логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Знания без силы Алексей РОСОВЕЦКИЙ - «Контракты» №17 Апрель 2005г.

Для того чтобы деньги, вложенные в корочку с иностранными буковками, окупились, менеджер должен понимать, чего же он ждет от возвращения за парту. Различные цели ведут в разные аудитории.


Уровень украинского бизнес-образования регулярно подвергается ядовитой критике. Мол, область развивается бурно, но о качестве говорить не приходится: преподаватели все, как на подбор, теоретики, в практике бизнеса никто особенно не разбирается и яркими авторскими методиками похвастать не может.

Знания, которые преподаватели передают слушателям отечественных бизнес-школ, утратили актуальность еще при жизни Маслоу, а приглашенные специалисты не отличаются пониманием специфики украинского бизнеса, то есть их передовые знания тоже, в общем-то, оказываются бесполезны.

С другой стороны, картина крайней убогости бизнес-образования в нашей стране явно преувеличена. Конечно же, непросто сориентироваться в разнообразии тренинговых программ и внушительных аббревиатур бизнес-школ. Хотя, по большому счету, выбор невелик — краткосрочные семинары (или тренинги) либо получение системного образования по программе МВА (Master of Business Аdministration).

Тренинги или МВА

Слушателей программ МВА можно условно разделить на две категории. Первая — это амбициозные молодые люди, ориентированные на карьеру, которые поступают на МВА тотчас после получения первого высшего образования. Другую категорию составляют самомотивированные специалисты, прекрасно понимающие, зачем они пришли в бизнес-школу. За парту этих во многом состоявшихся людей приводит дефицит практических знаний для работы в коммерческом секторе.

Ими движут два желания: либо подняться на несколько ступеней карьерной лестницы по месту работы, либо найти должность с более весомым компенсационным пакетом. По направлению предприятия (иначе говоря, по инициативе собственника или его уполномоченного лица) на программах МВА обучается намного меньше слушателей — и, как правило, принудительно туда никого не отправляют. В отличие от тренингов.

Тренинги входят в обязательные программы планового обучения сотрудников. Если на МВА идут за фундаментальными знаниями, то тренинг — это инструмент повышения квалификации персонала. Иногда руководство вспоминает о тренингах в наиболее драматические моменты существования организации, когда падают объемы продаж, уходят ключевые клиенты, разваливается доселе сплоченная команда — в общем, прежняя стратегия компании оказывается недееспособной. Увы, в подобной ситуации услуги бизнес-тренера бесполезны, следует обращаться в консалтинговое агентство.

Но это крайний случай. Тренинг и семинар — эффективные методы освоения новой информации, прикладных знаний и навыков, которые необходимы сотруднику для решения конкретных и краткосрочных задач. По мнению генерального директора АН «Благовест» Ирины Карнаух, проведение регулярных тренингов для персонала просто необходимо в условиях постоянного изменения рынка. Например, новая редакция Государственного бюджета изменила механизм налогообложения операций с недвижимостью. Наиболее эффективный способ донести эти изменения до риэлтора — провести ряд семинаров.

Если системное бизнес-образование дает слушателю базовые и фундаментальные знания, повышает аналитические способности, развивает индивидуальность, то тренинговые программы представляют собой отработку ограниченного круга навыков, и задачи освоения теоретико-методологических аспектов перед слушателями не ставятся. Это не значит, что тренинги уступают программе МВА — противопоставлять их попросту некорректно. Куда целесообразней проанализировать плюсы и минусы системного образования и тренинговых программ.

Две стороны системного образования

Ученые утверждают, что только 16% населения земного шара обладает способностью к абстрактному мышлению (читай: способны учиться на программах МВА). Объять необъятное — задача действительно не для среднего ума. Основной плюс системного образования заключается в том, что МВА предлагает слушателю ретроспективу всех возможных теорий, технологий и идей, существующих на данный момент в науке управления.

Широкий спектр базовых управленческих знаний дает возможность сотруднику решать больше задач и позволяет поддерживать на должном уровне корпоративные и специализированные стандарты работы. Директор ДП «Агросервис 2000» Сергей Грачев уверен, что долгосрочная программа обучения приносит наибольшую пользу для профессионального роста сотрудника: в рамках двухлетней программы МВА существует значительно больше возможностей для общения представителей разных отраслей, нежели в условиях трехдневного тренинга, когда группа попросту не успевает адаптироваться друг к другу.

Широта охвата тем и насыщенность теоретическим материалом являются также и наиболее слабой стороной системного образования. Кроме того, знания и навыки можно эффективно применить только по завершении программы — если забыть о том, что долгосрочные программы могут не всегда и не во всем соответствовать целям и задачам компании. «Иногда трудно сделать выбор, какие именно знания, полученные в бизнес-школе, прямо сейчас можно применить на практике для наладки конкретного бизнеса, — утверждает управляющий партнер Консалтингового центра «Бизнес-Сервис» и по совместительству бизнес-тренер Елена Самсонова. — Цена ошибки для крупных организаций может быть не столь высока, но для средних и малых предприятий попытка сделать все «по теории» может закончиться плачевно».

Любопытно, что наиболее последовательными критиками системного образования выступили как раз бизнес-тренеры. Тренер и консультант Сергей Кучинский обосновал свои претензии к программе МВА следующим образом. Во-первых, лучшие западные МВА в качестве профессоров приглашают специалистов, которые располагают либо опытом работы в известных компаниях на руководящих должностях, либо опытом консалтинговых инноваций (большинство преподавателей отечественных программ МВА к бизнесу не имеют никакого отношения).

