логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Бухгалтера вызывали? Панас КЛИМЧИК - «Контракты» №25 Июнь 2005г.

Привлечение наемного бухгалтера для ведения учета на предприятии может быть более выгодным, чем содержание собственной бухгалтерии. Нужно только определиться, будет ли это выгодно именно вашей компании.


Во времена СССР существовала централизованная бухгалтерия — такой себе планово-невозмутимый отдел с кипами документов на столах и вечными тетушками в очках, без которого ни одно предприятие не имело права на существование. В то же время нынешнее украинское законодательство предусматривает различные возможности ведения бухгалтерского учета на предприятии (см. Методы организации и ведения учета на предприятии), в том числе и сторонним специализированным предприятием.

Сейчас наиболее распространенным путем организации ведения учета на предприятии является наличие штатного бухгалтера (главного бухгалтера) либо создание собственной бухгалтерской службы. Однако в некоторых случаях выгоднее может оказаться аутсорсинг (внешний подряд). Например, когда главный (и единственный) бухгалтер идет в декретный отпуск, а заменить его некем. Или когда, например, учредители привели своего бухгалтера, компетентность которого вызывает большие сомнения, а директор не желает отвечать за чужие ошибки. Однако в аренде бухгалтера есть свои преимущества и недостатки.

Бухгалтер в аренду

Услугами дистанционного ведения учета могут пользоваться не все предприятия, ведь на некоторых из них условия ведения хозяйства требуют постоянного наличия штатных бухгалтеров во главе с главным. Однако существует немало предприятий, учетная работа на которых занимает у одного квалифицированного человека всего несколько часов в день! Это большое количество малых и средних предприятий, частных предпринимателей, филиалов, представительств и тому подобное (см. Кому выгодно?).

Существует мнение, что вести учет у клиентов могут аудиторы, услугами которых пользуется предприятие. Однако по своей сути аудит — это проверка правильности ведения учета, т. е. несколько иной аспект деятельности (например, никому и в голову не придет поручить ведение учета на предприятии налоговым инспекторам из отдела документальных проверок).

Поэтому целесообразнее пользоваться услугами предприятий, для которых ведение учета клиентов — основной вид деятельности, тем более что все они, как правило, сотрудничают и с аудиторскими фирмами. В штате таких предприятий обязательно должны быть консультанты по бухгалтерскому и налоговому учету (довольно часто это известные лекторы, авторы публикаций в бухгалтерской прессе, преподаватели высших учебных заведений) и юристы (а иногда и адвокаты), которые обеспечивают правильность оформления операций, договоров, сопровождают проверки, являются представителями клиентов в государственных органах, судах.

Гибкая структура привлечения различных специалистов (по необходимости) минимизирует расходы на ведение учета. Например, услуги юристов за сопровождение деятельности и оформление документации предприятия, как правило, включаются в общую сумму, которую выплачивает клиент. А привлечение аудиторов для проведения независимого аудита (что является обязательным для акционерных обществ), с которыми обычно тесно сотрудничают специализированные фирмы, даже дает возможность сэкономить до 50% стоимости проведения такого аудита.

Преимущества учета на стороне...

Ведение учета посторонней фирмой имеет дополнительные преимущества (см. Общие отличия и преимущества способов ведения учета). За все услуги по ведению учета клиент выплачивает фиксированные суммы. Эти суммы включаются в его валовые расходы, связанные с хозяйственной деятельностью. Суммы, уплаченные специализированному предприятию, не облагаются дополнительными сборами в фонды социального страхования (на сегодня такие сборы составляют 35-37% суммы в случае выплаты зарплаты штатному работнику) и не уменьшаются на сумму удержаний в соцфонды и налога на доходы с физических лиц (17% суммы).

Еще одним преимуществом аренды бухгалтера является то, что консультанты стороннего предприятия не включаются в учетное количество работников предприятия-клиента. А именно этот показатель применяется для уплаты штрафов в Фонд защиты инвалидов (такой штраф должны начислить и оплатить все предприятия со штатом более 8 человек, но без занятых инвалидов).

