логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Сухой закон Иван ЗАЙЦЕВ, Ольга ШВАГУЛЯК-ШОСТАК - «Контракты» №15 Апрель 2005г.

Увеличение стоимости «алкогольных» лицензий приведет к переделу рынка и подорожанию коньячно-водочной продукции.


Дорогое удовольствие

В изменениях к госбюджету-2005 предусмотрено повышение платы за лицензии на оптовую и розничную торговлю спиртными напитками в два — пять раз (см. Графики). А на производство алкоголя — в 10 раз. Как утверждают опрошенные Контрактами эксперты, постепенное повышение цен на ликероводочную продукцию уже началось и достигнет своего апогея при появлении новых партий спиртных напитков на прилавках. Началом этой цепной реакции, по словам директора по продажам Львовского ликероводочного торгового дома Константина Корнеева, стали действия производителей. Так, каждая бутылка львовской водки уже подорожала в среднем на 27 копеек. Андрей Оскирко, менеджер оптовой компании «Овация», отмечает, что продукция ТМ «Олимп» уже поступает к ним по цене, на 5% выше прежней. «Мы не успеваем менять цены на продукцию, которую привозят с других заводов», — жалуется Андрей Оскирко. Любопытно, что сами производители (спирта и алкогольных напитков) не очень обеспокоены возросшей платой за лицензии на производство спирта и алкоголя (см. Мнения производителей). Хотя, без сомнения, новая цена лицензий будет заложена в стоимость готовой продукции. Поэтому сейчас лишь зарождается ценовая «лавина», которая, прежде всего, накроет наиболее чувствительное звено алкогольного рынка — розничную торговлю.

То есть главная накрутка цен произойдет на пути продукции от оптового торговца до конечного потребителя. Именно такой сценарий развития событий продемонстрировало анкетирование, которое по горячим следам правительственных решений провела Национальная коалиция бизнес-ассоциаций. Многие игроки розничного рынка готовятся к двум вариантам — прекращению торговли алкоголем либо переходу в тень. Поскольку стоимость лицензии на оптовую торговлю алкоголем увеличилась в пять раз (на 200 тыс. грн), а стоимость лицензии на розничную торговлю спиртными напитками — в два раза. Причем отныне лицензии для розницы приобретаются не на место торговли (магазин, супермаркет, кафе и т. д.), а на каждый кассовый аппарат. Разумеется, что предприятия предпочтут переложить свои возросшие расходы на покупателя, увеличив отпускную цену, как это произошло после введения отдельных накладных на каждую партию алкогольной продукции.

Чем больше — тем меньше

Как показывает практика, попытки государства получать больше денег с продавцов алкоголя, повышая стоимость лицензии, неизменно вызывали противоположную реакцию. По словам Зиновия Бермеса, уполномоченного Госкомпредпринимательства во Львовской области, предыдущее повышение стоимости лицензий вызвало уход с рынка около 40% субъектов розничной торговли. По прогнозам, после нынешнего подорожания с официального алкорынка может уйти до 50% предприятий-розничников и оптовиков, до 70% небольших предприятий общественного питания. Именно предприятиям общепита придется особенно тяжело. По подсчетам Зиновия Бермеса, чтобы перекрыть расходы на лицензию и хотя бы минимальную зарплату работника (300 грн) на одном кассовом аппарате необходимо ежедневно зарабатывать по 35 грн. Поэтому небольшая часть опрошенных честно призналась: «Будем наливать водку из-под прилавка, в чашечки». В случае подобного развития событий поступления в бюджет от продажи лицензий вряд ли увеличатся. А вот для контролирующих органов наступит золотой век — возможность «крышевания» теневых торговцев значительно увеличится.

Менее всего пострадают крупные торговцы, например, владельцы супермаркетов, которые согласны платить больше за возможность монополизировать торговлю горячительным в окрестностях отдельно взятого магазина. Это косвенно подтверждается тем, что представители ряда торговых сетей отказались прокомментировать ситуацию Контрактам. Те же, кто согласился ответить, хоть и сетуют на подорожание лицензий, но обещают удержать цены на прежнем уровне. Хотя по идее, именно предприятия с большим количеством кассовых аппаратов должны были в первую очередь пострадать от нового порядка получения лицензии на торговлю алкоголем (напомним, лицензия выдается на каждый кассовый аппарат).

Также стоит отметить, что ныне стоимость лицензии на розничную торговлю для предприятий, торгующих в радиусе 50 км от городов областного подчинения, Киева и Севастополя, приравнена к городской, но только если площадь торгового зала такого предприятия превышает 500 кв. м, что наиболее болезненно отразится на крупных пригородных супермаркетах.

