логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Упрощение строптивых Иван ЗАЙЦЕВ - «Контракты» №15 Апрель 2005г.

Правительственная борьба за увеличение поступлений в госбюджет может закончиться переходом большей части упрощенцев на нелегальное положение.


Вступление в силу закона № 2505 о внесении изменений в Закон о госбюджете на 2005 г., застало многих упрощенцев врасплох. Опубликованный 31 марта документ, к сожалению, вызывает гораздо больше вопросов, нежели дает ответов. Исключение целых отраслей малого бизнеса из перечня видов деятельности, дозволенных упрощенцам, а также объявление их наемными работниками, вряд ли порадует сотни тысяч предпринимателей, не понаслышке знакомых с работой в теневой экономике. Тем более что в законодательстве осталось достаточно лазеек для ухода от чрезмерного налогообложения.

Проблемы самоистязания

Желая разрушить схемы, позволяющие крупным предприятиям экономить на социальных отчислениях путем перевода штатных сотрудников на упрощенную систему налогообложения, правительство добилось внесения изменений в Закон «О налоге с доходов физических лиц». В частности, п. 1.8 этого закона дополнили новым абзацем, который гласит, что плательщик единого или фиксированного налога приравнивается к наемному работнику (со всеми социальными накрутками. — Ред.), если он в течение года оказывал услуги другому лицу в рамках гражданско-правового договора более одного календарного месяца.

Юрисконсульт Иван Волков обращает внимание, что «на общих основаниях будут облагаться доходы, полученные физлицом, работающим по упрощенной системе налогообложения, только за выполнение работ, указанных в этом договоре». Причем налоговым агентом в таком случае будет выступать лицо, выплачивающее вознаграждение. «Единственным исключением, — отмечает Иван Волков, — станет случай, когда лицо, в пользу которого выполняются работы, не является субъектом предпринимательской деятельности. В таком случае единоналожник должен самостоятельно рассчитать и уплатить налог». То есть когда частный предприниматель К., к примеру, больше месяца красит стены в квартире гражданина Н., он как честный плательщик единого налога, должен сам уплатить подоходный налог с денег, полученных за покраску стен. И, следуя логике законодателя, соцстраховские и пенсионные взносы тоже.

Правда, Игорь Сирык, сертифицированный аудитор, придерживается другой точки зрения: «По закону такие доходы только приравниваются к заработной плате, но не являются таковой. Следовательно, получатель работ или услуг должен удерживать только 13% налога с доходов физических лиц, но не начислять взносы в социальные фонды. Дополнительным аргументом для подтверждения этой позиции может служить то, что Закон «О налоге с доходов физических лиц» регулирует порядок начисления только подоходного налога, а порядок взимания сборов в социальные фонды устанавливается специальными законами».

Но в любом случае, можно смело утверждать, что платить налоги так, как запланировало государство, никто не будет. По мнению Ивана Волкова, сама формулировка «в рамках гражданско-правового договора более одного календарного месяца» дает возможность обойти закон. Для этого достаточно заключить несколько договоров, каждый сроком на 29 дней, с отличающимися существенными условиями — названиями, объемом выполненных работ и ставкой оплаты услуг.

Клеймо НДС

Не менее серьезным ударом для плательщиков единого налога стало известие об установлении новой предельной суммы, превышение которой влечет за собой обязательную регистрацию СПД плательщиком НДС, вне зависимости от используемого «режима налогообложения» (цитата из закона). Теперь НДС-граница равняется 300 тыс. грн средств, поступивших на счет предприятия за оказанные услуги или поставленные товары «в течение последних 12 календарных месяцев». Так правительство надеется увеличить поступления НДС и расширить круг его плательщиков.

Однако расплывчатость и уклончивость данной нормы ставит в тупик многих юристов. Во-первых, неясно, что именно подразумевается под «режимом налогообложения». В украинском законодательстве существует термин «система налогообложения» — общая и упрощенная, а режима налогообложения не существует. Во-вторых, не понятно как считать эти самые 12 месяцев. Эксперты отмечают, что, скорее всего, законодатель имел в виду последние 12 месяцев, то есть период с 1 марта 2004 по 28 февраля 2005 года.

