логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Тема номера: ГОСЗАКУПКИ. Буржуи круглого стола Вячеслав ДАРПИНЯНЦ - «Контракты» №17 Апрель 2005г.

Чиновники обучали бизнесменов бороться с коррупцией в тендерной отрасли.


Представитель Минэкономики
Андрей Кондратов консультировал
коммерсантов от всей души

Круглый стол, устроенный 15 апреля под эгидой Министерства экономики, был интересен со всех сторон. Нечасто, право слово, можно увидеть, как чиновники и предприниматели, участники и заказчики тендеров, судьи и практикующие адвокаты делятся практическим опытом разрешения конфликтных ситуаций в сфере государственных закупок. Да еще — в присутствии прессы! Впрочем, сенсаций журналисты так и не дождались.

Начальник отдела департамента по вопросам координации госзакупок и госзаказов Минэкономики Александр Шатковский, открывший мероприятие, долго рассказывал о том, что коррупция системы госзакупок — это болезнь не только Украины. Дал несколько дельных советов, как обращаться в Минэкономики, чтобы жалоба предпринимателя на нарушения со стороны тендерного комитета была принята к рассмотрению и... откланялся.

Удалился, ни словом не обмолвившись о том, как в режиме реального времени можно ускорить принятие Министерством экономики жалобы к рассмотрению. Между тем именно этого от него ждали большинство присутствующих бизнесменов. Напомним, что согласно украинскому законодательству, жалоба в Минэкономики является едва не единственным инструментом досудебной защиты участника тендера от произвола тендерного комитета.

Причем инструментом — теоретически эффективным: принятие жалобы к рассмотрению приостанавливает процедуру госзакупки на срок, не превышающий 20 рабочих дней. На практике КПД жалобы невелик, ибо, как правило, основания жаловаться у участника появляются по окончании тендера. А Минэкономики и соответствующие управления рассматривают лишь обращения, поданные до подписания договора о закупке между заказчиком и победителем тендера.

Александр Шатковский объяснил, что минимальный временной люфт между акцептом предложения и подписанием договора составляет 5 дней. Однако так и не признался, какими коридорами участник может довести жалобу до чиновника за столь короткое время.

Выступление судьи столичного Хозяйственного суда Юрия Власова запомнилось тем, что он всуе упомянул о Центре тендерных процедур (представительница Центра пришла на вторую половину мероприятия), вызвав, тем самым, бурю предпринимательских эмоций, обрушившуюся, в итоге, на чиновников Минэкономики. Представители контролирующего органа вышли из ситуации достойно: мол, жалуйтесь, господа предприниматели, жалуйтесь да обрящете... когда-нибудь.

Максимально близким к практике конфликтов в сфере госзакупок было выступление директора компании «Медсервис-Гарант» Сергея Цисаря. Не размениваясь на мелочи, самый активный критик Центра тендерных процедур заявил не в бровь, а в глаз: «Аморфные статьи закона о госзакупках, позволяющие тендерным комитетам готовить процедуру под кого-то, обжаловать практически невозможно».

Цисар знал, о чем говорил — на момент проведения мероприятия его компания судилась сразу по четырем тендерам. И пятидневный люфт, статью 29 закона о госзакупках, разрекламированную Шатковским, Цисар оценил иначе: «Полный абсурд! Тендерный комитет может принимать решение об акцепте 38 календарных дней, а после него заключить договор в течение 5 дней. Почему так? Ответ прост — на протяжении пяти дней можно успеть обжаловать решение».

И добавил: «Сообщение о победителе вообще может не дойти до участника. Задержка в получении информации о результатах торгов на день — и участнику остается только обращаться в суд. А это 8-10 месяцев судебного разбирательства».

Активность Цисаря затмили лишь два бизнесмена (их имена, к сожалению, Контрактам узнать не удалось). Первый — перманентно вскакивал со стула и, стесняясь, задавал один и тот же вопрос: «Что делать, если тендерный комитет не дает ознакомиться с оригиналом протокола проведения конкурса?

Они же могут вписать туда победителем кого угодно!». Выступающие ему сочувствовали: могут, но это незаконно. Второй бедолага, которому, судя по всему, Минобороны задолжало энную сумму, то и дело просил каждого очередного представителя власти реанимировать статью 35 закона о госзакупках, гарантировавшую (пусть даже на гербовой бумаге) своевременное выполнение тендерных обязательств государством.

Чиновники проблему понимали. А как же не понять? Ведь после отмены 35 статьи некоторые бюджетные распорядители не оплачивают выполненные работы, поставленные товары и предоставленные услуги без откатов. Аргумент железный — пункт в договоре с поставщиком, предполагающий невыполнение обязательств в случае бюджетного недофинансирования.

Гвоздь программы — выступления адвоката юридической фирмы «Илляшев и Партнеры» Максима Копейчикова, президента «Юридического бюро Писаренко» Александра Писаренко и начальника отдела юридического департамента Минэкономики Андрея Кондратова (подробнее — читай Тендерные костыли).

Причем советы юристов еще долго не утратят своей актуальности — начальник отдела департамента по вопросам координации госзакупок Минэкономики Сергей Яременко, закрывая мероприятие, честно признался: изменения к закону о госзакупках, инициированные правительством, кардинально ситуации в отрасли не изменят.

Контракты №17 / 2005


Вы здесь:
вверх