логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Автопарк лизингового периода Автор: Сергей ЛИОППА - «Контракты» №15 Апрель 2005г.

Рост украинского рынка лизинга автомобилей составляет 30-50% в год. Однако пока общий объем передачи машин в лизинг не дотягивает и до 1% от общих продаж новых автомобилей. Контракты выясняли, почему так происходит.


Преимущества лизинга автомобилей прежде всего стоит искать в особенностях законодательства, делающего такой вид приобретения машины более выгодным с точки зрения уплаты налогов. Однако украинский лизинг автомобилей отличается, например, от российского, тем, что не дает предприятиям каких-либо значительных налоговых преимуществ по сравнению с обычной покупкой машины в кредит. Тем не менее услуги лизинговых компаний вызывают все больший интерес. Если сравнить платежи при покупке автомобиля в лизинг и кредит, то при одинаковом первоначальном взносе ежемесячные лизинговые платежи могут быть меньшими, чем кредитные. В конечном перерасчете (с учетом остаточной стоимости автомобиля) разница между платежами по кредиту и лизингу может составить несколько десятков евро в месяц в пользу автомобиля, купленного в кредит. Однако, по словам лизингодателей, виртуально переплачивая за лизинговый автомобиль эту сумму, предприятие одновременно значительно сокращает многие свои расходы, а главное — риски, связанные с содержанием автопарка, в конечном счете лизинг получается выгоднее, и на порядок удобнее кредита.

В первую очередь, утверждают лизингодатели, исчезает вероятность приобретения бракованного автомобиля. Ведь в таком случае улаживать проблему с автодилерами, практически никогда не меняющими автомобили по гарантии, обязана лизинговая компания. В ее обязанности также входит урегулирование и всех гарантийных случаев — иногда на судебные тяжбы с дилерами по поводу хронических поломок юристы компаний тратят годы (машина тем временем простаивает).

При длительном ремонте лизингового автомобиля многие лизингодатели обещают предоставить своему клиенту машину на замену. Как правило, такой автомобиль прикрепляется за крупными клиентами, приобретающими более 20-25 машин. Мелким клиентам вместо дополнительных платежей за возможность в случае поломки получить подменную машину, иногда выгоднее на время ремонта взять другой автомобиль в аренду по специальному тарифу.

На плечи лизингодателя ложиться и улаживание вопросов по ДТП (в услуги многих компаний входит также бесплатный эвакуатор), а также координация взаимодействия со страховщиками.

Таким образом, взяв автомобили в лизинг, руководитель компании может не беспокоиться, что их разобьют, поломают или неправильно обслужат. Поэтому, по словам экспертов, «лизинговый» автопарк может вполне обходиться без части обслуживающего его персонала, как правило, кровно заинтересованного в том, чтобы завысить (для удовлетворения собственного финансового интереса) стоимость расходов предприятия, связанных с корпоративными автомобилями. В результате, руководство компании, сотрудничая с лизинговой компанией, может четко планировать расходы, связанные с содержанием автопарка, на несколько лет вперед. К тому же у компании не возникает проблем с обновлением парка машин, которое может происходить автоматически.

То есть главная выгода приобретения автомобиля в лизинг заключается в том, что при незначительной переплате за лизинговые услуги компания может серьезно сэкономить за счет сокращения гаражного штата и уменьшения автомобильных рисков. Экономия тем больше, чем выше уровень компании и зарплата ее сотрудников. Наверное, поэтому большая часть украинских лизингополучателей — международные компании. По словам исполнительного директора компании Avis Тараса Волошина, на долю ПИИ приходится 90% клиентов его фирмы.

Украинские предприятия, как показал опрос Контрактов, пока по старинке считают, что лучший автомобиль — собственный. Так что на сегодня проблема выбора между лизингом и кредитом, скорее, психологическая, чем финансовая.


Словарь

Оперативный лизинг — получение автомобиля в пользование на длительный срок (обычно от 12 до 48 месяцев) с последующей возможностью его выкупа. Машина, как правило, застрахована и обслуживается лизингодателем, поскольку находится на балансе у лизингодателя. Лизинговые платежи являются валовыми расходами лизингополучателя (100% по коммерческим автомобилям, 50% — по легковым). Оперативный лизинг используют в основном крупные компании, которые рассчитывают через несколько лет обменять свой старый парк автомобилей на новый.

Финансовый лизинг — отличается от оперативного в основном тем, что автомобиль находится на балансе лизингополучателя (последний получает налоговый кредит по НДС сразу от всей стоимости автомобиля, а не по мере перечисления лизинговых платежей, как в оперативном лизинге). Финансовый лизинг используют, как правило, когда хотят выкупить автомобиль.

