логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Кошелек или честь Вилен ВЕРЕМКО - «Контракты» №20 Май 2005г.

В правительстве написали Кодекс чести государственного служащего. Теперь чиновники будут брать недорогие подарки так, чтобы никто не заподозрил, что это взятки.


«Каждый чиновник подпишет «Кодекс чести государственного служащего» и будет неуклонно его соблюдать», — обещал президент Виктор Ющенко в своей предвыборной программе. В начале мая Главное управление государственной службы Украины наконец передало проект соответствующего документа в правительство. Он размещен на официальном сайте Главгосслужбы (www.guds.gov.ua) для общественного обсуждения.

Авторы этой своеобразной библии чиновника смогли сформулировать общие критерии определения добропорядочного поведения госслужащего, в частности, — законность, прозрачность, беспристрастность, справедливость и т. п. Заметим, что данные требования и без того закреплены в Конституции, законе о госслужбе и других профильных законах для государственных органов. Следовательно, в данном случае роль Кодекса сводится лишь к кодификации этих требований в упрощенном виде, чтобы чиновнику было их легче найти.

Но есть в Кодексе и вещи поинтереснее. Например, во второй части документа замечена попытка хоть как-то ограничить использование чиновником своего служебного положения. В частности, дано определение неправомерного вознаграждения госслужащего и установлена максимальная цена подарка, который он может получить — 10% минимальной зарплаты.

Более того, на случай конфликта личных интересов чиновника с государственными, для него расписан алгоритм действий. Считается, что госслужащий будет дорожить своей честью под угрозой не пройти очередную аттестацию. А если он не сможет преодолеть свою дурную склонность к злоупотреблениям, то, как честный служащий, должен написать заявление «по собственному желанию».

Исповедь чиновника

Кодекс сразу предупреждает чиновников, что пребывание на государственной службе не может быть направлено на достижение личных целей. При этом остается тайной, какими могут быть мотивы такой службы, кроме патриотизма. Хотя, очевидно, речь идет о других целях, чем, скажем, получение зарплаты, опыт, самореализация или продвижение по службе.

В то же время, чиновник должен работать так, «чтобы официальная деятельность не скрывала частные цели (коих, исходя из вышеизложенного, быть не может?! — Ред.)». Поэтому, видимо, если цель работы чиновника заключается в получении дополнительных — кроме официальных — доходов, ему придется дать соответствующее объявление в местной прессе. В любом случае, авторы Кодекса допускают, что госслужащему придется балансировать между личными интересами и интересами органа, который он представляет.

Это называется конфликт интересов. Любопытно, что такой конфликт не запрещается «на корню». Вместо этого Кодекс расписывает, как чиновнику поступать, когда «хочется, но колется». Прежде всего речь идет о том, что перед назначением на должность в госорган работник обязан письменно сообщить об обстоятельствах, «которые могут влиять на его беспристрастность или производить впечатление наличия такого влияния». Вероятно, потенциальный служащий должен заявить о присущей ему чрезмерной любви к деньгам или представить медицинскую справку о клептомании.

Будущий чиновник должен либо принять меры для устранения упомянутых обстоятельств, либо отказаться от должности. Если у лица симптомы «воспаления хитрости» проявились уже после назначения, оное должно немедленно об этом написать своему руководителю. Любопытно, что в таком признании должны быть указаны возможные преимущества, которые чиновник или связанные с ним лица могут получить вследствие конфликта интересов.

Естественно, что Кодекс не может дать советы чиновнику на все случаи жизни. Поэтому, если четких предписаний о приемлемом поведении госслужащего в Кодексе и других нормативных актах нет, придется руководствоваться общими требованиями добропорядочного поведения. Критерии которого, в наше беспокойное время, довольно размыты.

