логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Невыносимая свежесть бытия Автор: Оксана ПАШКЕВИЧ - «Контракты» №16 Апрель 2005г.

Средний ценовой сегмент рынка бытовых кондиционеров рискует исчезнуть как класс.


Два года плохая погода

После холодного лета 2003 года чаяния операторов отечественного рынка бытовых кондиционеров существенно поднять объемы продаж не оправдались. Несмотря на то что рынок кондиционеров в Украине объективно способен вырасти в несколько раз, в 2004 году объемы его роста так и не перешагнули 20% рубеж.

При этом темпы роста продаж кондиционеров в среднем ценовом сегменте были ниже, нежели в дешевом. Одна из причин — приход на украинский рынок большого количества дешевых китайских кондиционеров. «Борьба за покупателя в Украине строится в первую очередь на рекламных кампаниях, и лишь во вторую — на оптимальном соотношении цена-качество. Вовремя поняв, что покупательная способность в Украине невысока, сюда пришли бюджетные торговые марки», — рассказывает директор компании «Ликонд» Владимир Степура.

В целом, по итогам прошлого года, в наиболее проигрышном положении оказались именно импортеры кондиционеров среднего ценового сегмента (от $450 до $950). С техникой высокого ценового сегмента такие кондиционеры также не в состоянии полноценно конкурировать ни по надежности, ни по раскрученности брендов, ни по уровню и количеству дополнительных функций.

Кроме того, высокие темпы роста продаж кондиционеров премиум-класса (по сравнению со среднеценовым сегментом) эксперты объясняют большими объемами построенного элитного жилья, которое, независимо от сезона, изначально предполагает наличие хорошего кондиционера. «К тому же производители кондиционеров премиум-класса в Украине сейчас не гонятся за суперприбылями, работая на перспективу и стараясь для начала завоевать своего покупателя и как можно прочнее закрепиться на рынке», — говорит Степура.

Холодные цены

К вопросу прогнозов развития рынка в сезоне-2005 эксперты подходят крайне осторожно, памятуя не оправдавшиеся оптимистические ожидания в начале прошлого и позапрошлого годов. Однако некоторые сценарии развития событий очевидны. Так, по словам коммерческого директора компании «Клондайк» Олега Корниенко, можно уверенно прогнозировать достаточно динамичный (и не зависящий от погоды) рост продаж дорогих моделей кондиционеров. Также, по мнению специалиста, стоит ожидать увеличения продаж кондиционеров дешевой ценовой группы, а среднеценовой сегмент рынка продолжит стагнировать. В целом же, операторы прогнозируют рост рынка в 2005 году на уровне не ниже 15-20% (в случае очередного холодного лета), либо 25-35% (в жаркую погоду). В то же время мнения операторов не столь однозначны, когда речь заходит о ценовых прогнозах на этот сезон.

С одной стороны, ожидаемое на мировом рынке подорожание систем кондиционирования составит в среднем 10-15% — практически все производители кондиционеров заявили о повышении цен на свою продукцию. Прежде всего, отмечает коммерческий директор фирмы «Оптим» Александр Антоненко, это связано с мировым подорожанием энергоресурсов, а также черных и цветных металлов. Вторая причина — дополнительные расходы основных производителей, связанные с установкой на кондиционерах нового озонобезопасного фреона R-410A. На изменение цены кондиционеров, поставляемых из Европы, повлияет и повышение курса евро. По мнению большинства операторов, все эти факторы неминуемо должны привести к подорожанию кондиционеров на отечественном рынке в этом году на те же 10-15%.

Однако не все настроены пессимистично. Во-первых, последние 5 лет четко прослеживалась тенденция падения стоимости кондиционеров на 10% ежегодно. Во-вторых, часть крупных производителей, которые позиционируют свою продукцию в дорогом сегменте, например, Daikin, решили не повышать цены на свою технику в странах СНГ, сделав упор на завоевание перспективных рынков. Поэтому, скорее всего, определенно можно прогнозировать незначительное подорожание лишь недорогих кондиционеров.


Портрет рынка

Годовой объем продаж: 100-120 тыс. единиц

Концентрация: 50% — продажи в Киеве

Доля рынка:

  • премиум-сегмент ($950-10000) — 25%
  • среднеценовой сегмент ($450-950) — 5%
  • нижний ценовой сегмент ($250-450) — 71%

Кто правит бал на рынке

Сегодня на украинском рынке представлены практически все крупные торговые марки систем кондиционирования: Chofu, Daikin, Fuji Electric, Fujitsu General (General), Hitachi, Mitsubishi Electric, Mitsubishi Heavy Industries, Panasonic, Sanyo, Sharp, Toshiba (Япония), PM-Luft (Швеция), Electra, Tadiran (Израиль), Airwell (Франция), McQuay, White-Westinghouse, York (США), Acson (Малайзия), LG, Samsung (Корея), Gree, Haier, Midea (Китай). Посему приход на отечественный рынок новых крупных игроков, по мнению технического директора компании «Филин» Игоря Бакшеева, в нынешнем сезоне маловероятен. Новички масштабом поменьше, по словам эксперта, особо на расстановку сил не повлияют.

По данным коммерческого директора фирмы «Оптим» Александра Антоненко, лидерами традиционно остаются торговые марки LG (примерно 29% рынка), Samsung (около 25%), и Panasonic (около 10%). В премиум-сегменте наибольшим спросом пользуется продукция Daikin и Mitsubishi Electric.

Тенденции

Оконники отмирают

По классификации бытовые кондиционеры разделяют на моноблочные (оконные и мобильные моноблоки) и сплит-системы (включая мультисплит-системы, которые могут иметь до семи внутренних блоков). Однако довольно популярные в США, Латинской Америке и на Ближнем Востоке «оконники», в Европе вообще, и в Украине в частности пользуются все меньшей популярностью, несмотря на дешевизну (от $250) и относительно простой монтаж. Причин тому несколько: во-первых, из-за повышенного шума работы по сравнению со сплит-системами, во-вторых, из-за снижения площади оконного проема, и, как следствие, уменьшения освещенности помещения. К тому же, в случае покупки оконного кондиционера, исключается возможность использования плотных штор или жалюзи, а при наличии стеклопакетов монтаж «оконника» обойдется в большую сумму.

Контракты №16 / 2005


Вы здесь:
вверх