логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Разрешите откланяться Вилен ВЕРЕМКО - «Контракты» №16 Апрель 2005г.

Должностные лица обещают как можно быстрее интегрировать разрешительную систему в одно окно. На этот раз планируется выдавать из одного окна лицензии и другие разрешения.


В начале апреля Госкомпредпринимательства представил на рассмотрение Кабинета Министров проект закона об упрощении разрешительной системы и создании единого окна по выдаче документов, необходимых для работы предпринимателей в том или ином виде бизнеса (не путать с единым окном регистрации субъектов ведения хозяйства). Теперь этот документ изучает правительство, чтобы как можно быстрее передать его на суд народных избранников. Как обещают авторы проекта, претворение реформы в жизнь значительно улучшит процедуру выдачи документов и создаст более благоприятные условия для работы предпринимателей. Но горький опыт единого регистрационного окна, создаваемого для все тех же предпринимателей, пока не позволяет разделить радость авторов законопроекта.

Без самоуправства

Учитывая значительное количество несистематизированных нормативных актов, регулирующих выдачу всевозможных разрешений, лицензий и т. п. (см. Бумажный поток), реформаторы из Госкомпредпринимательства, прежде всего, предлагают ограничить возможность регулирования разрешительной системы подзаконными актами.

То есть установить, что необходимость получения определенного разрешения, перечень необходимых для его получения документов, платность или бесплатность разрешения и т. п. (см. Именем закона) могут определяться исключительно законами Украины. Постановлениями Кабмина могут устанавливаться только порядки выдачи разрешений, которые должны содержать, в частности, размер платы за выдачу, возможность участия заявителя при рассмотрении поданного заявления и т. д. А все разрешительные органы, которые финансируются из госбюджета, должны выдавать разрешения (кроме документов, выдаваемых по результатам обследования или экспертизы) бесплатно.

Юридический советник проекта «Развитие предпринимательства в Украине» Международной финансовой корпорации Мария Кучерова говорит: «Часто даже при детальном описании процедуры выдачи разрешения законодатель не уделяет должного внимания существенным требованиям по содержанию нормативных актов. Из-за такого подхода почти всем нормативным актам в сфере выдачи разрешений присущи такие недостатки, как отсутствие четкой регламентации всех этапов процедуры выдачи разрешения, недостаток информации о стоимости процесса, требования по оформлению документов и их количеству, невозможность определения всех субъектов, привлеченных к процедуре выдачи разрешения и т. п.».

Еще одно единое окно

Но главное новшество — все же введение принципа единого разрешительного окна. Сегодня в некоторых городах упрощение разрешительной процедуры уже происходит по принципу — в определенное время, в определенном месте собираются чиновники разрешительных органов, чтобы предприниматель мог за короткий срок оббежать всех. Но в данном случае речь идет об окне, где будет сидеть государственный администратор и принимать документы от предпринимателей, сам будет направлять их в разрешительные органы и выдавать разрешения.

Правда, количество видов разрешений, которые должны выдаваться исключительно госадминистратором пока ограничено (см. Что дают в окне). Определение необходимости выдачи других документов передано на усмотрение местных госадминистраций. Юридический советник проекта BIZPRO Александр Шебалков объясняет: «Разрешения, которые попали в перечень законопроекта, наиболее обременительны для предпринимателей. Эти разрешения проблемны из-за их цены, сложной процедуры получения, затратами времени и т. п. Однако этот перечень не исчерпывающий и госадминистратор может выдавать и другие разрешения».

Процедура получения разрешения у администратора следующая: предприниматель подает заявление и необходимые документы, госадминистратор их регистрирует и не позднее следующего дня подает в соответствующие госорганы. Последние в течение пяти рабочих дней принимают решение о выдаче разрешения или дают обоснованный отказ. И через два дня после принятия такого решения передают разрешение или отказ госадминистратору. На следующий день предприниматель может забрать свой документ.

Таким образом, процедура будет занимать чуть больше недели. Но это только в том случае, если не придется стоять в длиннющих очередях. Правда, эксперты говорят о возможности избежать этого. Александр Шебалков считает: «Ситуации с очередями не будет, так как на местах можно будет определять, сколько нужно администраторов в тех или иных регионах. Например, в Харькове их может быть 10, а в небольшом городе — 1 или 2». Кроме того, администраторы будут работать ежедневно, а не несколько часов в неделю, как единые разрешительные офисы, которые работают сегодня в некоторых городах.