Во-вторых, системные знания имеют свойство достаточно быстро устаревать. Исполняющий обязанности начальника отдела маркетинга Международного института бизнеса Вадим Стегайло считает иначе. Согласно его мнению, нельзя утверждать, что западные преподаватели МВА приходят непосредственно из бизнеса.

Они могут совмещать преподавание с консалтинговой деятельностью, но не сидят на своих позициях в компании из года в год. В Украине используется такая смежная модель. Кроме того, проблемы организационного характера общие как для украинской, так и для западной бизнес-среды.

Что касается устаревания знаний, то полного соответствия системного бизнес-образования наиболее актуальным практикам управления не может быть даже в западной версии МВА. Должно пройти время, когда некая тенденция попадет на страницы учебников. Соответственно, знания устаревают, особенно с динамикой развития украинского бизнеса. Но не будем забывать о том, что программа МВА дает слушателю, пускай относительно, но все же универсальные знания, которые будут работать вне зависимости от изменений экономических условий в стране и уровня развития бизнес-среды.

Безусловно, информационные бизнес-технологии устаревают в первую очередь, практически по окончании курса слушателями. Другая динамично развивающаяся отрасль — маркетинг. Можно утверждать, что каждые пять лет в практике маркетинга появляются новые инструменты, новые подходы. А что касается базовых знаний в области управленческого менеджмента, то они не менялись на протяжении последних полутора десятилетий.

Особенности национального тренинга

Сильной стороной тренинговых программ, особенно корпоративных, является практическая работа с проблемами конкретного бизнеса. Тренинговые программы особенно эффективны, когда они выступают частью более широкого консалтингового проекта и являются инструментом решения конкретных проблем, выявленных в ходе управленческого консультирования. Другое весомое преимущество заключается в оперативности реагирования на малейшие изменения рынка. Тренинговые центры способны быстро найти специалиста и предоставить клиентам программы по самым передовым и интересным тематикам, которые бизнес-школы попросту неспособны оперативно ввести в свои программы (стандартная программа МВА формируется на протяжении двух-трех лет).

Несмотря на то что ни одна из украинских бизнес-школ не предоставляет услуги так называемого Full time MBA (западные слушатели попросту выпадают на два года из работы, что весьма негативно сказывается на практической реализации полученных знаний), системное образование все же требует значительно большего времени, нежели прохождение тренинга. Руководитель учебного центра ГК «Фокстрот» Олег Сивограков называет среди явных преимуществ тренинговых программ минимальное использование рабочего времени персонала при максимальной насыщенности учебного материала.

А в каких аспектах тренинговые программы явно проигрывают системному образованию? Самая главная проблема заключается в том, что полученные на тренинге знания забываются столь же стремительно, как и приходят. Здесь, безусловно, виновата краткосрочность подобного вида обучения. Кроме того, предельно узкая тематическая направленность тренинга имеет и обратную сторону, поскольку оказывается вырванной из системного контекста. Специалист обучен решать лишь определенные задачи, шаг влево, шаг вправо — и решить возникшую проблему менеджер уже не способен.

Наконец, наиболее сильный аргумент против тренинга заключается в профессиональном уровне большинства тренеров. Если преподавательский состав на программах МВА отличается стабильным профессионализмом (те же иностранные преподаватели за несколько лет работы великолепно входят в контекст украинской специфики ведения бизнеса), то по утверждению самих же бизнес-тренеров, 90% их коллег черпают свои знания из литературы.

Дивиденды от диплома

Сравнивать образовательные услуги в соотношении цены и качества достаточно сложно, поскольку в обоих случаях различаются критерии качества. Директор по маркетингу и развитию ОАО «ИнтерХим» Валерий Карпинчик считает, что затраты на бизнес-образование следует рассматривать в двух плоскостях: с точки зрения расхода личного времени и с точки зрения расхода финансов.

По временному критерию, безусловно, предпочтительнее тренинг, поскольку предполагает получение максимального количества сугубо прикладной информации в сжатые сроки. Однако по критерию соотношения количества знаний «длительного пользования», полученных в единицу времени, намного выигрышнее представляется долгосрочная программа, несмотря на достаточно высокую стоимость (от $9000 до $15 000 за курс МВА).

Как любой инвестиционный проект, диплом МВА окупается максимум за год-два. Но это субъективная оценка, основанная на ведении статистики некоторыми студентами МВА по методу ROI — return of investment. Каждый месяц получается определенный срез — какие знания и технологии слушатель получил на программе МВА и применил в своем бизнесе. Окупаемость диплома составляет 200-300%.

Кроме того, с точки зрения карьерного роста, располагать дипломом значительно выгоднее, нежели сертификатом о прохождении тренинга. Нынешние работодатели хотели бы видеть у своих сотрудников дипломы МВА. Сегодня это просто пожелание, завтра — станет обязательным требованием, как знание английского.

В крупных транснациональных компаниях образование на программах МВА попросту необходимо, поскольку позволяет общаться на определенном уровне, говорить со специалистами на их языке. Безусловно, фундамент системных знаний необходимо регулярно достраивать за счет тренинговых программ. В компаниях-гигантах мирового бизнеса существует добрая традиция: руководители высшего и среднего звена десять-пятнадцать дней в году посвящают тренингам — хотя сами научат кого угодно.

Контракты №17 / 2005


Вы здесь:
вверх