логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Куда уехал городок? - «Контракты» №17 Апрель 2005г.

4 марта, после того, как был демонтирован палаточный городок на Майдане, МЧС Украины доставило в Иран 40 тонн гуманитарной помощи, номенклатура товаров которой весьма символична: «палатки, одеяла, электрогенераторы...». Цена вопроса — 1,5 млн бюджетных гривен.


В принципе, нет ничего предосудительного в официальной информации, размещенной на сайте mns. gov.ua: мол, МЧС (выполняя распоряжение президента и постановление Кабмина № 159 от 2 марта) доставило грузовым самолетом Ил-76 «палатки, одеяла, электрогенераторы, другие предметы первой необходимости» в помощь иранцам, пострадавшим от землетрясения в городе Заранд.

Редакцию насторожила неофициальная информация украинских бизнесменов, регулярно участвующих в тендерах, проводимых МЧС: мол, конкурс на поставку гуманитарной помощи проведен не был, а готовился! Это, учитывая заявления премьера Юлии Тимошенко о борьбе с коррупцией в системе госзакупок и беспрецедентной открытости власти, Контракты решили проверить.

Ибо слишком большие надежды на новую власть возлагали украинцы, защищавшие и поддерживавшие палаточный городок на Майдане. И слишком велики чаяния не обличенных властью предпринимателей от реформирования тендерной системы. Напомним, к слову, что действие закона о госзакупках распространяется на все закупки, полностью или частично осуществляемые за бюджетные деньги, если сумма сделки по товарам превышает EUR5 тыс. И подчеркнем, что интерес к иранской поставке — отнюдь не праздный.

Поскольку временной лаг между принятием постановления № 159 (выделить МЧС на закупку продукции и транспортные расходы 1,5 млн грн из резервного фонда госбюджета с целью предоставления гуманитарной помощи) и прибытием Ил-76 в Иран составил всего два дня. Явно недостаточно для организации не то, что открытого или двухуровневого тендера, но и для проведения нормальной закупки по ценовым котировкам.

Даже если сделать маловероятное предположение, что тендерный комитет МЧС начал готовить конкурсную документацию по гуманитарной помощи сразу же после землетрясения в Иране — 22 февраля.

22 марта 2005 года Контракты отправили в МЧС официальный запрос (исх. № 02К/34) на имя министра Давида Жвания. На основании законов Украины «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине» и «Об информации» мы попросили Давида Важаевича ответить на несколько вопросов. Самые сложные из них: Был ли и когда проведен тендер МЧС в связи с необходимостью предоставления гуманитарной помощи? Кто (перечень предприятий) победил в тендере?

23 марта канцелярия МЧС зарегистрировала запрос Контрактов (вх. № 52/3047). Однако в нарушение статьи 33 Закона «Об информации», министерство не уведомило редакцию на протяжении десяти дней о том, принят ли наш запрос к рассмотрению. Учитывая, что определенный законом срок удовлетворения запроса (до 23 апреля) истекает, мы еще раз обратились в МЧС и выяснили следующее:

1. Экс-директор департамента ресурсного обеспечения и резервов МЧС Игорь Гасик, уполномоченный ответить на запрос, написал на нашем обращении нечто вроде «информация в интернете», не уведомив Контракты о своей резолюции.

2. Начальник отдела маркетингового, правового обеспечения тендерных процедур Виктор Кузьменко (второе лицо, ответственное за подготовку запрошенных ответов) не уполномочен отвечать на вопросы и комментировать действия экс-директора департамента.

В неофициальной беседе один из компетентных чиновников МЧС заметил, что «министерство не занимается самодеятельностью». А отвечая на наводящий вопрос, заявил: «У меня нет информации о том, что тендер не был проведен», посоветовав, видимо на всякий случай, уточнить это у руководства. Уточнили. Новый директор департамента ресурсного обеспечения и резервов Сергей Сокоренко, еще не успевший войти в курс дела, попросил перезвонить через два дня.

К сожалению, график подготовки журнала к печати не позволяет сообщить о результатах предстоящей беседы с Сергеем Семеновичем. А потому заметим, что за три дня до истечения срока ответа МЧС на запрос редакции, у нас не было никаких оснований не доверять источнику в Минэкономики, ответственному за выдачу разрешений, позволяющих распорядителям бюджетных средств проводить тендеры по специальной процедуре в исключительных случаях.

Источник, в частности, сообщил, что разрешения Минэкономики на закупку товаров у одного поставщика задним числом МЧС не получало. И что сейчас этот вопрос контролируется премьером. Таким образом, к Юлии Тимошенко, по всей видимости, и придется ходатайствовать тем министрам, которые, как, к примеру, Давид Жвания, согласно правительственным постановлениям из разряда № 159, обязаны до конца текущего года предоставить отчеты в Минэкономики, Минфин и Госказначейство об использовании средств резервного фонда госбюджета. Безо всякого там общественного контроля. Что, кстати говоря, также весьма символично.

Контракты №17 / 2005


Вы здесь:
вверх