Таким образом, все предприятия, в том числе работавшие на едином налоге (для юрлиц — 10%), НДС-облагаемый оборот которых за указанный период превысил 300 тысяч грн, до 20 апреля должны зарегистрироваться как плательщики налога на добавленную стоимость. Причем частные предприниматели, по логике законодателя, должны будут платить единый налог плюс НДС. А юрлица, платившие 10% единого налога, обязаны перейти на ставку 6% плюс НДС.

Кстати, Игорь Сирык считает, что при расчете суммы операций, облагаемых НДС, следует учитывать последние изменения базы налогообложения. И если операция, проведенная за последние 12 месяцев, ранее не облагалась НДС, но после внесения изменений в закон должна, то сумму такой операции следует учитывать при расчете 300-тысячной границы. Мало того, следуя букве закона, плательщиками НДС обязаны зарегистрироваться даже те предприниматели, которые на данный момент не ведут никакой деятельности, но оборот которых за последние 12 месяцев превысил заветную границу. Правда, если такие предприниматели не выполнят это требование, но и не будут совершать операции, облагаемые НДС, то никаких санкций к ним государство применить не сможет.

Так что в середине апреля специалисты прогнозируют массовое нашествие предпринимателей, горящих желанием встать на учет как плательщики НДС. Или желающих сняться с учета как плательщики налогов вообще.

Удар милосердия

Последним ударом, который может окончательно отбить охоту к работе по упрощенной системе, стало выведение с 1 июля текущего года из-под действия Указа президента «Об упрощенной системе налогообложения...» многих видов предпринимательской деятельности. Справедливости ради надо сказать, что окончательный вариант черного списка единоналожников оказался существенно короче первоначально запланированного. Тем не менее перечень запрещенных видов деятельности для упрощенцев как физ-, так и юрлиц, впечатляет (см. Список запретов). С 1 июля они будут вынуждены либо оставить свой бизнес, либо перейти на общую систему налогообложения, либо работать нелегально.

Чтобы усилить эффект нововведений для плательщиков единого налога — юридических лиц установлено, что уплата налога производится в порядке и на условиях, действующих до 1 января текущего года. То есть вместо уплаты половины ставки единого налога (3%+НДС или 5%) и всех взносов в социальные фонды (32% фонда оплаты труда в Пенсионный фонд и 1,9% ФОТ в фонд соцстраха) предприятия должны будут платить простую ставку единого налога (соответственно 6%+НДС или 10%) и теоретически без уплаты соцвзносов. Но, учитывая правовую коллизию с пенсионным законодательством, не исключено, что ПФ опять станет требовать уплаты взносов.

Изменяя порядок взимания налога с упрощенцев, правительство явно преследовало цель пресечь схемы уклонения от уплаты налогов. По заявлениям некоторых должностных лиц, на оплате всевозможных консультационных услуг в тень уводились немалые суммы. Многим предприятиям, использующим общую систему налогообложения, стало невыгодно сотрудничать на постоянной основе с физлицами-упрощенцами, так как теперь предприятие должно удерживать из суммы, выплаченной такому лицу, подоходный налог и взносы в социальные фонды. Да и самим единоналожникам работать по предложенным государством схемам тоже невыгодно. Опрос Контрактов показал, что многие упрощенцы собираются переходить на общую систему налогообложения и отражать все расходы, максимально уменьшая прибыль (напомним, что при уплате единого налога предприниматели расходы не учитывают).

По мнению Светланы Яковенко, генерального директора юридической компании «АС», государство постепенно ликвидирует упрощенную систему налогообложения (нормы о самозанятых лицах и НДС-барьере). При этом правительство забывает, что введение единого налога указом президента об упрощенной системе налогообложения было вызвано, в том числе, невозможностью жесткого контроля за проведением операций в некоторых отраслях хозяйствования. С принятием закона № 2505 правительство фактически повернуло время вспять, значительно ограничив возможность единоналожников работать легально и получать прибыль.


