логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Beer вам! Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ - «Контракты» №19 Май 2005г.

Пивовары сбавляют обороты.


Украину перепивают

Как и другим украинским продовольственным рынкам, рынку пива до насыщения далеко. Об этом в первую очередь свидетельствует тот факт, что по объемам выпитого пива наша страна среди аутсайдеров: по итогам прошлого года на одного украинца приходилось 36 литров пива. В то же время россияне выпивают по 60 литров пива в год, а на развитых рынках ЕС эта цифра составляет более 70 л.

Правда, по словам экспертов, украинский рынок уже пережил фазу активного роста, и его игрокам придется смириться с более скромными в последующие годы темпами развития. Эта тенденция прослеживается уже сейчас. Если еще в 2000 г. прирост рынка составил 28%, то по итогам 2004 г. — около 13%.

Оптимисты пророчат сохранение в нынешнем году прошлогодних темпов роста — их обнадеживает тот факт, что тенденции последних лет свидетельствуют о смещении потребительского спроса от крепких алкогольных напитков к слабоалкогольным. Однако гораздо большее количество экспертов все же прогнозирует рост в 8%.

Госрегулирование

Новые правила — новые цены

Темпы роста могут замедлиться в первую очередь в связи с ценовым фактором. С мартовскими изменениями в законе о госбюджете-2005 увеличились ставки акцизного сбора на пиво — с 23 коп./л до 27 коп./л. «Незапланированное повышение акцизных ставок на 17,4%, безусловно, затруднит выполнение утвержденных бизнес-планов, поскольку движение денежных потоков в прошлом году было спланировано с учетом и того, что существовавшая ставка акциза поднимется не более чем на 8,7% — до 25 коп.», — считает Инна Деркач, национальный менеджер по корпоративным связям ВВН в Украине.

Пивовары также сетуют на увеличение стоимости перевозок, возросшие в прошлом году коммунальные тарифы и цены на сырье. Поэтому многие производители вынуждены повышать отпускные цены. По словам национального директора по продажам, логистике и дистрибуции компании «САН Интербрю Украина» Сергея Еськова, практически все производители пива адекватно отреагировали на повышение акциза поднятием цен на продукцию в среднем на 5-7%.

Поскольку отечественный пивной рынок очень чувствителен к ценовому фактору, эксперты не исключают падения продаж. «Любое дальнейшее повышение ставки акцизного сбора, несомненно, приведет к снижению объемов реализации пива», — прогнозирует Инна Деркач.

По мнению экспертов, сложившаяся сегодня конъюнктура ускорит уход с рынка небольших пивзаводов.

Игроки

Рынок четырех

Несмотря на большое количество производителей (порядка 50 пивоварен), а также развивающийся сегмент «живого пива», производимого в домашних условиях, 93,8% рыночных продаж пива обеспечивают четыре компании.

Фаворитом рынка является компания с иностранным капиталом «САН Интербрю Украина», объединяющая три больших завода (ОАО «Пивзавод «Рогань», ЗАО «Черниговский пивзавод «Десна», ОАО «Николаевский пивзавод «Янтарь»). По итогам 2004 г., доля САН Интербрю Украина составила 35,5%. Компания пришла на рынок в 2000 г., сразу же потеснив на второе место ЗАО «Оболонь».

Крупнейшими акционерами САН Интербрю Украина до последнего времени являлись бельгийская Interbrew и индийская SUN Group — в 1999 г. компании заключили соглашение о стратегическом партнерстве в области пивоваренного производства на территории Украины и России. В августе 2004 г. путем слияния Interbrew и бразильской AmBev была создана компания InBev, которая чуть позже заявила о покупке акций SUN Group. По имеющейся у Контрактов информации, пакет InBev в САН Интербрю сейчас составляет 98,5%.

Наибольший производитель пива с национальным капиталом — ЗАО «Оболонь» — по итогам 2004 г., занимал 22,5% рынка пива, увеличив свое присутствие на 2,2% по сравнению с 2003 г. Также «Оболонь» увеличила на 23,8% объемы производства — до 55 млн дал.

