логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
ЗАО «Украинское государство» - «Контракты» №15 Апрель 2005г.


Кабмин Юлии Тимошенко уничтожает старые коррупционные схемы, не дожидаясь принятия изменений к Закону «О закупке товаров, работ и услуг за государственные деньги». Прекрасно осознавая, что краткосрочный эффект законодательной инициативы правительства будет нулевым — большинство контрактов по госзакупкам заключаются в первом полугодии — премьер форсировала развитие событий: не сегодня-завтра будет принято правительственное постановление, кардинально изменяющее систему госзакупок центральных бюджетных распорядителей. Главная фишка документа — Юлия Владимировна замкнет на себе тендеры на сумму свыше 500 тыс. грн. Ориентировочная цена вопроса — более 100 тыс. тендеров, общий оборот которых в 2004-м составил порядка 27,4 млрд грн (без учета государственных оборонных заказов). В том, как изменятся коррупционные схемы в случае принятия постановления, мы, собственно говоря, и попытались разобраться.

КАК ЭТО БЫЛО (формирование тендерных потоков в ходе принятия госбюджета-2005)
Главные распорядители бюджетных средств (84 субъекта)
Государственные комитеты и министерства формируют
годовые планы закупок и передают их в Минэкономики.
Министерство экономики
(орган власти, выполняющий контрольные и регуляторные функции в сфере госзакупок)
Полученные планы Минэкономики сводит в один и передает в Минфин.
Министерство финансов
(орган власти, ответственный за подготовку проекта госбюджета)
В формате правительственных заседаний обсуждается приоритетность госзакупок. Оформление ведомственного плана закупок отдельной бюджетной строкой зависит от первых лиц Минфина, премьер-министра и вице-премьеров.
Законопроект о госбюджете подается в парламент.
Кураторам тендерных потоков ничто не мешает предложить, к примеру, министру финансов 10% от суммы бюджетной строки.
Верховная Рада Украины
(высший орган законодательной власти)
Принимает госбюджет, в котором реализованы планы закупок отдельных ведомств, или же отправляет его на доработку в Кабмин.
На этом этапе политическая корреляция между руководством компаний, участвующих в тендерах, народными депутатами и руководством бюджетных распорядителей прослеживается особенно четко.
Министерство экономики
Содействует выпуску «Вестника государственных закупок», в котором публикуется информация о предстоящих тендерах, утвержденных бюджетным расписанием. В процесс проведения тендеров бюджетными распорядителями Минэкономики обычно не вмешивается.
Минэкономики закрывает глаза на тот факт, что для подготовки тендерной документации распорядители не всегда обоснованно привлекают коммерческие структуры.
Главные распорядители бюджетных средств (84 субъекта)
1. Формируют тендерные комитеты (5-10 человек). Выбирают формат проведения госзакупок.
Закупки у одного участника возможны после получения специального разрешения Минэкономики.
2. Требуют от участников тендерное обеспечение (обычно — в форме банковской гарантии или векселя).
В ряде случаев распорядители ставят перед участниками невыполнимые условия, связанные с предоставлением банковской гарантии. Торговля документацией, позволяющей обойти эти условия, поставлена на поток. Гарантию легко можно приобрести в коммерческих структурах, заранее согласованных с заказчиком. Цена — 3% от суммы обеспечения, но не менее 400 грн.
3. Проводят тендеры и определяют победителей. По данным Минэкономики, потери госбюджета-2004 от неправомерного выбора победителей заказчиками составили 947 тыс. грн.
Официальная статистика потерь
не всегда учитывает:
— расходы на зарплату председателя и полномочных членов тендерных комитетов (среднеотраслевой размер откатов составляет 10-20% от суммы сделки);
— потери от закупки продукции, качество которой было ниже, заявленного победителем;
— прямые и косвенные потери от победы в тендерах фиктивных предприятий;
— потери от сознательного дробления закупки однотипной продукции на отдельные составляющие;
— потери от сужения числа участников в тендерах, проводимых задним числом;
— потери от сужения числа участников ввиду искажения информации в тендерной документации;
— бюджетные потери ввиду снижения мультипликативного эффекта госрасходов.

КАК ЭТО БУДЕТ (формирование тендерных потоков в случае принятия правительственного постановления)
Главные распорядители бюджетных средств (84 субъекта)
Без изменений
Министерство экономики
(орган власти, выполняющий контрольные и регуляторные функции в сфере госзакупок)
Без изменений
Министерство финансов
(орган власти, ответственный за подготовку проекта госбюджета)
Ввиду того, что проводить тендер и определять победителя по позициям, определенным в постановлении № 1312, будет ГАК «Укрресурсы», можно прогнозировать определенное сужение внутриправительственных откатов по следующим группам товаров: компьютеры, офисная техника, мебель и транспорт.
Верховная Рада Украины
(высший орган законодательной власти)
Без изменений
Министерство экономики
Из общего плана госзакупок министерство выбирает позиции в соответствии с постановлением № 1312 и передает их в ГАК «Укрресурсы».
Недостаточный контроль над подготовкой тендерной документации.
ГАК «Укрресурсы»
(орган межведомственной
координации госзакупок)
Главные распорядители бюджетных средств (84 субъекта)
Организует, проводит тендер, выбирает победителя, доводит информацию о победителе до распорядителей бюджетными ресурсами. Тендерный комитет формируется из представителей ГАК и ведомств-заказчиков.
Не исключена узаконенная монополизация тендерной отрасли.
1. Формируют тендерные комитеты.
2. Делегируют в тендерные комитеты при Укрресурсах своих представителей.
3. Проводят тендеры и определяют победителей.
Коррупционные риски —
прежние.
4. Акцептируют договоры с победителями, определенными в порядке межведомственной координации госзакупок.
За акцептирование и выполнение финансовых обязательств, возможно, придется платить.
Премьер-министр
(смотрящая)
До внесения изменений в законодательство о госзакупках проведение тендеров на сумму свыше 500 тыс. грн (в первоначальном варианте постановления — 200 тыс. грн) возможно только после согласования с премьером (в остальных случаях — с первым лицом главного распорядителя бюджетных средств). Тендеры на закупку проводятся, исходя из квартальной потребности распорядителя в продукции.
Фактическая легализация внутриправительственных откатов, смена групп предприятий, обслуживающих ведомства.
Контракты №15 / 2005


Вы здесь:
вверх