Болезни роста

Зиновий Бермес уверен, что изменения в законодательство пролоббировали мощные оптовики, которые хотят выжить с рынка предприятия средней руки. Конечно, не все участники рынка смогут платить за лицензию 250 тыс. грн в год — малый и средний бизнес, вполне вероятно, вынужден будет уступить место крупным компаниям. Укрупнение рынка может привести к нарушениям принципов свободной конкуренции, монополизации рынка, а в таком случае крупным дистрибьютерам будет легче диктовать цены на алкоголь.


Мнения представителей крупной розницы

Марсель ХАРАЦТИ, генеральный директор ПИИ «Билла-Украина»:

— Независимо от того, как будут изменяться нормы госбюджета, политика Биллы остается неизменной: повышение платы за лицензии должно отражаться не на покупателях, а на поставщиках.

Аксель ЛУХИ, директор Метро Кеш энд Керри Украина:

— Нас действительно удивило значительное увеличение стоимости лицензии на алкоголь и табачные изделия, предусмотренное новым законом о бюджете. Это может привести к росту цен. Тем не менее мы не станем поднимать цены на алкогольную и табачную продукцию, что будет достигнуто путем дальнейшей внутренней оптимизации. Конечно, это нововведение наиболее болезненно для крупных торговых предприятий. Для наших торговых центров необходимо две лицензии: для розничной и оптовой торговли. В наших магазинах в среднем 30 касс. Ранее мы платили 4000 грн в год за магазин. Теперь ежегодно за лицензии только для одного магазина будем платить 240 000 грн (30 касс x 8000 грн).

Мнения производителей

Петр МАСНИК, главный инженер Струтинского государственного спиртового завода:

— Мы уже заплатили деньги и продлили лицензию на 2005 год. Для спиртовиков рост стоимости лицензии с 10 до 25 тыс. грн в год — не большие деньги. Спирт от этого дороже не станет, и водочным заводам мы будем отпускать сырье по старой цене. Но учитывая существенный рост (в 10 раз. — Ред.) стоимости водочной лицензии водка однозначно вырастет в цене.

Спиртовиков больше волнует другой вопрос. На совещании, состоявшемся у премьера 4 апреля, предприятия, имеющие 100% государственных акций, обязали отдавать половину прибыли государству. Те, у кого государственная доля меньше, будут отчислять 20-30%. В течение месяца каждое предприятие должно утвердить финплан с анализом этих отчислений. После такого государственного администрирования у нас из прибыли почти ничего не останется. Завод два месяца вообще не работал: не было средств. 21 марта оформили кредит. Проплатили из этих денег газ, электроэнергию, патоку и только-только начинаем запускать производство.

Зоя ДАНИЛЮК, и. о. директора НВП «Гетьман»:

— С 15-20 апреля мы будем вынуждены повышать цены на свою продукцию — подорожают «Первак», «Гетьман», «Наливайко», «Пісня», «Лампочка». И это связано не с увеличением стоимости лицензии — новую нам нужно будет покупать только в сентябре, а с другими факторами — с 31 марта подорожал акциз — до 17 грн за литр спирта, выросла стоимость горючего.

Однозначно, небольшие заводы, выпускающие 100 000 тысяч бутылок водки в месяц, не выживут. Может быть стоимость лицензии и увеличена для того, чтобы почистить рынок? Сегодня на нем большая конкуренция — очень много торговых марок.

Мнение оптовика

Александр МАЛЕЙКИН, генеральный директор ООО «Овация»:

— Я могу предложить два варианта реального наполнения бюджета от оптовой торговли алкоголем, которые в то же время гарантируют сохранение инфраструктуры алкогольного рынка. Первый: не увеличивая стоимости лицензии, ввести лицензирование каждого места оптовой торговли по аналогии с розничной торговлей. Второй: дифференцировать размер оплаты за лицензию в зависимости от объемов продажи за предыдущий период. Например, представители крупного бизнеса (оптовая торговля. — Ред.) обычно покупают одну лицензию на 20-25 своих точек, расположенных в разных городах Украины. Если будет внедрено лицензирование каждого такого подразделения, то при возвращении к прежней стоимости лицензий в бюджет дополнительно поступит: 50 000 х 24 = 1 200 000 грн от каждого представителя крупного бизнеса. А в случае увеличения стоимости лицензии бюджет получит только 250 тыс. грн с каждого оптовика, а средние оптово-дистрибьютерские фирмы не смогут проплатить такую сумму.

Контракты №15 / 2005


Вы здесь:
вверх