логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Плюс либерализация всей страны Вилен ВЕРЕМКО - «Контракты» №17 Апрель 2005г.

На стол президенту положили проект очередного указа о либерализации предпринимательской деятельности. Вероятнее всего, документ останется очередным собранием деклараций.


Проект президентского указа разработал Госкомпредпринимательства по мотивам постреволюционных заявлений новой власти. Завизированные еще до вступления в должность президента Виктором Ющенко 11 указов, его неоднократные заявления о необходимости смягчения климата для бизнеса спровоцировали предпринимателей к лоббированию нормативных актов, в которых были бы закреплены все провозглашенные принципы поддержки предпринимательства. Собственно, проект указа и является результатом этих лоббистских усилий.

Документ уже одобрило правительство и передало его в Секретариат президента. Это дает основания экспертам прогнозировать большую вероятность его подписания гарантом, принимая во внимание задекларированное единство политики правительства и президента.

Документ предусматривает пересмотр и отмену нормативных актов, мешающих развитию предпринимательства, разработку ряда пропредпринимательских законопроектов, ускорение принятия уже разработанных и т. п. Однако, учитывая многочисленность и сложность вопросов, которые предполагается урегулировать указом в короткий срок, трудно прогнозировать его должное выполнение в ближайшей перспективе.

Вот такая либерализация

Проектом указа, в частности, предлагается обязать Кабмин в течение года рассмотреть проблемные вопросы уплаты социальных взносов, а в случае необходимости разработать законопроект о едином социальном налоге. Правительство должно внести в парламент законопроекты о легализации доходов физлиц, с которых не уплачены налоги, о разрешительной системе, об основах предоставления органами власти и местного самоуправления административных услуг, а также изменениях в некоторых законах по поводу приведения их в соответствие с законом о госрегистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, чтобы наконец заработали единые регистрационные окна.

Кроме того, правительство должно содействовать принятию в ближайшее время законов об упрощенной системе налогообложения, об основах осуществления контроля за деятельностью субъектов ведения хозяйства, а до 1 октября предлагается активизировать доработку Налогового кодекса, в частности, обязательно предусмотреть в нем упрощенную систему налогообложения (президент уже дал поручение правительству подготовить Налоговый кодекс к 1 июня).

В целом эксперты оценивают документ положительно. Однако, по мнению руководителя проекта «Развитие предпринимательства в Украине» Международной финансовой корпорации Андрея Гуревича, в некоторых случаях реализация документа приведет к противоположным последствиям. В частности, проект указа на внесение в парламент законопроекта о разрешительной системе отводит целый год. «Соответствующий проект закона уже в течение месяца находится на согласовании в правительстве. Власть имеет возможность в ближайшие дни внести его в Верховную Раду, а не ожидать целый год», — замечает Андрей Гуревич.

Зарегулировали

Проектом предусматривается обязать Кабмин, Совет министров АРК, облгосадминистрации до 1 июля 2005 года провести мониторинг и отменить собственные нормативно-правовые акты, ограничивающие право граждан на предпринимательскую деятельность. Остальные нормативно-правовые акты органы власти должны пересмотреть и в случае необходимости привести их в соответствие с законом о регуляторной политике. В частности, в отношении каждого из документов должен быть разработан анализ их регуляторного влияния, а правительство должно обеспечить гармонизацию законодательных актов в сфере хозяйственной деятельности между собой.

Однако выполнить в установленные сроки поставленные задачи невозможно физически. Юридический советник проекта BIZPRO Александр Шабалков отмечает, что такие обязательства приведут только к поверхностному подходу, следствием чего станет рапортование о выполненной работе при фактически неизменившихся правилах игры.

«Еще менее реальным является приведение регуляторных актов в такие короткие сроки в соответствие с принципами государственной регуляторной политики, — говорит Александр Шабалков. — Во-первых, до ревизии этого массива документов необходимо разработать и предать огласке анализы нынешнего регуляторного влияния, во-вторых, необходимо отследить его результативность. Выполнение всех этих задач может растянуться по меньшей мере на год, если подходить к ним обстоятельно, а не формально, как это делалось до недавнего времени».

