставшиеся в собственности государства спиртовые заводы необходимо объединить в единое унитарное предприятие. В такое предприятие должен быть преобразован нынешний Укрспирт, который нужно наделить всей полнотой полномочий и ответственности.

Создание предприятий полного цикла является достаточным условием для полной легализации алкогольного рынка?

— Этого будет достаточно при условии осуществления жесткого контроля. Начинать нужно с изменения структуры и функций государственных контролирующих органов. Алкогольной, пивной и табачной промышленности необходим единый лицензирующий и контролирующий орган. Причем как в сфере производства, так и в сфере розничной и оптовой торговли. В числе полномочий такого органа должны быть сконцентрированы все механизмы контроля перечисленных рынков.

Может быть, более действенной в борьбе с теневиками стала бы государственная монополия на производство крепкого алкоголя?

— Я за государственную монополию! Но, не на производство, а на налоги с каждой бутылки реализованного в стране алкоголя. Государство должно сконцентрировать свои усилия на создании системы контроля над полнотой уплаты налогов.

Сегодня самой весомой частью бюджетных поступлений от алкогольной отрасли являются акцизные сборы с производителей ЛВИ (в 2004 году они составили 1,6 млрд грн.). Именно эти поступления, а не доходы от хозяйственной деятельности государственных предприятий доминируют в структуре бюджетных отчислений.

Опыт показал, что существующая государственная монополия на производство спирта не решила проблему его поставок теневым производителям алкоголя.

Кроме того, государственные производители проиграли конкурентную борьбу с частными компаниями. Сегодня крупные частные украинские производители алкоголя являются признанными игроками на рынках многих стран мира. И государству выгодно наличие сильных производителей мирового уровня — крупных экспортеров. Такие компании, как «Союз-Виктан» и другие представители первой пятерки украинских алкогольных компаний производят продукцию высочайшего качества, осуществляют эффективный маркетинг как в Украине, так и за ее пределами, а прибыль практически в полном объеме реинвестируют в современную производственную и технологическую базу и разработку новых рецептур. Производители-лидеры продают свою продукцию в десятках стран. Росту конкурентоспособности украинских предприятий на мировом рынке способствует высокая конкуренция внутри страны.

Как вы оцениваете повышения ставок акцизного сбора, предусмотренные в изменениях к Закону о бюджете-2005?

— Отмена льгот и введение в 2004 году единой ставки акцизного сбора позволили собрать в бюджет дополнительно 600 млн грн, как результат — легализация рынка алкоголя.

По моему мнению, на сегодняшний день около 35% алкогольного рынка Украины находится в тени. А это дополнительный 1 (один) миллиард гривен недополученных государством налогов. А вот увеличение ставок акцизного сбора даст государству, по моим подсчетам, не более 100 млн грн дополнительно. Так что, очевидно, первоочередной задачей является продолжение работы по полной легализации алкогольного рынка.

Контракты №15 / 2005


Вы здесь:
вверх