логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Конец рейтинговой монополии Наталья ЗАДЕРЕЙ - «Контракты» №17 Апрель 2005г.

У противников обязательного рейтингования появился мощный союзник — агентство Standard&Poor’s, планирующее развернуть активную деятельность на украинском рынке.


На отечественном рынке рейтинговых услуг грядут существенные изменения. Судя по решительному настрою участников рынка облигаций, требование получать рейтинги от единственного уполномоченного агентства «Кредит-рейтинг» в скором времени может быть отменено. Конец монополии Кредит-рейтинга приближает и появление в Украине национальной шкалы от международного агентства Standard&Poor’s. Агентство представило украинскую рейтинговую шкалу и уже присвоило первый рейтинг — «uaAA» обязательствам правительства.

Учитывая принятое Госкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку решение об освобождении от обязательных рейтингов компаний, имеющий рейтинг Standard&Poor’s, Moody’s или Fitch, у эмитентов облигаций будет хоть небольшой, но выбор между дешевым рейтингом от Кредит-рейтинга и более респектабельным от S&P. Ожидается, что к S&P обратятся те, кому нужен одновременно международный и внутренний рейтинг — при присвоении сразу двух рейтингов агентство готово предоставить существенные скидки.

Национальный от международного

S&P ввело национальные рейтинговые шкалы в 12 странах, в том числе — России, Украине, Казахстане. Поводом для «национализации», как правило, являлись невысокий суверенный рейтинг страны наряду с бурным развитием финансового рынка. В Украину агентство привели также нацеленность правительства на рыночные реформы и рост числа контрагентов, интересующихся рейтингами.

В отличие от международного рейтинга, означающего вероятность того, что заемщик в полной мере выполнит свои обязательства, национальный дает сравнительную оценку кредитоспособности эмитента. Иными словами, если международный рейтинг АА означает, что выполнение эмитентом обязательств не поддается сомнению, то национальный рейтинг АА означает, что эмитент обладает высокой способностью выполнять свои долговые обязательства по сравнению с другими украинскими эмитентами.

Именно в большей дифференциации рейтингов и заключается преимущество национальной шкалы для отечественных компаний. Выложив за рейтинг немалые деньги, эмитент может рассчитывать на оценку, выгодно выделяющую его среди других заемщиков.

Конкурентоспособность рейтингов S&P с точки зрения стоимости оценки сомнительна. Взимать за присвоение рейтинга по украинской шкале S&P намерено не намного меньше, чем за присвоение международного рейтинга (последний обходится в $50-100 тыс.). Для сравнения, обязаловка от Кредит-рейтинга обойдется в $10 тыс. Существенные скидки S&P обещает лишь тем, кто придет за международным и национальным рейтингом. То есть при таких ценовых условиях, понятно, что очереди в S&P не будет.

Впрочем, в агентстве надеются, что его репутация и качество анализа будут востребованы. «Наши клиенты — это те, кому нужен международный рейтинг. Кроме того, интерес к национальной шкале появился не из абстрактных соображений. Очень высокий интерес к национальному рейтингу проявляют муниципалитеты, банки, компании, которые в будущем будут работать с ипотечными кредитами», — рассказал Контрактам директор Standard&Poor’s в СНГ Алексей Новиков.

Говоря об окупаемости рейтингов, Новиков апеллирует к примеру России, где поначалу связи между рейтингами и стоимостью заимствований не наблюдалось, зато сейчас наличие рейтинга обеспечивает до 2,5 процентных пункта снижения ставки.

Целесообразность получения в ГКЦБФР статуса уполномоченного рейтингового агентства S&P пока только изучает. Однако, судя по всему, составить конкуренцию Кредит-рейтингу в плане присвоения обязательных рейтингов агентство не стремится. По словам Новикова, для S&P базовый принцип — работа на рынок, из чего вытекает настороженное отношение к обязательному рейтингованию. «Мы хотим избежать любого эксклюзивного положения на рынке, так как это вредит нашей репутации», — подчеркивает представитель S&P.

Может быть, мы все ошиблись

Именно так заявил представитель ГКЦБФР во время дискуссии о необходимости обязательного рейтингования, ставшей не менее резонансным событием, чем внедрение национальной шкалы от S&P. Впервые собравшимся за круглым столом представителям Кредит-рейтинга, Standard&Poor’s, ГКЦБФР и банков удалось своей полемикой взбодрить скучающих участников «Украинского облигационного конгресса».

Алексей Новиков из S&P, изложив свои аргументы против обязательного рейтингования, подробно остановился на примерах из мировой практики. Оказывается, большинство стран, испробовавших обязательное рейтингование, успели отказаться от этой нормы. К примеру, обязательные рейтинги не спасли от финансового кризиса Аргентину и Таиланд. Подчеркивает Новиков и то, что в Японии и Испании, где обязательность по отношению к отдельным инструментам до сих пор имеет место, обзавестись рейтингами можно у нескольких агентств.

