логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Дырка от шины Автор: Сергей ЛИОППА - «Контракты» №20 Май 2005г.

Борьба с серыми схемами поставок шин привела к подорожанию импортной резины в среднем на 30-40%.


Сменная обувь

В этом году сезон переобувания автомобилей с зимней на летнюю резину затянулся до середины мая. Многие автомобилисты еще продолжают ездить на зимней резине. Причин две — поздняя весна и проблемы, возникшие у операторов рынка, использующих серые схемы ввоза шин. Значительная часть водителей оказалась финансово не готовой к подорожанию импортной резины на 30-40%.

Торговцы на рынках объясняют скачок цен, прежде всего, трудностями с растамаживанием автопокрышек. С приходом новой власти провозить контрабанду (а таковой является почти 80%, поставляемых в Украину шин) стало значительно сложнее. Многим пришлось переходить на торговлю шинами в белую — EUR15 ввозной пошлины с колеса, плюс 20% НДС.

Вследствие повышения цен — упали продажи (базарные продавцы, торгующие премиум-сегментом, заявляют о 20-30-процентном падении оборотов в сравнении с прошлым годом), обеднел и ассортимент резины. По словам рыночных торговцев, они вынуждены отказаться от какой-то брендовой стратегии и сейчас торгуют вразнобой всем, что удалось найти и привезти по более-менее приемлемой цене. К примеру, на киевском авторынке (на бульв. Перова) Контракты заметили, что многие точки торговали не слишком известными у нас японскими шинами Falken. Какой-то системности в поставках не наблюдается.

Менее разборчивыми стали и покупатели — разница в цене на 5-10% способна заставить многих изменить свой выбор в пользу более дешевой, но менее известной в среде украинских автомобилистов марки резины. Многие автомобилисты решили проблему высокой цены, выбрав шины более низкого ранга или бэушные — продажи последних заметно выросли. И это несмотря на то, что стоимость подержанных шин также выросла — пропорционально общему подорожанию (в хорошем состоянии комплект подержанной резины дешевле новой лишь на 40%).

Существенно поднялись цены и в автомагазинах. Однако часть автомобилистов все же остались верны цивилизованной системе продаж. По словам представителей торговых сетей, многих покупателей все-таки больше заботит наличие искомой модели нужного размера, чем ее стоимость. Кстати, сети автомагазинов в последнее время предлагают довольно оригинальную услугу — хранение зимних (летних) шин клиента до следующего сезона (5 грн за колесо в месяц).

Операторы рынка сейчас пребывают в ожидании изменения таможенной политики, а именно — системы взимания ввозных пошлин. С одной стороны, целесообразно освободить от налогового давления импорт шин больших размеров, которые украинская промышленность не выпускает, с другой — уменьшить нагрузку на торговлю шинами малого радиуса, ставшие жертвой налоговой уравниловки. И серые, и белые продавцы согласны с тем, что победить контрабанду шин можно лишь экономическими, а не силовыми методами.

Пришествие Амтела

Если говорить об общих тенденциях украинского рынка, то они не изменились. Например, по-прежнему увеличивается рыночная доля шин более высоких классов. Фаворитами в премиум-классе остаются GoodYear-Dunlop, Michelin и Continental — они делят между собой большую часть данного сегмента рынка.

Однако трудности с поставками Continental, по мнению некоторых поставщиков, привели к уменьшению присутствия этого бренда на украинском рынке. Michelin, напротив, за счет увеличения поставок с завода компании в России (правда, россияне обеспечивают украинский рынок не всеми размерами) укрепил свои позиции. Популярности шин GoodYear способствует успех модели HydroGrip.

Среди новинок этой весны в пермиум-классе стоит отметить высокоскоростные GoodYear Excellence (до 300 км/ч) с асимметричным рисунком протектора. По словам потребителей, новинка достаточно жесткая, однако при скоростном маневрировании ведет себя превосходно. Правда, на мокрой трассе у шины удлиненный тормозной путь.

Есть премьеры и у концерна Continental, заявившем о том, что у новой шины ContiPremiumContact2 на 4-5% улучшены все основные характеристики — управляемость, тормозной путь, шумность. Ноу-хау концерна — трехмерная канавка протектора. На мокрой дороге кромка активно отводит воду, а на сухом асфальте добавляет протектору жесткости.

Тем не менее тесты журнала Autobild показывают, что в новых шинах «легкий недостаток комфорта» (кстати, победителем теста признана шина Bridgestone Turanza ER 300, показавшая самый короткий тормозной путь и на мокром, и на сухом дорожном покрытии).

В «верхне-среднем» ценовом диапазоне, где соперничают Pirelli, Fulda, BFGoodrich, Kleber, Gislaved, новинку представила Fulda — германское отделение концерна GoodYear. У шины Carat Exelero абсолютно новый, менее эластичный состав резины. Считается, что это позволяет увеличить площадь контакта колеса с мокрой дорогой, благодаря чему улучшатся сцепные свойства шины.