Будет гол, будет два

В самом Госкомпредпринимательства преисполнены оптимизма в отношении претворения в жизнь своих предложений. Директор департамента контроля и разрешительной системы Госкомпредпринимательства Ольга Апатенко говорит: «Мы бы хотели, чтобы его (законопроект. — Ред.) приняли в первом чтении в мае, а в целом — в сентябре этого года». Более того, принятие такого закона предусмотрено проектом президентского указа, который на днях одобрил Кабмин и передал в Секретариат президента. Правда, сомнения относительно скорого воплощения законопроекта в жизнь все же остаются. Хотя Ольга Апатенко обещает, что комитет примется за работу сразу после вступления закона в силу. «Мы должны принять необходимые подзаконные акты, — говорит она, — нужно будет пересмотреть много действующих нормативных актов и отменить разрешения, не предусмотренные законами. Также начнут действовать некоторые разрешительные центры. Они создаются уже сегодня. В частности, государственные администраторы работают при городских советах городов Червоноград Львовской области, Шепетовка Хмельницкой обл., Коломыя Ивано-Франковской обл. и некоторых других».

Впрочем, опыт существующих регистрационных единых окон показывает, что создание новых центров не сможет решить проблему получения разрешений. Поскольку госадминистратор — только посредник между предпринимателем и чиновниками других органов и тоже может столкнуться с произволом бюрократов. В случае нарушения законодательства чиновником, администратор может только пожаловаться в территориальное подразделение Госкомпредпринимательства. Ксения Ляпина считает, что у Госкомпредпринимательства нет достаточных полномочий, чтобы влиять на местные власти или на органы госвласти, которые выдают разрешения. «Если весь контроль повесят на Госкомпредпринимательства, то этим похоронят всю идею создания разрешительных центров», — добавляет депутат.


Бумажный поток

Сегодня в Украине существует около 1200 разрешений, выдача которых регулируется:

  • 167 законами;
  • 150 постановлениями Кабмина;
  • 1500 нормативными актами центральных и местных органов власти.

Именем закона

В соответствии с законопроектом «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» исключительно законом устанавливается:

1) необходимость получения определенного документа разрешительного характера;

2) исчерпывающий перечень документов, который необходимо представить субъекту ведения хозяйства для получения разрешения;

3) платность или бесплатность выдачи такого документа и срок его действия;

4) исчерпывающий перечень оснований для оставления представленных документов без рассмотрения;

5) срок принятия решения о выдаче или отказе в выдаче документа;

6) исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче документа;

7) исчерпывающий перечень оснований для аннулирования, выдачи дубликата и переоформления документа;

8) право делегирования (или запрещения делегирования) уполномоченным органом выдачи определенного документа разрешительного характера другому органу.

Комментарии

Жесткое администрирование

Виктор БИЛЫЧ, начальник главного управления по вопросам предпринимательства Киевской городской государственной администрации:

— Речь об упрощении всех разрешительных процедур идет не первый год. Потому что ни один бюрократ ни одного органа власти не пойдет на то, чтобы упрощать предоставленные ему ведомственными инструкциями права и возможности, если не будет определенной политической воли, жесткого администрирования, вплоть до графика реорганизации разрешительных процедур в Украине. В том числе и местных органов власти. Поверьте, что мы в Киеве не раз пытались урегулировать вопрос разрешительных процедур. И не продвинулись ничуть. Сейчас пытаемся создать единый разрешительный центр в системе строительства. Ведь сегодня в Киеве 124 различных разрешений, виз и справок нужны только для того, чтобы начать строить.

Закон не панацея

Ксения ЛЯПИНА, народный депутат Украины:

— Принимать этот закон нужно. Но существует иллюзия, что он кардинально решит проблему. На самом деле, упростить разрешительную систему можно и на действующей законодательной базе. Нужна политическая воля. Например, президент может дать распоряжение госадминистрациям, чтобы они создали соответствующие службы. И потом нужно контролировать, как руководители администраций выполняют поставленные задачи, и применять санкции за невыполнение распоряжения. Если чиновник не несет ответственности, как это сегодня происходит с регистрационными офисами, он найдет множество причин, чтобы не выполнять закон.

Что дают в окне

Разрешительные документы, выдача которых осуществляется по принципу единого окна (в соответствии с законопроектом «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности»):

1) документы в сфере строительства (в том числе разрешения на строительство, архитектурно-планировочное задание, технические условия, разрешение на выполнение строительных работ);

2) документы, необходимые для предоставления (изъятия, выкупа, отвода) земельных участков. К таким документам также относятся документы, необходимые для изменения целевого назначения земельного участка независимо от формы собственности, в которой она находится;

3) документы, необходимые для начала работы субъектов хозяйственной деятельности, которые выдаются уполномоченными органами государственного надзора в соответствии с законом;

4) документы, необходимые для размещения временных сооружений (в том числе малых архитектурных форм) для осуществления хозяйственной деятельности;

5) документы, необходимые для предоставления коммунального и государственного имущества в аренду физическим, юридическим лицам;

6) разрешение на размещение объектов торговли и сферы услуг;

7) разрешение на размещение объектов внешней рекламы;

8) документы, необходимые для перевода жилых помещений в нежилые для торговых, бытовых и других нужд непромышленного характера.

Контракты №16 / 2005


Вы здесь:
вверх