логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
ОБЪЕКТИВНО: о транзите - «Контракты» №16 Апрель 2005г.


Европе — труба

На прошлой неделе Газпром подписал контракт с немецкой компанией BASF о создании СП, которое построит Северо-Европейский газопровод. Трубопровод из-под Петербурга в Германию и дальше в Великобританию — давняя мечта Газпрома. Обеспечивать газом Западную Европу напрямую из Южно-Русского месторождения (Ямало-Ненецкий округ, доказанные запасы — 800 млрд кубометров) россияне намерены через газопровод, который должен пролечь по дну Балтийского моря.

Окончательного технико-экономического обоснования проекта на сегодня не существует, его стоимость, по оценкам экспертов, составляет около $14 млрд. Однако определен срок его реализации — 2005-2010 гг., именно тогда, согласно подсчетам российских специалистов, в Западной Европе начнется газовый дефицит. Однако независимые аналитики сомневаются в целесообразности Северо-Европейского газопровода.

Во-первых, построить дополнительную ветвь через Беларусь и Польшу — втрое дешевле, и значит, есть основания сомневаться в рентабельности проекта. Во-вторых, намерения Газпрома препятствуют бизнес-интересам норвежских компаний, которые во что бы то ни стало, стремятся укрепить свои позиции на британском рынке. В-третьих, строительство газопровода по дну Балтийского моря — серьезный повод для беспокойства немецких зеленых, имеющих значительное представительство в Бундестаге. И все эти проблемы ради того, чтобы привлечь инвестиции в разработку Южно-Русского месторождения и для минимизации зависимости от транзита через Украину, Беларусь и страны Балтии.

Параллельно с Северо-Европейским газопроводом Россия запускает еще один проект в обход «самостийников» — нефтепровод Бургас—Александрополис, в который будет поставляться кровь экономики из порта Новороссийск. 12 апреля был подписан российско-болгарско-греческий меморандум о строительстве нефтепровода Бургас—Александрополис, мощность которого составит по самым оптимистическим прогнозам 50 млн т в год. Общая стоимость проекта — $700 млн. Бургас—Александрополис предназначен не только для прокачки российской нефти. В перспективе он может поспорить с Одесса—Броды за транзит каспийской нефти.


Субъективно

Возьмут и построят

Экономисты могут проводить сложные расчеты новых транзитных схем, утвержденных Кремлем, и сомневаться в целесообразности и рентабельности проектов. Цифры могут быть не утешительными, но не они станут последним аргументом. Политическая воля Владимира Путина, собирающегося баллотироваться и на третий президентский срок, сильнее бизнес-интересов нефтяных компаний или газпромовских чиновников. В рентабельности строительства Байкало-Амурской магистрали также многие сомневались, но с путинского благословения БАМ все-таки достроили. Возможно, и трубопроводу предстоит такая же судьба.

Контракты №16 / 2005


Вы здесь:
вверх