Основная выгода такого способа ведения учета — уменьшение сумм штрафных санкций и пени, которые предприятие выплачивает в бюджет по результатам плановых и внеплановых проверок контролирующих органов. Практика свидетельствует, что на предприятиях, пользующихся услугами специализированных предприятий по ведению учета, наблюдается уменьшение таких платежей на 60-80% по сравнению с теми, которые пользуются услугами штатных бухгалтеров.

При необходимости специализированная фирма также может взять на себя сопровождение (консультантами, юристами, адвокатами) всех проверок клиента контролирующими органами — когда каждый запрос или визит контролеров получает профессионально составленный и предоставленный отзыв, каждый вопрос — обоснованный ответ.

...и риски

Несмотря на большое количество преимуществ заказа бухучета на стороне, возможны негативные последствия такого сотрудничества. Например, в контексте ответственности за неправильное ведение учета приглашенным бухгалтером. Законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» определено, что ответственным за организацию и ведение бухучета на предприятии в любом случае является владелец или уполномоченный им орган.

Закон о налоговой службе (ст. 11) предоставляет налоговым органам право налагать админштрафы только на должностных лиц предприятия, где обнаружено нарушение. Таким образом, привлечь к ответственности бухгалтера-варяга за допущенные им ошибки будет невозможно. Поэтому следует предварительно внести в договор на ведение учета соответствующий пункт о материальной ответственности за обнаруженные ошибки, оспаривание результатов налоговой проверки (в том числе в суде), если обнаруженные нарушения привели к начислению штрафных санкций или пени. Хотя солидные специализированные фирмы такого типа ответственность учитывают в договорах с клиентом.

Возможны и другие проблемы при аутсорсинге, на которые, в частности, обращает внимание компания Deloitte Consulting LLP (см. Проблемы заказчиков аутсорсинга). В первую очередь существует большая вероятность нежелательной для предприятия утечки информации. Компании, пользовавшиеся аутсорсинговыми услугами, также отметили сложность контроля и управления подразделением, которое не принадлежит предприятию.


Методы организации и ведения у чета на предприятии

Законодательно разрешенные методы ведения учета в зависимости от сложности, объемов и цели учета на предприятии

  1. введение на предприятии должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером
  2. пользование услугами специалиста по бухгалтерского учету, зарегистрированного как СПД, который осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юридического лица
  3. ведение на договорных основах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой
  4. самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно владельцем или руководителем предприятия (эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна обнародоваться)

Общие отличия и преимущества способов ведения учета

Специализированная фирма по ведению учета

Преимущества

1. Профессиональный дифференцированный подход к привлечению специалистов

2. Количество специалистов не зависит от суммы оплаты за услуги

3. Расходы на ведение учета входят в состав валовых расходов предприятия

4. В состав услуг включаются юридические и консультационные услуги

Недостатки

1. Специалисты находятся на предприятии не постоянно

2. Применяется усредненная сумма расходов на ведение учета

3. Требуемое наличие специалистов надлежащего уровня

Бухгалтерия, состоящая из штатных работников

Преимущества

1. Каждый из работников имеет четко определенный круг обязанностей и задач

2. Количество работников определяется и контролируется руководителем

3. Есть возможность экономить на расходах на оплату труда штатных бухгалтеров

4. Есть возможность экономить на расходах на оплату труда юристу и финдиректору

Недостатки

1. Возможны штрафы в фонд инвалидов (если количество работников более 8 человек)

2. Сумма расходов увеличивается на сумму начислений и удержаний в фонды соцстраха

3. В случае необходимости предприятию придется срочно привлекать посторонних специалистов

Кому выгодно

Кому нужен счетовод на час

  • предприятиям, которые не ведут деятельность, но должны составлять и подавать отчетность, проходить процедуру подтверждения госрегистрации и т. п.;
  • имеют относительно небольшой объем операций или же осуществляют однотипную деятельность, учет которой не нуждается в постоянном присутствии высококвалифицированного бухгалтера;
  • имеют проблемы с поиском работников на должности учетчиков или не имеют достаточных средств для привлечения на работу специалиста соответствующей квалификации;
  • есть потребность в проведении определенных работ в сфере учета (создание или корректирование учетной политики, документооборота, анализ состояния ведения бухгалтерского и налогового учета, рационализация работы бухгалтерии).
Контракты №25 / 2005


Вы здесь:
вверх