Список запретов

С 1 июля плательщиками единого налога не могут быть

СПД, которые занимаются:

  • игорным бизнесом (впрочем, относительно этого вида деятельности ограничения действовали и ранее);
  • обменом иностранной валюты;
  • производством, экспортом-импортом и оптовой продажей подакцизных товаров;
  • оптовой и розничной торговлей ГСМ (ограничения действовали и ранее);
  • операциями с драгоценными металлами и камнями.

СПД-физлица:

  • занимающиеся торговлей лекарственными препаратами и средствами медицинского назначения;
  • архитектурой;
  • предоставляющие консультации и разъяснения по юридическим вопросам;
  • аудиторы;
  • занимающиеся деятельностью по сдаче в аренду недвижимого имущества и риэлторской деятельностью.

Совет юриста

Владимир ПОТАПЕНКО, адвокат, управляющий партнер юридической фирмы «Потапенко и партнеры»:

— К сожалению, в законе четко не указано, что подразумевается под словосочетанием «в течение более чем одного календарного месяца за налоговый год». По крайней мере, этот вопрос нуждается в налоговом разъяснении. А пока я предлагал бы, если, конечно, деловые отношения это позволяют, заключать договоры с упрощенцем о предоставлении услуг в течение нескольких дней в месяц (с фактическим выполнением большого объема работ за высокую плату). Однако такой вариант не всегда приемлем для использования в схемах, где частные предприниматели должны принимать постоянное и существенное участие в бизнес-процессах (перевозки, регулярные услуги, использование арендованного имущества и т. д.). Поэтому я не исключаю введения в финансовые схемы 12-13 «промежуточных» предпринимателей в течение года, которые будут посредниками между крупными компаниями и «постоянными» предпринимателями — плательщиками единого налога.

В принятии закона № 2505 явно прослеживается желание перекрыть схемы минимизации налогообложения. И действительно, платить 2400 грн единого налога с 500 тыс. грн дохода при сдаче в аренду недвижимого имущества — это слишком льготное налогообложение (0,48% налога с дохода). Не секрет также, что плательщики единого налога порой используются с целью легализации доходов и снятия наличных в больших размерах. Поэтому шаги правительства в направлении ограничения использования упрощенной системы в схемах уклонения от налогообложения вполне закономерны.

Мнение юриста

Михаил ГОНЧАРУК, адвокат:

— Будучи плательщиком единого налога, субъект ведения хозяйства был избавлен от необходимости тратиться на большие штрафы за несвоевременную его уплату — дело ограничивалось, как правило, небольшой пеней. С момента же регистрации плательщиками НДС физические лица — предприниматели автоматически подпадают под действие норм Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» № 2181. А это совсем другой уровень ответственности как в организационном, так и финансовом планах.

Мнение упрощенца

Светлана ЯКОВЕНКО, генеральный директор юридической фирмы «АС» (плательщик единого налога по ставке 10%):

— Малый бизнес «кинули». Уменьшение ставки единого налога вдвое при сохранении выплат в социальные фонды действовало три месяца, после чего все вернулось на круги своя — плати ЕН в полном объеме и соцвзносы. Теперь нашему предприятию предстоит платить 10% с дохода плюс взносы в ПФ и удержания в соцфонды. Так нам работать невыгодно — уж лучше перейти на общую систему налогообложения и учитывать все расходы (в частности, расходы на аренду, электроэнергию, усовершенствование основных фондов и т. д.). Причем вопрос уплаты пенсионных платежей единоналожниками остается урегулирован только письмом ПФ, но не законом. Кроме того, фактически граница перехода единщиков на общую систему налогообложения уменьшена (задним числом!) с 500 тыс. грн (для физлиц) или 1 млн грн (для юрлиц) до 300 тыс. грн. Поскольку, по моему мнению, если предприниматель платит НДС, то считать его упрощенцем нет оснований. Фактически такой плательщик выходит на общую систему налогообложения. И возникает вопрос: как быть с уже заключенными долгосрочными контрактами? Можно пересмотреть условия, но не факт, что контрагент согласится на это. Или недополучить прибыль, так как по новому законодательству получатель работ (услуг) должен удерживать налог с выплат ЧП-единоналожнику (13%). А если сумма контракта или контрактов превышает 300 тыс., то плательщик еще и платит НДС (20%).

Контракты №15 / 2005


Вы здесь:
вверх