логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Скорый полис Игорь НАУМЕЦ - «Контракты» №20 Май 2005г.

«Укрзалізниця» решила выбрать на тендерной основе страховые компании, готовые предложить ей услуги по конкурентным ценам.


Страховые компании, пока еще обслуживающие «Укрзалізницю» вскоре могут потерять крупнейшего клиента-госмонополиста. В Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины решили изменить порядок приобретения всех товаров и услуг, в том числе и страховых. Генеральный директор «Укрзалізниці» Зенко Афтаназив в апреле подписал несколько приказов, один из которых — «Об установлении порядка осуществления страхования на тендерной основе на железнодорожном транспорте».

Согласно документу, с 1 мая текущего года заключение всех договоров страхования «Укрзалізниці» должно происходить на тендерной основе. Минтранс возлагает большие надежды на конкурсы и утверждает, что такой подход гарантирует всем участникам страхового рынка равные возможности для предоставления страховых услуг, создаст конкурентную среду, так как отбор страховщиков отныне будет происходить открыто и прозрачно.

В чем будет заключаться повышение прозрачности, пока объяснить трудно. Однако становится очевидным тот факт, что страховые компании, для которых предоставление страховых услуг «Укрзалізниці» являлось чуть ли не основным видом деятельности, будут отстранены от страхования рисков на железной дороге и при отсутствии других клиентов окажутся среди аутсайдеров рынка.

Режимный полис

Теоретически конкурентная система выбора страховщиков для «Укрзалізниці» существовала и раньше. Страховые компании избирались на основании так называемых конкурсов. В 2002 году в «Укрзалізниці» была даже создана Комиссия по вопросам страхования. Тем не менее на практике решения о выборе страховых компаний не отличались декларируемой прозрачностью и открытостью. «Вопрос о страховании решался в одном, максимум в двух кабинетах», — говорит нынешний начальник главного управления организационно-аналитического обеспечения «Укрзалізниці» Игорь Компанец.

В результате таких конъюнктурных решений практически все страховое обеспечение «Укрзалізниці» было отдано нескольким компаниям, связанным непосредственно с ее бывшим руководством либо с властными структурами. К примеру, многие годы страхованием пассажиров от несчастных случаев (услуга, которая включена в тариф каждого пассажирского билета) занималась страховая компания «Интер-полис».

Позже, в результате очередных кабинетных тендеров ей пришлось уступить клиента компании «Алькона», созданной в свое время одним из видных членов СДПУ(о). Некоторые страховщики жаловались на то, что организации, связанные с железнодорожными перевозками, были вынуждены страховать грузы у Украинской охранно-страховой компании, созданной при Министерстве внутренних дел.

Кажется естественным, что приход новой власти должен был ознаменоваться «отлучением от кормушки» привилегированных страховых компаний. Более того, по словам Компанца, если внутреннее контрольно-ревизионное управление «Укрзалізниці» выявит грубые нарушения предыдущего руководства, то последуют соответствующие представления в правоохранительные органы.

Денег нет

В «Укрзалізниці» назвали две причины, послужившие основанием для руководства госмонополиста в проведении тендеров. Первая — возможное принятие парламентом закона «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» радикально меняющего правила игры при выборе ведомствами обслуживающих компаний.

«Предупреждая появление такого закона, мы издали приказы по «Укрзалізниці» о проведении тендеров для закупки товаров, работ и услуг на государственные средства. В этот перечень входят и страховые услуги», — говорит Компанец. Вторая причина — стремление правительства жестко контролировать процесс разработки и выполнения финансовых планов госмонополий, включая расходы, связанные со страховыми услугами.

По словам советника генерального директора «Укрзалізниці» по вопросам страхования Максима Шилова, несмотря на то, что финансовая программа на 2005 год для «Укрзалізниці» еще не утверждена, расходы на страхование будут ниже, чем в 2004-м.

«Укрзалізниця» собирается отказаться от некоторых видов услуг, оказавшихся неэффективными. По словам Шилова, не по всем видам страхования будут заключены новые договоры на 2005 год. «Страховать необходимо лишь те потенциальные риски убытков, которые предприятие не способно покрыть самостоятельно», — считает Шилов.

Еще одна причина уменьшения расходов на страхование «Укрзалізниці» — снижение цен на страховые продукты за счет проведения тендеров. Надо полагать, чьи услуги окажутся дешевле, та страховая компания и получит деньги предприятия.

Правда, тендеры состоятся не так скоро, как планировалось ранее. «Укрзалізниця» до сих пор принимает квалификационные заявки страховых компаний. По словам Шилова, ожидается, что в тендере примут участие около сорока субъектов. При этом в самом тендерном комитете «Укрзалізниці» еще не определились, какое именно количество тендеров следует проводить и какие виды или объекты страхования будут предложены страховщикам.

По всей видимости, в мае состоится, в лучшем случае, один тендер. Возможным объектом страхования может стать крупный имущественный комплекс, например, здание, в котором находится Государственная администрация ж/д транспорта или Киевский центральный ж/д вокзал. «Более точно об объекте будет известно после того, как определиться перечень страховых компаний, подавших заявки на квалификацию», — говорит Шилов.

После утверждения финансовой программы на 2005 год структура страховых платежей «Укрзалізниці» может существенно поменяться. Как утверждает Шилов, на сегодняшний день большой удельный вес в структуре страховых платежей «Укрзалізниці» занимает медицинское страхование. «Возможно, эта часть бюджета будет перекинута на другой вид страхования», — говорит он. К слову, одним из основных обслуживающих «Укрзалізницю» страховщиков по этому виду страхования является «ИнтерТрансПолис» (родственная СК «Интер-полис»).

Кто правит бал

При проведении тендеров конечное решение о выборе страховщика будет принимать тендерный комитет. В приказе гендиректора «Укрзалізниці» указано, что в состав тендерных комитетов могут входить представители государственных органов, а также независимые консультанты. Тем не менее нынешний состав тендерного комитета состоит из сотрудников «Укрзалізниці».

Порядок проведения тендеров предусматривает и создание комитетов на всех шести железных дорогах, входящих в состав «Укрзалізниці», и на всех ее предприятиях. Тем не менее на сегодняшний день эти коллективные органы еще не сформированы. «Тендерные комитеты на местах будут создаваться, но вряд ли до 1 июня на местах будут проводиться сами тендеры. Задача, которая стоит сейчас, — откатать эту процедуру в Киеве, а уже потом спускать свои рекомендации на места, чтобы избежать досадных ошибок», — говорит Шилов.

Контракты №20 / 2005
Вы здесь:
вверх