Кредит или лизинг

Сравнительная таблица платежей при покупке автомобиля в лизинг (полный сервис) и в кредит ценой EUR15550 при первоначальном взносе EUR2592 (Peugeot 307, 2,0 л)*

  ЛИЗИНГ КРЕДИТ**
Ежемесячный платеж EUR410 (+НДС) EUR590
Остаточная стоимость машины: EUR6220 EUR0
* Cрок договора оперативного лизинга и кредита одинаков — 36 месяцев. В полный пакет лизинга входит страхование автомобиля без франшизы плюс все расходы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом автомобиля — фактически лизингополучатель не несет никаких расходов по автомобилю кроме покупки топлива.

** Ставка 1,34% в валюте в месяц. При покупке автомобиля в кредит в расчет ежемесячных расходов, кроме погашения самого кредита (EUR457 в месяц), включены также: EUR565 — оформления машины в ГАИ, EUR2700 — КАСКО и ГО в течение трех лет, а также EUR1500 — стоимость техобслуживания, ремонтов и расходных материалов (диагностика, масло, фильтры, лампочки, свечи, ремни, тормозные колодки, тех. жидкости, зимняя резина, а также остальные запчасти). Последняя цифра зависит от пробега машины за три года и может быть значительно увеличена. В расчете не учтено содержание дополнительного административного и техперсонала, тогда как в случае лизинга необходимость в нем отпадает.

Информация по величине лизинговых платежей предоставлена компанией «Илта». Калькуляция выплат по кредиту проводилась по «кредитному калькулятору» ПриватБанка

Экспертное мнение

Лизингодатель об услугах...

Вадим НЕСТЕРЧУК,заместитель директора компании «Оптима- лизинг»/SIXT:

— В принципе, существует довольно широкий диапазон лизинговых пакетов. Однако наиболее дешевые из них, включающие лишь страховую поддержку автомобилей, но не содержащие оплату регулярного техобслуживания, для лизинговой компании более рисковые. Особенно это касается оперативного лизинга. Ведь в этом случае мы не уверены в том, что автомобиль будет должным образом обслуживаться и, соответственно, может потерять гарантию. Самым востребованным пакетом является средний, в который входит и страхование, и регулярное ТО, предусмотренное автопроизводителем. Наиболее дорогой — пакет «полного сервиса», — на мой взгляд, менее выгоден лизингополучателю. При расчете его стоимости лизинговая компания принимает за основу (исходя из своего опыта) максимальные риски, связанные с возможным ремонтом автомобиля.

...о проблемах

Тарас ВОЛОШИН, исполнительный директор компании Avis:

— В Украине лизинговая компания сталкивается со многими проблемами — случается, автодилеры поставляют автомобили на 2-3 месяца позже назначенного срока. Иногда машины приходят с другой комплектацией и по более высокой цене. К сожалению, мало кто из продавцов автомобилей рассматривает лизинговую компанию как партнера, а не как конкурента, и имеет с ней долгосрочную стратегию работы. Некоторые пытаются перехватить у лизинговой компании клиента, обещая более выгодные условия покупки. В то же время для лизинговой компании автодилеры подчас требуют неоправданно высокую предоплату с целью получить быструю прибыль. Страховые компании при необоснованно больших ставках уклоняются от выплаты страхового возмещения. Да и у самих клиентов часто хромает платежная дисциплина — многие лизингополучатели постоянную задержку платежа на две-три недели почему-то считают нормой. Если же компания не платит вообще, то забрать у нее машину даже через суд весьма сложно.

...о конкурентах и клиентах

Александр КОЩЕЕВ, руководитель департамента лизинга автомобилей ООО «Илта» (официальный импортер Peugeot):

— Лизинг для нас не является основным видом деятельности — лизинговый департамент отдельное подразделение в структуре официального импортера Peugeot в Украине. Именно поэтому у нас не возникает никаких проблем ни с автодилерами, ни с автосервисом, чего никак не скажешь о наших конкурентах. Иногда в наш адрес с их стороны звучат обвинения в демпинге. А мы и не ставим задачу зарабатывать на лизинге. Наша цель — продать больше автомобилей Peugeot, хотя, в принципе, мы можем предложить клиентам машины любой другой марки. Из 180 автомобилей, на которые мы подписали договоры в этом году, 80% взяли в лизинг крупные компании, 20% — мелкие. В последнее время среди наших клиентов растет и число частных лиц. В основном, это руководители и рядовые сотрудники компаний, которые привыкли пользоваться на предприятии служебными лизинговыми автомобилями, и оценили все достоинства приобретения машины в лизинг. После окончания срока лизинга выкупают автомобили лишь 30% клиентов, остальные берут вместо старой машины новые.

Контракты №15 / 2005


Вы здесь:
вверх