Компания является крупным акционером Ахтырского пивоваренного завода (75,25%), Севастопольского пивобезалкогольного комбината (75,25%) и ЗАО «Бершадский пивокомбинат» (63,72%). По словам президента на общественных началах ЗАО «Оболонь» Александра Слободяна, собственники ЗАО намерены создать транснациональную корпорацию. С этой целью сегодня изучается возможность покупки одного из семи немецких пивзаводов средней мощности. Сделка, по словам Слободяна, ориентировочно состоится в 2005-2006 гг.

В спину «Оболони» дышит еще один иностранец, Baltic Beverages Holding (BBH), входящий в число крупнейших игроков на европейском рынке пива. По 50% собственности BBH делят между собой Саrlsbеrg Breweries и Scottish & Newcastle. В Украине ВВН владеет 99,6% ОАО «Львовская пивоварня» и 91,7% ОАО ПБК «Славутич», который включает в себя запорожский пивобезалкогольный комбинат «Славутич» и запущенный в 2004 году новый Киевский пивоваренный завод «Славутич». Доля ВВН на украинском рынке составляет 22,1%. Ранее ВВН заявлял о том, что его стратегической целью является увеличение рыночной доли в Украине до 30%.

Четвертый крупный игрок — национальный производитель ЗАО «Сармат» с долей в 13,7%. На сегодняшний день пивную группу «Сармат» формируют 5 заводов: ЗАО «Днепропетровский пивоваренный завод «Дніпро» (99,9%), ОАО «Пивобезалкогольный комбинат «Крым» (93,98%), ОАО «Луганский пивоваренный завод» (90,6%), ЗАО «Фирма «Полтавпиво» (90,5%) и ЗАО «Киевский пивзавод № 1» (77,26%). Компания недавно заявила о намерении максимум до 2008 года построить под Киевом новый солодовенный завод, чтобы обеспечить собственным сырьем все свои предприятия и отмежеваться от поставщиков солода.

Среди других участников рынка наиболее заметны «Пивобезалкогольный комбинат «Радомышль», «Efes-Украина», «Бердичевский пивзавод», «Изюмский пивзавод», «Хмельницкий пивзавод», «Пивзавод на Подоле» (г. Киев). Средние объемы производства каждого из этих предприятий составляют около 0,4 млн декалитров пива в год.

Участники рынка считают, что приход новых серьезных игроков на рынок в нынешнем году маловероятен. В то же время ожидается перераспределение сил между крупнейшими игроками рынка. Каждый из игроков метит в лидеры: САН Интербрю намерена укрепить лидерство; о возвращении позиций лидера отрасли мечтает Оболонь; на вожделенное первое место метит ВВН; о грандиозных планах выйти через пару лет на 5-6% рыночного оборота заявила «Рідна марка».

Расширять свое присутствие на рынке крупные компании будут в первую очередь за счет мелких игроков, чья суммарная доля на сегодняшний день составляет менее 5%. Предвкушая вытеснение с рынка небольших пивзаводов, на защиту мелких производственников стало объединение пивоваренных предприятий Украины ЗАО «Укрпиво». По мнению генерального директора объединения Галины Кореньковой, Украине, наоборот, нужно перенимать практику других стран, в том числе членов ЕС, в которых заботятся о сохранении небольших заводов, предоставляя им определенные льготы.

Потребление/Спрос

Премиум наступает

В последнее время все больше украинцев отдают предпочтение дорогому пиву. Именно со стойкой тенденцией роста премиум- и суперпремиум-сегментов эксперты связывают тот факт, что по сравнению с 2003 г. в прошлому году денежный оборот рынка увеличился более значительно, чем количественные объемы продаж. Причем продажи дорогого пива растут в первую очередь за счет уменьшения (на 2% в прошлом году) доли дешевого пива, которая сейчас составляет около 14% рынка (наибольший объем продаж — 54% — в среднеценовом сегменте).

