логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Автокиллеры Автор: Оксана ПАШКЕВИЧ - «Контракты» №15 Апрель 2005г.

По столице прокатилась волна краж джипов премиум-класса. Только за одни выходные похищено четыре BMW X5. Контракты дают конкретные советы, как обезопасить свой автомобиль.


Берегите авто «с нову»

По данным Интерпола, объем нелегального бизнеса на краденых автомобилях оценивается приблизительно в $21 млрд в год. Каждые 10-20 секунд современные, но менее бескорыстные деточкины похищают машину. И все это несмотря на новейшие разработки специалистов в отрасли автобезопасности. К сожалению, разработчики автосигнализаций вынуждены признать, что

100-процентной защиты автомобиля от похищения до сих пор не существует. Несовершенство противоугонных устройств не означает, что меры по охране своего четырехколесного друга не имеют смысла. По утверждению умельцев по части краж, чем дороже противоугонная система, тем она надежнее. Однако при желании можно «обезвредить» самую дорогую противоугонную систему, хотя для этого автовору понадобится новейшее оборудование (например, сканер кода замка) и больше времени.

Чтобы обезопасить себя от потери железного коня, важно знать, как и что сегодня похищают. Вариант первый — похищение по заказу. Работают профессионалы, предотвратить кражу очень трудно, вернуть машину практически невозможно. Такой вариант похищения характерен для автомобилей премиум-класса. Кстати, заказчиками в таких случаях чаще всего бывают те... у кого уже украли аналогичный автомобиль. То есть под документы, например, похищенной накануне Audi А8 стоимостью $130 тыс. подыскивается идентичная, за которую похитителям придется заплатить всего $20-25 тыс. за доставку. Вариант второй, классический, — похищают на продажу целиком или по запчастям. Вариант третий — покататься. Вариант четвертый, довольно популярный сегодня, — для возврата за вознаграждение.

В последнее время автомобили все реже продают по запчастям. Во-первых, усилился контроль в местах вероятной продажи краденых запчастей (например, на авторынках), во-вторых, владельцы машин сегодня предпочитают приобретать новые запчасти. Автомобиль, похищенный по заказу, вряд ли сразу перегоняют следующему владельцу. Некоторое время он находится в «отстойнике», проходит процедуру перекрашивания, смены номерных знаков и т. п. Нередко перегоняется в страны СНГ (Россия, Молдова, Беларусь), что значительно усложняет поиск похищенного автомобиля. Например, в России до сих пор нет единой базы «Угон», но не исключено, что на территории восточного соседа похищенный автомобиль найдут даже случайно (например, в случае ДТП). Однако, по словам начальника отдела организации розыска автотранспортых средств ДГАИ МВД Сергея Шеляга, вернуть его будет достаточно сложно. Скорее всего, выяснится, что машину уже несколько раз перепродали, а российский суд, как свидетельствует статистика, в большинстве случаев станет на сторону нового владельца, который даже не подозревал, что купил краденую машину.

Одна из самых любимых схем автоворов — возврат похищенного автомобиля за вознаграждение (20% рыночной стоимости). Главное требование воров — чтобы владелец не обращался в милицию, иначе, мол, в следующий раз машина вообще не найдется. В этом случае решение о том, информировать ли правоохранителей, водитель принимает сам. Правоохранители, естественно, советуют за помощью обращаться к ним. Дескать, деньги похитители заберут, а автомобиль либо не вернут, либо отдадут в непригодном для эксплуатации состоянии. Или опять похитят с целью получения очередного выкупа. Кроме того, именно благодаря автовладельцам, обращавшимся за помощью к правоохранителям, по свежим следам удавалось раскрывать преступные группировки.

Очевидно, что для каждого отдельного случая, как и для каждой конкретной машины, подходят свои системы защиты. Однако существуют правила, простое выполнение которых минимизирует риск похищения автомобиля (см. Простые правила хранения автособственности).

Главный же совет правоохранителей — оперативность. В большинстве случаев находятся те транспортные средства, о похищении которых сообщается не позже чем через несколько часов после ЧП. В таком случае операция «Перехват» более эффективна. Необходимо также, чтобы по факту хищения было возбуждено уголовное дело.

Опасный секонд-хэнд

Еще один страшный сон автомобилиста — обнаружить, что купленный автомобиль является краденым. В этом случае обезопасить себя можно только тщательной проверкой как самой машины, так и документов на нее и ее предыдущего владельца. Во-первых, если уж приехали покупать машину на авторынок, то там его и покупайте, а не около авторынка, где торговля запрещена. Не верьте фразам продавцов наподобие: «На авторынке место дорого стоит, и я просто хочу сэкономить на рыночном сборе». Более того, в ДГАИ МВД Украины уверяют, что на торговых площадках постоянно дежурит автоинспектор, периодически проверяющий подозрительные автомобили.

Если все машины аналогичной марки, модели и возраста на одном и том же авторынке стоят $11,5-12 тыс., а вам ее предлагают за $10 тыс., будьте внимательны: вероятно, что с машиной что-то не в порядке. Если продавец подгоняет вас, просит как можно быстрее оформить соглашение, не покупайте — вас обманывают. Нежелательно покупать автомобиль у человека, эксплуатирующего его по доверенности, и ни в коем случае не соглашайтесь на полулегальные схемы оформления покупки. (На сегодня таких немало, и все они якобы призваны уменьшить расходы на оформление соглашения купли-продажи.) Но даже если ничего подозрительного вы не замечаете, необходимо провести всестороннюю обстоятельную проверку будущей покупки. Например, при столичном авторынке на его же территории расположено МРЭО. Автомобиль проверят по базам «Угон» и «Интерпол» и на предмет его действительной регистрации в любом регионе Украины. Сама процедура проверки займет максимум час и будет стоить всего 18,50 грн. Кстати, сами правоохранители советуют покупать машину, уже снятую с регистрации. Во-первых, при снятии с регистрации автомобиль проходит проверку, а во-вторых, сделать это может только настоящий владелец.