Если очень хочется — то можно

Но чтобы государство не осталось без верных служак, авторы документа все же оставили несколько лазеек для совести госслужащего. То, что в народе зовется взяткой, в Кодексе определено как «неправомерное вознаграждение». Однако сам служащий «не должен провоцировать своим поведением или иным образом побуждать физических и юридических лиц к предложению или к передаче прямо или косвенно вознаграждения ему или другим лицам за определенные действия или бездействие». И все будет нормально.

Однако, как известно, не все зависит от воли чиновника. Поэтому, в Кодексе предусмотрены правила поведения, когда служащему дали взятку «и он не имеет возможности от нее отказаться». К сожалению, причины подобной невозможности здесь не перечислены. Вероятно, речь идет как о вознаграждении, которое дают под угрозой физической расправы, так и о том, от которого нельзя отказаться в силу непреодолимого желания получить определенные блага.

Ну а если блага уже получены помимо воли чиновника, он должен: идентифицировать лицо, давшее взятку, сохранить последнюю в нетронутом виде, прекратить действия, за которые она была передана и сообщить об этом руководству. После чего служащий должен действовать так, «чтобы не создавалось впечатление о влиянии вознаграждения на его решение». То есть взятку чиновник возьмет, но «клиент» уйдет ни с чем. Главное — честь мундира!

Под честное слово

Неправомерным вознаграждением, согласно Кодексу, не считаются подарки, «соответствующие общепринятым представлениям о гостеприимстве и которыми могут быть, в частности, цветы, напитки, продукты питания». При этом стоимость таких подарков должна быть не больше 10% минимальной заработной платы (т. е. не больше 29 грн), а сумма стоимости всех подарков в течение года не должна превышать 50% минимальной зарплаты.

Интересно, что стоимость подарка сотрудник определяет сам, исходя из обычной стоимости таких или аналогичных товаров. Хотя трудно представить, что чиновники начнут отчитываться о количестве выпитого коньяка или съеденной колбасы, декларируя их стоимость на основании средних цен на соответствующие продукты. В то же время опасности подвергается сам служащий. Ведь недобросовестный предприниматель может презентовать ему французский коньяк под видом дешевого самопала.

А потом, негодяй, будет шантажировать чиновника, дескать, расскажу о настоящей цене руководству, и тебя турнут (для предпринимателей ограничений в цене подарка нет). Поэтому у Главгосслужбы возникла конструктивная идея — обязать чиновников брать подарки только с товарными чеками. А можно было бы, скажем, вклеивать такие чеки в специальную книгу подарков утвержденного образца — тогда была бы возможность подсчитать годовой баланс...

Впрочем, в Кодексе отмечено, что госслужащий «должен проявлять стремление воздерживаться (не воздерживаться, а только «проявлять стремление». — Ред.) от получения и подношения любых подарков, включая и те, которые признаны приемлемыми согласно этому Кодексу». А вот воздерживаться он должен, согласно рекомендациям, от следующих действий: просить или принуждать лиц делать подарки, принимать подарки за выполнение действий, входящих в его компетенцию, принимать подарки настолько, что часто это... «может создать представление об использовании работником служебного положения».

Напугали ежа

Предусмотрено, что работники государственных органов будут читать Кодекс перед заключением трудового соглашения, подписание которого будет подразумевать ответственность за нарушение норм Кодекса. Хотя последний не определяет никаких особых видов ответственности, кроме ссылки на ответственность согласно трудовому законодательству и законодательству о государственной службе.

Впрочем, предусмотрено, что оценка соблюдения нормы Кодекса будет даваться в ходе аттестации, при назначении на новую должность, подготовке характеристики или рекомендации госслужащему. Еще одна санкция за нарушение Кодекса — публичное осуждение.

Госорганы обязаны информировать граждан о нарушении тем или иным чиновником упомянутых норм. Подобная формулировка ответственности, фактическая невозможность однозначно трактовать нормы Кодекса и отсутствие возможности реального контроля за соблюдением этих норм оставляют надеяться только на порядочность чиновников. Так, может быть, не Кодекс нужно писать?

Контракты №20 / 2005
Вы здесь:
вверх