В «средне-среднем» сегменте, по мнению некоторых продавцов, все еще лидирует чешский Вarum. Однако все активнее под себя перекраивает рынок новичок украинского рынка — российский Амтел (модель Amtel Planet). Aмтел занял ценовую нишу на ступеньку выше украинской Росавы и на полступени — российского Matador. Хотя самим производителем Amtel Planet позиционируется как шина «медиум-класса» — между словацким Matador и корейским Hankook.

Заметим, что современный направленный рисунок протектора Planet — вовсе не ноу-хау россиян. Модель создавалась по образу и подобию западного аналога, и на оборудовании финского концерна Nokian Tyres, с которым корпорация «Амтел» какое-то время имела совместное предприятие (потом финны заявили о разрыве отношений и желании построить в России собственное производство легковых шин премиум-класса).

Хотя на автобазарах шины Amtel все еще предлагают в качестве «российского Nokian». Различные тесты в автожурналах также дают довольно высокую оценку шинам этой марки. Новинка на тестах демонстрирует очень ровные показатели — и по управляемости, и по комфорту, и по безопасности модель не уступает шинам более высокого класса, например, Pirelli и Dunlop.

Сильные стороны Planet — экономичность, а также управляемость и торможение на мокром асфальте. Довольно успешному продвижению летнего Amtel Planet на украинском рынке также поспособствовали позитивные отзывы автовладельцев о зимней резине этой марки, появившейся в Украине прошлой осенью.

По информации компании «Трейд Лайн», официального дилера корпорации «Амтел» в Украине, с начала сезона удалось продать около ста тысяч колес модели Amtel Planet. План до конца года — занять 10% украинского рынка, общую емкость которого оценивают в 6 млн шин в год. Кстати, не многие знают, что 76% акций украинского шинного гиганта — Росава, покрывающего две трети украинского рынка авторезины, принадлежат корпорации «Амтел» — сингапурской холдинговой компании, контролирующей в России три шинных завода (общий выпуск шин за прошлый год — 14,5 млн штук). В следующем году сингапурцы планируют наладить выпуск шин марки Amtel и на белоцерковском заводе.


Кстати

Характеристики шин зависят не только от модели, но и от размерности колеса. По словам экспертов, наиболее оптимальные результаты по шумности, комфорту и курсовой устойчивости показывают шины размером 205/55R16 — по суммарному комплексу потребительских качеств она лучше и более широкой, и более узкой резины. Кроме того, элитная резина новых моделей не всегда лучшим образом ведет себя при торможении юзом — видимо, ее создают для автомобилей с ABС.

Как мы покупаем

Продавцы делят покупателей шин на три категории. Консерваторы, которые покупают то, о чем они знают, или то, что рекомендовали друзья (таких 50-60%). Экспериментаторы — готовы испробовать новинку (к этой категории относится около 30-40% покупателей).

Чудаки — выбирают шины по своей оригинальной методе, например, по красоте рисунка протектора, который должен подходить под дизайн автомобиля (чудаков не больше 10%). Продавцы также подметили, что оптимальной для наиболее успешных продаж является ситуация, когда покупателю на выбор прелагается две-три модели шин одинаковой ценовой группы и одного и того же размера. Если ассортимент шире — клиент теряется и «уходит подумать». Когда выбор состоит из двух-трех вариантов, покупатель быстрее делает выбор.

Экспертиза

Белое и Черное

Роман БАЛЫКИН, генеральный директор компании «Трейд Лайн»:

— Подорожание не обошло стороной и сеть магазинов АТЛ, принадлежащих нашей компании. В среднем цены повысились от 30 до 40%. Тем не менее ужесточение таможенного контроля пошло нам на пользу — рентабельность уменьшилась, однако поставки стали более стабильными. Правда, в последнее время появилась информация о том, будто бы рыночные торговцы частично возобновили серые поставки.

Если это так, то это приведет к полной разбалансированности рынка. Конкурировать с рыночными торговцами в такой ситуации не просто — колеса на базаре могут стоить на 20% дешевле, чем в магазине. Однако в последние годы появилось большое количество клиентов, которые в любом случае предпочтут делать покупки в магазинах. Люди привыкли к определенному уровню сервиса — профессионализму консультантов, гарантии, возможности сезонного хранения шин. Многих привлекает система скидок и дисконтов.

Дорого и сердито

Сергей, менеджер сети магазинов, торгующих шинами, пожелавший остаться неназванным:

— В среднем цены на некоторые виды шин в нашей торговой сети поднялись на 50%. Вызвано это многими причинами: изменением соотношения доллара к евро, увеличением расходов на доставку, хранение. Да и производители (например, концерн GoodYear) подняли отпускную цену на свою продукцию. В частности, увеличена цена на популярную модель GoodYear Hydrogrip.

Особенно подорожали колеса маленького радиуса, которые почти не завозились. Растаможка этих шин сейчас съедает всю предполагаемую прибыль и делает их белый импорт экономически невыгодным. Это одна из причин, почему мы перешли на торговлю также шинами Росавы.

Контракты №20 / 2005
Вы здесь:
вверх