На территории любого авторынка можно найти много частных служб, также предлагающих проверить автомобиль. Не рискуйте. Во-первых, это будет стоить вам значительно дороже, во-вторых, оперативнее всего базы данных похищенных автомобилей возобновляются только в ГАИ, в-третьих, факт заговора похитителя с частником более вероятен, чем с гаишником. В конечном счете, частные структуры не несут ответственности за правдивость предоставленной информации. Как объясняют в МРЭО, по результатам милицейской проверки выдадут сертификат о том, что машина не числится в угоне. Этот документ относится к бланкам строгой отчетности, поэтому подделка его маловероятна. Кроме того, документ заверяется печатью и подписью работника МРЭО. В будущем он может служить прямым доказательством в суде.


Варианты защиты

Спутник против угона

В связи с участившимися в последние недели угонами люксовых автомобилей (всего за март в столице угнали около полусотни авто ценой от 20 до 80 тыс. евро) сотрудники ГАИ обратились к владельцам BMW, Mercedes-Benz, Lexus и других иномарок премиум-класса с призывом оснастить свои машины спутниковыми противоугонными системами, которые должны быть обязательно интегрированы с дежурными частями ГАИ. Лишь в этом случае, по мнению гаишников, владелец дорогого атомобиля может быть уверен, что его автомобиль не исчезнет бесследно.

Известно, что в этом году Госавтоинспекция совместно с ведущей украинской компанией в области спутниковых противоугонных систем Benish GPS Ukraine заканчивает оборудование всех дежурных частей милиции областных центров страны специальными терминалами. С их помощью можно получить сигнал об угоне автомобиля и по его координатам быстро найти преступников. По словам генерального директора Benisch GPS Ukraine Константина Жиденко, спутниковыми противоугонными системами автомобили оснащаются уже на протяжении четырех лет. Показательно, что ни один из них не угнан, хотя попытки были. Каждый раз злоумышленникам не удавалось далеко уйти. Хозяева машин либо успевали активировать тревожную кнопку, либо по мобильному телефону связывались с диспетчером и сообщали, что машина угнана. В таком случае диспетчер с помощью спутниковой связи плавно перекрывал подачу топлива в двигатель, тем самым блокируя его работу. Одновременно из дежурной части на место ЧП выезжала опергруппа. Самих преступников задерживать удавалось не каждый раз, зато автомобили возвращались владельцам в целости и сохранности.

Простые правила хранения автособственности

  • Находясь в салоне, не забывайте закрывать замки изнутри. Это защитит вас от внезапного нападения злоумышленников.
  • Никогда не оставляйте ключ в замке зажигания, даже если собираетесь просто протереть стекло.
  • Если ваш железный конь оборудован суперсложной системой охраны, не наклеивайте на стекло логотипы ее производителя. Это упрощает работу преступникам.
  • Не передавайте ключи от автомобиля малознакомым людям (в частности, на автостоянках, мойках, СТО).
  • Используйте маркирование деталей автомобиля. Это оттолкнет от него желающих украсть и распродать машину по частям.
  • Если вас останавливают незнакомые люди, не выключайте зажигание и не открывайте дверку.
  • Самым опасным для водителя правоохранители называют завладение транспортным средством силой. Если вы уверены в своих возможностях, можно попробовать отстоять машину. Но как свидетельствует статистика, преступник, решившийся на разбойное нападение, морально уже готов применить оружие.

Мнение правоохранителя

Наши суды — за украинцев

Сергей ШЕЛЯГ, начальник отдела организации розыска автотранспортных средств ДГАИ МВД Украины:

— Может случиться так, что водитель несколько лет назад купил подержанную иномарку, без проблем поставил ее на учет, спокойно ездил длительное время, а в процессе очередного техосмотра оказалось, что в базе «Интерпол» автомобиль числится украденным где-то в Германии (возможно, Интерпол своевременно не внес его в базу, может, по другим причинам информация всплыла только теперь).

Украинцу трудно вернуть назад похищенную и переправленную в Россию машину, так же как европейцу проблематично вернуть машину, похищенную у него и переправленную в Украину. В большинстве случаев тот же немец уже давно получил страховку за похищенную машину и забыл об инциденте. Поэтому, когда через несколько лет мы обнаруживаем в Украине такой автомобиль, задерживаем его и информируем о находке тамошний Интерпол.

Теперешнему же владельцу разрешается пользоваться данным автомобилем до окончательного решения вопроса в суде, но в свидетельство о регистрации вносится отметка о его розыске Интерполом. Налагается только запрет на продажу такой машины. Интерпол, в свою очередь, информирует инициатора ее розыска. Если немецкий хозяин не проявляет интерес (что случается чаще всего), то машина просто снимается с базы и передается последнему владельцу. В другом случае немцу придется судиться с ее теперешним владельцем, который и сам является пострадавшей стороной. Причем наш суд, как свидетельствует практика, вероятнее всего, станет на сторону украинца и признает его добросовестным покупателем.

Контракты №15 / 2005


Вы здесь:
вверх