логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Без суда и следствия Вилен ВЕРЕМКО - «Контракты» №15 Апрель 2005г.

Внеплановые налоговые проверки опять будут проводить без решения суда.


Налоговики в мантиях

Всего два месяца предприниматели радовались норме закона от 12 января этого года № 2322, которой налоговикам было разрешено проводить внеплановые проверки исключительно по решению суда ("Свершилось! ") . Изменениями в законе о госбюджете на 2005 год опять были отредактированы статьи 11, 11-1 и 11-2 Закона «О государственной налоговой службе». В частности, определено, что внеплановые выездные проверки осуществляются по решению руководителя налогового органа, которое оформляется приказом, а не на основании решения суда. Кроме того, законотворцы фактически продлили максимальные сроки проведения проверок, установив, что они определяются не календарными, а рабочими днями. За короткое время существования нормы относительно выдачи судебной санкции на проведение внеплановой проверки фактически ею никто так и не воспользовался. Президент адвокатской фирмы «Грамацкий и партнеры» Эрнест Грамацкий констатирует: «Если были попытки проведения внеплановых проверок, предприниматели ссылались на нормы закона и отправляли фискалов в суд даже без юристов». Теперь же фискалам дан сигнал действовать по правилам «без суда и следствия».

Правда, в новых-старых правилах есть и приятные для бизнеса моменты — решение о проведении внеплановой проверки теперь оформляется не направлением на проверку (что и далее действует для плановых проверок), а приказом, который в случае необходимости легче обжаловать в суде. Старший партнер юридической фирмы «КМ-Партнеры» Александр Минин объясняет: «Все же такого порядка проведения внеплановых проверок, который существовал до принятия закона № 2322, теперь не будет. Сейчас есть механизм обжалования в суде обоснованности проведения внеплановых проверок. Однако текущие изменения фактически положили бремя обращения к суду на плечи налогоплательщиков, а не на налоговую, как это было раньше».

Резиновый перечень

Кроме того, дополнен перечень обстоятельств, при которых может проводиться внеплановая проверка (см. Неисчерпаемый перечень). В него добавлены случаи, когда плательщиком подана декларация с отрицательным значением НДС, составляющим более 100 тыс. грн. С одной стороны, такое изменение нарушает презумпцию невиновности плательщика. Ведь последний заранее считается нарушителем, поскольку его нужно проверять. С другой — эта норма коснется ограниченного круга СПД. До сегодняшнего дня НДСников проверяли, не принимая во внимание сумму заявленного к возмещению НДС. Теперь предприниматели, заявляющие к возмещению меньше 100 тыс. грн, в случае внеплановой проверки могут ссылаться на упомянутую норму закона и требовать возвращения НДС без дополнительной проверки.

К категории внеплановых также отнесены проверки, предусмотренные законами о РРО и о производстве и обращении алкоголя и табака. В этом случае есть свои плюсы и минусы. Пока проверки расчетов не были ни плановыми, ни внеплановыми, чем активно пользовались фискалы ("Они просочились!") . Теперь на проверки, предусмотренные законом о РРО, распространяются все нормы, определенные для внеплановых. В частности, такая проверка должна быть санкционирована приказом руководителя налогового органа. Объясняет Эрнест Грамацкий: «Налоговики все равно проводили внеплановые проверки без решения суда, ссылаясь на закон о РРО. Теперь хотя бы такие проверки вписали в общую проверочную систему».

Быстросуп

Как это часто случается, в законе есть нормы, природа и способ применения которых известны только авторам документа. Вероятно, это обусловлено сжатыми сроками приготовления вышеупомянутого винегрета. Так, перечень оснований для проведения внеплановых проверок заканчивается фразой «а в других случаях — по решению суда». Можно считать, что определенные в законе обстоятельства являются основаниями для проверок по решению руководителя налогового органа. А при отсутствии таких обстоятельств фискалы обращаются за разрешением в суд. В таком случае получается, что исчерпывающего перечня обстоятельств, при которых может проводиться внеплановая проверка, не существует. Однако ч. 6 ст. 11 определяет, что внеплановой проверкой является только та, которая проводится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, определенных в этой статье. Кроме того, изменениями в ст. 11-2 предусмотрено, что внеплановая проверка проводится, в частности, при наличии у налоговика копии приказа руководителя налогового органа о проведении проверки, и ничего не сказано о копии решения суда. Поэтому можно допустить, что в законе определен исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой проверки и решение суда не дает права на проведение такой проверки.

Еще одним опасным моментом в изменениях является изъятие из ст. 11 закона условия, согласно которому уплата штрафов (недоимки или пени), наложенных налоговиками, либо осуществляется самим плательщиком в добровольном порядке, либо взимается в судебном порядке. Следовательно, ссылаясь на отсутствие такой нормы в законе, налоговики могут попробовать взыскать упомянутые средства самостоятельно, вне суда. В то же время на стадии рассмотрения проекта закона из документа были изъяты соответствующие изменения в Гражданском кодексе. Следовательно, в случае необходимости стоит ссылаться на ст. 1074 ГК, которая запрещает распоряжаться без решения суда денежными средствами на счете другим лицам (в том числе налоговикам), кроме его владельца.


Неисчерпаемый перечень

Внеплановые проверки проводятся при обстоятельствах, когда:

  • нарушение законодательства налогоплательщиком обнаружено во время проверок других плательщиков. При условии, что налогоплательщик на письменный запрос налоговиков не предоставил свои объяснения (и их документальные подтверждения) в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса;
  • плательщик не подал в установленный срок налоговую декларацию или предусмотренные законом расчеты;
  • обнаружено искажение данных в налоговой декларации плательщика. При условии непредоставления письменных объяснений в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса налоговиков;
  • плательщик подал жалобу о нарушении законодательства налоговиками во время проведения проверки (плановой или внеплановой), в которой требует отмены результатов такой проверки;
  • возникает потребность в проверке сведений, полученных от лица, которое сотрудничало с плательщиком. При условии непредоставления письменных объяснений в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса налоговиков;
  • проводится реорганизация (ликвидация) предприятия;
  • в отношении плательщика (его работника) заведено оперативно-розыскное дело, и есть потребность в проведении внеплановой проверки;
  • высший орган налоговой службы во время проверки отчетности налогоплательщика или заключений нижестоящего налогового органа обнаружил нарушения, которые привели к непоступлению средств в бюджет. При условии, что в отношении служащего нижестоящего органа начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело;
  • плательщиком подана декларация с отрицательным значением налога на добавленную стоимость, которое составляет более 100 тыс. грн.
Контракты №15 / 2005


Вы здесь:
вверх