логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Бетонный ART Автор: Борис ТКАЧЕНКО - «Контракты» №15 Апрель 2005г.

Глобальные игроки купились на динамичный рост украинского рынка лаков и красок. Экспансию иностранных производителей могут сдержать разве что китайские перспективы


Все оттенки роста

Объем украинского рынка лакокрасочной продукции по сравнению со странами ЕС еще довольно мал. Если в странах Евросоюза объемы продажи красок на душу населения достигают 12 кг, а в наиболее благополучных из них (например, в Велокобритании) — 20 кг, то в Украине в прошлом году игроки рынка едва вышли на показатель 4,4-4,5 кг. По оценкам начальника отдела маркетинга Хенкель Баутехник (Украина) Ольги Ступиной, в прошлом году украинский рынок лаков и красок достиг объемов производства в 280-290 тыс. т. И в то же время, определенное отставание от европейских рынков по объемам реализованной продукции свидетельствует о большом потенциале отечественного рынка. В частности, в нынешнем году, по ожиданиям председателя наблюдательного совета ЗАО «Лакма» Криса Камциоса, объемы продажи лакокрасочной продукции в Украине вырастут на 15-20%.

Отечественный лакокрасочный рынок развивается, в первую очередь, за счет строительных красок, рост спроса на которые, по данным ведущих производителей, в прошлом году достиг 30%. Продажа промышленных красок и грунтов, по данным отдела маркетинга Днепропетровского лакокрасочного завода, увеличивается на 20% ежегодно. Растет и популярность вододисперсионных материалов. По данным ЗАО «Лакма», в 2002 году их потребление составляло 20 тыс. т, в 2003-м — уже 36 тыс. т, а в 2004-м — около 47 тыс. т. В этом году, по прогнозам специалистов крупнейшего в стране лакокрасочного завода — Днепропетровского, объемы реализации вододисперсионных материалов вырастут еще на 30%. Поэтому не удивительно, что на водной основе изготавливается немало новинок — фасадные и интерьерные краски, грунтовки, лаки. В частности, Нифар в прошлом году ввел в свой ассортимент вододисперсионные краски и грунтовки под маркой «СнижинА» и «СнижинА-Люкс». Коростенский Янтарь уже сделал вододисперсионные краски своей основной продукцией, а компания Akzo Nobel вывела на рынок водорастворимые грунтовку и лак под маркой Pinotex Aqua.

По данным Хенкель Баутехник (Украина), на фасадные краски сегодня приходится 10-15% рынка.

Параллельно увеличивается доля среднего (7-30 грн/кг) и дорогого (более 30 грн/кг) ценовых сегментов. «Дорогие краски ежегодно отвоевывают 2-5% рынка, — констатирует менеджер по маркетингу представительства турецкой фирмы Akzo Nobel Владимир Шевченко. — Если год-два назад их рыночная доля была на уровне 15%, то теперь — 20%». Как объяснил коммерческий директор фирмы «Химрезерв» Игорь Болдырев, тенденцию формирует постепенное повышение требований клиентов: те, кто раньше покупал дешевые краски, теперь выбирают продукцию средней ценовой категории, а бывший покупатель красок среднего класса переходит на дорогие.

В свою очередь, доля дешевых масляных и алкидных красок, которые включают наиболее известные продукты наподобие пентафталевых эмалей ПФ-115 или ПФ-266, постепенно снижается. Несмотря на то что такие краски остаются самыми распространенными, их господство на рынке уже не такое выразительное, как раньше. По данным компании «Лакма», еще в позапрошлом году на алкидные и масляные краски приходилось 62% рынка, сегодня — только половина. Теряют рынок не только простейшие краски, но и простейшие формы торговли ими. По данным Лакмы, доля базаров в объеме розничной торговли красками уменьшилась до 40% и, по прогнозам экспертов, будет снижаться далее за счет роста продаж строительных супермаркетов.

Разноцветная экспансия

Одновременно с расширением ассортимента ведущих отечественных компаний за счет более качественной продукции происходит встречное движение — удешевление продукции известных иностранных производителей за счет размещения производств в Украине. Свои дочерние производственные предприятия в Украине открыли польская Снежка, голландская Jobi, совместное предприятие создал немецкий концерн Meffert AG (завод Meffert Ganza Farben в Днепропетровске). Приобрели предприятия в Украине финская Tikkurila (ООО «Краски Колорит») и российский Эмпилс (завод «Элакс» в Одессе), а Akzo Nobel размещает в Украине (в фирме «Химрезерв») заказы на производство красок под локальной торговой маркой «Маляр».

Впрочем, новоиспеченные национальные производители с заграничной пропиской пока не стали основными конкурентами ведущих отечественных производителей, которые полагаются на дешевизну своей продукции, считая это бесспорным конкурентным преимуществом перед иностранными инвесторами. Так, по словам Криса Камциоса, объемы производства «Краски Колорит» (менее чем 3000 т в год) или, например, рыночная доля красок «Маляр» и «Эмпилс» пока не составляют конкурентной угрозы Лакме. «Для нас наиболее проблемным является не создание транснациональными компаниями совместных предприятий в Украине, а троекратный рост количества производителей красок за счет фирм, которые выпускают иногда только по 5-10 т продукции в год», — добавляют представители Нифара. Даже запуск в августе прошлого года завода фирмы «Хенкель Баутехник (Украина)» с линией по производству красок и жидких штукатурок мощностью 30 тыс. т в год не вызвал переворота на рынке, поскольку компания специализируется на ограниченном ассортименте продукции для систем отделки фасадов.

Однако влияние на рынок кустарных предприятий все же слабеет — покупатели начали уделять больше внимания качеству продукции, а объемы розничной торговли красками, где доминировали производства такого типа, постепенно уменьшаются в пользу корпоративных заказов. Кустари постепенно покидают рынок и в связи с недавним ростом цен на сырье для красок, что, в свою очередь, связано с ростом мировых цен на нефть. «Лакокрасочное производство не относится к высокорентабельным — чем меньше объемы выпуска, тем труднее приходится мелким предприятиям, при этом лидеры оказываются в более выгодном положении», — говорит Крис Камциос.

Лидеры рынка и дальше будут укреплять свои позиции, поскольку подорожание лакокрасочной продукции, произошедшее в начале года, не последнее в этом сезоне. В перспективе, как считает Крис Камциос, 7-8 крупнейших предприятий могут захватить до 85% рынка. Похоже, что среди этих предприятий будут преобладать международные компании, которые, по прогнозам экспертов, усилят экспансию на украинский рынок. Затормозить процесс покорения украинского рынка крупными иностранными компаниями сможет разве что еще большая привлекательность для инвестиций других перспективных рынков — например, индийского или китайского.

Контракты №15 / 2005


Вы здесь:
вверх