В проекте указа упоминается и проблема доступности кредитных ресурсов для предпринимателей. Предусматривается обязать правительство обеспечить должное проведение программы «Международный год микрокредитования». Предложено изучить возможность привлечения иностранного капитала для кредитования малого бизнеса и найти способы микрокредитования без применения залога.

А чтобы охочим до государственных финансов чиновникам было труднее транжирить деньги во время выполнения Национальной и местных программ развития предпринимательства, финансирование которых должны увеличить, планируется внедрить ежеквартальную отчетность расходования средств. Иностранный капитал предлагается направить на компенсацию банкам части процентной ставки по кредитам, которые предоставляются малым СПД.

Однако, скорее всего, такие кредиты сможет получить ограниченный круг предпринимателей. Например, госбюджет этого года предусматривает на реализацию Национальной программы развития предпринимательства только 1,8 млн грн при потребности 106,8 млн грн. Правда, проект указа предлагает обеспечить увеличение финансирования соответствующей программы в следующем году.

По накатанному

К сожалению, есть основания считать, что президентский указ о либерализации предпринимательской деятельности, если и будет подписан, в полном объеме выполнен не будет. В первую очередь из-за отсутствия механизмов реализации норм документа и относительной ответственности за его выполнение, наконец, учитывая опыт предыдущих подобных указов. Народный депутат Ксения Ляпина обращает внимание, что документы, содержавшие обязательство улучшить бизнес-климат, и раньше не выполнялись.

А по окончании отведенного на их выполнение срока появлялись новые, обязывавшие выполнять предыдущие. В то же время, по мнению Ляпиной, стоило бы разработать ряд более конкретных распоряжений и указов президента, выполнение которых можно было бы реально проконтролировать.


Мнение скептика

Александра КУЖЕЛЬ, президент аналитического центра «Академия»:

— Такие указы уже были. Я называю их братской могилой предпринимательства. Здесь есть декларации и совсем нет желания что-то изменить. Слова наподобие «определить», «усилить», «пересмотреть» при отсутствии механизма осуществления таких указаний ничего не стоят. Кроме того, в документе нет системности, однотипные вопросы разбросаны по всему документу.

Также проект предусматривает разработку документов, которые уже фактически подготовлены и прошли общественное обсуждение. То есть предлагается вернуться назад. В частности, это касается мер по микрокредитованию, упорядочиванию административных услуг и т. п. В целом проект указа — это отписка. Если никто не хочет ничего выполнять, такой указ нужно принимать.

Бизнес о власти

Инвестиционная привлекательность «родной» отрасли
Упала с момента окончания оранжевой революции 21%
Инвестиционный климат улучшился 14%
Ничего существенно не изменилось 56%
Уровень диалога между властью и бизнесом
Ведут конструктивный диалог 28%
Диалога, по сути, нет 35%
Власть не слышит бизнес 21%
Власть выдает на-гора много неисполнимых обещаний 7%
Планирование бизнес-процессов
Решения приходится принимать с колес 42%
Планирование возможно лишь на недолгий период 35%
Способны осуществлять долгосрочное планирование бизнес-процессов 7%
Уровень открытости власти
Средний

56%

Низкий 35%
Не знаю 7%
Как долго может продлиться «переходный период»?
1 год 42%
2 года 28%
3 месяца 7%
6 месяцев 7%
Оказала ли смена власти влияние на ваш бизнес?
Все осталось так, как и было раньше 56%
Не уверены в своем будущем 42%
Оправдались ли ожидания, которые возлагались на новую президентскую команду?
Частично 21%
Не оправдались полностью 28%
Еще рано судить 42%

Экспертний опрос, проведенный коммуникационной группой PRT в марте-апреле 2005 г.

В ходе исследования были опрошены руководители 25 крупных украинских компаний и предприятий из металлургической, химической, нефтегазовой, строительной и автомобильной отраслей.

Контракты №17 / 2005


Вы здесь:
вверх