логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Рекорд на Час - «Контракты» №20 Май 2005г.

Первый квартал традиционно стал рекордным для украинского автопрома.


Производство легковых автомобилей по сравнению с январем—мартом 2004 увеличилось на 32,8%, составив более 45 тысяч машин. Лидирующую позицию по динамике роста занял ЗАЗ, увеличивший выпуск легковушек на 63,5% — почти до 35 тысяч. Из них 15 тысяч произведены в марте, в период ажиотажного спроса на машины накануне повышения цен на автомобили отечественной сборки — продажи в среднем увеличились на 53% по сравнению с февралем. Таким образом, доля Запорожского завода в общеукраинском производстве автомобилей в первом квартале составила около 75%.

На КрАСЗе за первые три месяца собрано около 5,5 тысяч автомобилей, что на 42,8% больше чем в аналогичный период 2004 года. Основную часть произведенных машин составили ВАЗ-21070 (3180 штук) — по сравнению с первым кварталом прошлого года сборка этой модели увеличилась в 2 раза.

Около 6 тысяч ВАЗов собрали за три месяца на ЛуАЗе (в апреле произведено больше 2 тысяч автомобилей). В принципе, эти показатели соответствуют темпам производства за прошлый год, за который на заводе собрали около 23,5 тысяч ВАЗов. Вместе с тем, в январе — марте на 24,5% по сравнению с первым кварталом 2004 года сократился выпуск отечественных автобусов — до 489 штук.

Однако темпы развития украинского автопрома, скорее всего, уже в ближайшее время замедлятся, и в целом рынок новых автомобилей может вместо ожидаемого в начале года увеличения на 20-25% сократится на 5-10%. Основные причины — подорожание автомобилей отечественного производства вследствие отмены налоговых льгот в апреле и падения курса доллара. Последний фактор ударил по дилерам и производителям, привязавшим свои цены к гривне.

В то же время часть импортеров, ориентированных на доллар, уже снизила гривневые цены, что привело к еще большему ценовому сближению автомобилей среднего класса, произведенных в Украине и ввозимых из-за рубежа. Отечественные производители снижать стоимость пока не собираются, аргументируя это тем, что закупка комплектующих производилась еще при старом курсе доллара.

Противостоять еще более окрепшему в условиях ревальвации гривни импорту украинские заводы могут только добившись повышения ввозной пошлины на иномарки минимум до 30-32%. По информации Контрактов, такое решение сейчас вынашивается в Кабмине. Параллельно лоббируются изменения в законодательство, касающиеся ввозной пошлины на машинокомплекты.

Руководство ЗАЗа предложило увеличить пошлину до 25% (сейчас 5%), что сделает крупноузловую сборку нерентабельной, однако при этом вернуть некоторые льготы для полномасштабного производства. Если это предложение протянут через парламент — производство легковых автомобилей фактически сохранится лишь в Запорожье.

В глобальном же контексте, по мнению экспертов, украинскому автопрому угрожает автомобильная Азия. Две крупные корпорации — Honda и DaimlerCrysler — заявили о переносе части производства в Китай. Основное преимущество китайского рынка — дешевая рабочая сила.

В Поднебесной автопроизводители в среднем платят рабочим $1,95 в час, включая соцпакет, в то время как труд немецкого рабочего обходится в $49,5 в час, а американского — в $36,50 (для сравнения — среднемесячная зарплата рабочего ЗАЗа составляет чуть более тысячи гривен). Автомобили отечественной сборки вряд ли смогут конкурировать с дешевыми «китайскими» машинами в случае их экспансии на украинский рынок.

Контракты №20 / 2005
Вы здесь:
вверх