Директору Кредит-рейтинга Станиславу Дубко не дает покоя опыт Казахстана, где существует введенное Национальным банком требование обязательных рейтингов эмитентов. На вопрос директора департамента инвестиционного бизнеса УкрСиббанка Александра Суляева об отношении Кредит-рейтинга к обязательности рейтингов, Дубко ответил: «Мы против». И спохватившись, тут же добавил: «Особенно в Казахстане».

Заместитель председателя правления «ING-банка Украина» Валерия Гонтарева не скрывала своего возмущения обязательным рейтингованием от одного агентства: «Куда смотрит Антимонопольный комитет?». Поскольку представители АМК предпочли отмалчиваться и в спор не вступать, за них отшутился представитель ГКЦБФР Алексей Петрашко: «Наверное, Вестерн Юнионом занимается».

Иронии Петрашко не занимать, как, впрочем, и отсутствия здравого смысла в высказываниях. «Думаю, что S&P лукавит. Хорошо говорить «мы против», когда за плечами десятки тысяч клиентов по всему миру». Интересно, о чем все-таки пекутся чиновники: о прозрачности рынка облигаций или клиентской базе Кредит-рейтинга?

Выход из сложившейся ситуации стороны видят по-разному. Банкиры ожидают вступления в силу решения ГКЦБФР, освобождающего эмитентов от необходимости занимать очередь в Кредит-рейтинг при наличии рейтинга международных агентств или в случае осуществления частных выпусков облигаций. Гонтарева прогнозирует, что банки вместо рыночных выпусков займутся техническими.

Суляев предлагает Кредит-рейтингу вместе с банкирами подписать письмо в ГКЦБФР с просьбой отменить обязаловку. Петрашко разводит руками, мол, все претензии к правительству Януковича, инициировавшему столь отторгаемые рынком нововведения. Зато директор АртА-Ценные бумаги Тимур Хромаев отдает должное Кредит-рейтингу, заставившему рынок зашевелиться и проявить уважение к самой идее рейтингования. По мнению Хромаева, не исключено, что как раз Кредит-рейтинг, а не оранжевая революция стал причиной появления в Украине национальных шкал от мировых лидеров.

В целом, неуверенная интонация защитников обязательного рейтингования, а также натиск его противников дают основания предполагать, что эта норма в Украине долго не проживет. Скорее всего, S&P — лишь первая ласточка, и вслед за ним в Украине появятся национальные шкалы от других ведущих мировых агентств. В этих условиях, наличие единственного уполномоченного агентства смотрелось бы особенно нелепо.


Вопрос Контрактов

Как вы оцениваете приход в Украину международного агентства?

Борис ТИМОНЬКИН, председатель правления Укрсоцбанка:

— Здорово, что на украинском рынке появилось международное агентство. Я не против обязательного рейтингования, но мы никогда не будем изображать стадо, которое гонят в одни ворота. Наш банк рейтингуется у всех трех мировых лидеров. Более того, я не исключаю, что Укрсоцбанк будет сотрудничать с Кредит-рейтингом. Но только тогда, когда на рынке будет несколько агентств.

Александр СУЛЯЕВ, начальник департамента инвестиционного бизнеса УкрСиббанка:

— Думаю, услуги S&P будут пользоваться спросом, поскольку введение национальной шкалы для Украины это достаточно большой шаг с их стороны и существенный плюс для нас. Но вопрос не только в наличии единственного уполномоченного агентства, а в том, что рейтинг не должен быть обязательным. Он должен быть востребован самими инвесторами и самим рынком. Если эмитент захочет, чтобы его бумаги продавались и если он будет уверен, что рейтинг позволит снизить стоимость заимствований, то он обратится за рейтингом. Если не видит смысла — не будет им пользоваться.


Середній і малий бізнес набирає обертів

Сьогодні дрібний і середній бізнес вже суттєво впливає на такі макропоказники, як приріст ВВП і промвиробництва. Ті 7,1% приросту промислового виробництва за перший квартал 2005 року багато в чому вдалося «витягти» за рахунок харчової промисловості, поліграфічної галузі, виробництва пластмасових виробів. Адже саме в цих галузях переважають невеликі підприємства.

Ще однією ілюстрацією розвитку середнього і малого бізнесу є зростаючий попит підприємців на фінансові послуги і підвищення вимог до їхньої якості. «Почавши реалізовувати спеціальну програму обслуговування для юросіб, ми зіткнулися з великою зацікавленістю бізнесу. Підприємці хочуть розвиватися, тому активно шукають оптимальні для себе фінансові продукти й умови», — прокоментував голова правління Укргазбанку Вадим Ляшко.

Нагадаємо, що з 11 квітня Укргазбанк (ліцензія НБУ № 123 від 19.11.2001 р.) запропонував корпоративним клієнтам 20%-й овердрафт, підвищені відсотки на залишок рахунка (до 9%) та інші можливості. «Вимоги ринку дуже різноманітні: хтось зацікавився можливістю отримати в нашому банку великий овердрафт, когось привабили тарифи на обслуговування. У кожному випадку ми відпрацьовуємо індивідуальну схему співпраці, «настроєну» під клієнта», — зазначив директор департаменту банківських послуг Укргазбанку Єгор Русин.

Контракты №17 / 2005


Вы здесь:
вверх