В премиум-сегменте пока доминирует импортное пиво. Однако отечественные производители намерены заполнить высшую ценовую категорию своей продукцией. В частности, САН Интербрю Украина производит по лицензии пиво двух международных премиальных брендов — Stella Artois и Beck’s.

Для того чтобы начать производство Beck’s в Украине, специалистам черниговского пивкомбината «Десна» понадобилась девятимесячная подготовка. Укрепиться в премиум-сегменте намерены «Оболонь», запустив летом ТМ «Оболонь фирменное», ТМ «Hike» и корпорация «Рідна марка», выпускающая немецкое Weissbier «Пшеничне еталон». В апреле ВВН вывела на украинский рынок новый лицензионный сорт элитного пива ТМ «Туборг» — «Туборг Грин», пополнив ассортимент ТМ «Туборг», выведенной на рынок в январе 2000 года. «Сегодня украинские производители пива способны изготавливать лицензионные сорта пива на уровне зарубежных компаний, при этом качество продукта будет неизменным, а цена украинского лицензионного пива ниже», — утверждает Инна Деркач.

В среднеценовом сегменте лидирующие позиции за ТМ «Чернігівське», «Янтар» (САН Интербрю Украина), ТМ «Оболонь» (Оболонь). А в нижнеценовом сегменте наиболее популярны ТМ «Арсенал» (ВВН), «Рогань».

Кроме платежеспособности любителей пива разделяют также по географическим признакам. Например, на Востоке выше популярность разливного пива. В Киеве, благодаря более высоким доходам населения, продается 25% всего суперпремиального пива. В Западной Украине потребители практически не покупают пиво в двухлитровых ПЭТ-бутылках. Кстати, украинцы по-прежнему предпочитают пиво в стеклотаре — в обычных бутылках, по итогам 2004 г., было продано 60% пива, 28% продаж пришлось на ПЭТ-бутылки (этот сегмент пивной тары набирает обороты — в прошлом году он отвоевал 6% рынка упаковки для пива), 12% — на баночное пиво.

Усилия большинства пивоваров сейчас направлены на повышение культуры потребления напитка, в частности, компании увеличивают рекламные бюджеты для позиционирования пива как клубного напитка.

Доля разливного пива на рынке, которая оценивается в 11-16%, еще далека от западных показателей. В то же время только в прошлом году в Украине на 20% увеличилось количество специализированных пивных заведений (пабов). А с ростом благосостояния населения доля потребления пива в заведениях HoReCa (отели, рестораны, кафе) будет только увеличиваться, прогнозируют эксперты.


Портрет рынка

  • Производство — 193 млн дал (+ 13,6%)
  • Оборот рынка — 173,9 млн дал (+14,3%)
  • Денежный оборот рынка — не менее 7,5 млрд грн
  • Количество производителей — 46
  • Концентрация игроков:
  • 4 компании обеспечивают 93,8% реализации
  • Экспорт — 40 млн дал
  • Импорт — 20 млн дал

Экспорт-импорт

Пейте украинское!

Основным внешним рынком сбыта для украинских пивоваров остается Россия, куда отправляется 90% украинского экспортного пива. Привлекательность тамошнего рынка обусловлена отсутствием в России пошлины на ввоз пива, в то время как на поставки пива в другие страны экспортная пошлина составляет порядка 50 центов на литр. Лидером экспорта является «Оболонь» (более 80% от всего пивного экспорта Украины).

Пивной импорт в Украине формируют российские ТМ «Балтика», «Эфес Пилснер», «ПИТ», «Старый мельник», «Золотая бочка», «Бочкарев», «Тинькофф». САН Интербрю Украина в прошлом году стала импортером бельгийских ТМ Belle-Vue, Leffe, Hoegaarden, чешского Staropramen. В Украину также ввозят Corona Extra, Warsteiner и Пауланэр. В целом доля импортного пива на украинском рынке составляет лишь 1,5%, и по прогнозам компании ВВН, будет сокращаться. В САН Интербрю Украина падение спроса на импортное пиво объясняют растущей лояльностью потребителей к продукции отечественных пивоваров.

Контракты №19 / 2005
Вы здесь:
вверх