логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Спортивное манипулирование Владимир ЗОЛОТОРЕВ - «Контракты» №25 Июнь 2005г.

Главной целью затеи с админреформой являются манипуляции. Для манипулирования не имеет значения, сколько именно и каких именно законов будет принято, главное — процесс. А вот если бы целью админреформы была действительно реформа, то критическое значение имел бы каждый закон.


Гражданам не отвертеться от очередной реформы — административно-территориальной. Хотя разговоров вокруг нее много, текущую диспозицию определить достаточно сложно. Участники процесса выступают скорее для того, чтобы скрыть информацию, нежели для того, чтобы внести ясность.

Особенно показательным в этом смысле была телепередача, где начальнику реформы Роману Безсмертному противостоял бывший начальник той же реформы — Леонид Кравчук, возглавлявший при Кучме соответствующую комиссию. Оба уважаемых дискутанта не внесли ясности в процесс, что, видимо, подтверждает его сугубо политический характер.

Да и голосование в эфире, где в соотношении 4х1 превалировали противники реформы, показало простую вещь — люди не понимают, что происходит. Ну а если не понимают — голосуют рационально, то есть против.

Предыстория нового витка

Так называемый третий тур выборов, приведший к власти команду Ющенко, стал возможен только потому, что в пакете вместе с этим законом был принят и закон о политреформе. Напомню, что политреформа включает в себя изменения в Конституции в сторону увеличения власти парламента и премьера, что, конечно же, не понравится никакому президенту.

В этом же законе содержалась ссылка на другой закон — 3207-1, который слегка видоизменял соотношение государственной власти и местного самоуправления. Ссылка была довольно замысловатой: если закон 3207-1 будет принят до 1 сентября, остальная часть политреформы вступит в силу немедленно, если нет — с 1 января 2006 года.

Казалось бы, команде Кучмы удалось связать будущего тогда президента Ющенко нерушимыми узами. Ведь если ставится под сомнение политреформа, то тем самым отрицается и легитимность нынешнего президента. Однако команда Ющенко хорошо усвоила уроки Кучмы и неплохо овладела его тактикой. В частности, мастерством затяжных изматывающих боев. Эта тактика состоит в периодических нападках на политреформу, безумных идеях проведения по ней референдума (при том, что Конституция не предусматривает такой процедуры) и так далее и тому подобное. Важнейшим элементом этой тактики является и проект административно-территориальной реформы им. Романа Безсмертного.

Админреформа = политреформа

Содержание админреформы в некотором смысле пересекается с политреформой, особенно с законом 3207-1. Однако в отличие от политреформы, единого документа, где были бы собраны предложения реформаторов, не существует. Предлагается разработать ряд законопроектов о самоуправлении территориальных общин, о самоуправлении региона, о самоуправлении на уровне области, о местных государственных администрациях.

Кроме того, должны быть разработаны изменения в Бюджетный кодекс, законы о местных налогах и сборах и другие документы. В результате принятия всех этих документов каждый раз будет возникать ситуация обсуждения их соответствия изменениям, которые наступят после политреформы.

Собственно, это и требуется власти — у нее нет четкого плана, как заменить политреформу админреформой, но она надеется, что этот план может появиться, когда начнется процесс обсуждения и принятия соответствующих законов. Именно так всегда действовал в борьбе с парламентом Кучма и почти всегда выигрывал.

У админреформы есть еще одна политическая задача. Она состоит в том, чтобы подстраховать себя от возможной неудачи на парламентских выборах за счет сохранения контроля над регионами.

Для этого осенью текущего года предлагается принять законы, регулирующие админреформу, а выборы в местные органы власти провести осенью 2006 года. До того времени должна быть сохранена существующая местная власть. Сама по себе идея разнесения во времени выборов в разные органы власти правильна, но в данном случае ее причиной является отнюдь не забота о развитии демократии.

В итоге, мы можем констатировать печальный факт — новая команда, как и предыдущая власть, пытается так манипулировать правилами игры, чтобы получить гарантированный выигрыш. То, что манипуляции являются главной целью затеи с админреформой, легко подтверждается простым рассуждением — в принципе, для манипулирования не имеет значения, сколько именно и каких именно законов будет принято, главное — процесс.

Зато, если бы целью админреформы была действительно реформа, то критическое значение имел бы каждый закон, в этом случае реформаторы постарались бы собрать свои предложения в минимальном количестве проектов и сосредоточить силы на их принятии.


Комментарии

УКРАИНА БЕЗ ОКРАИН

Борис БЕСПАЛЫЙ, депутат ВР, член группы по вопросам разработки Концепции административно-территориальной реформы:

— Президент на всеукраинском собрании местного самоуправления в апреле произнес тезис — необходима реформа государственного управления. Эта реформа имеет несколько составляющих. Первая — реформа центральной исполнительной власти: Кабмин, министерства, госкомитеты, местные госадминистрации. Вторая составляющая — реформа местного самоуправления. Третья — доведение до конца начатой правовой реформы. А вот пространственная основа всех вышеперечисленных реформ — это и есть административно-территориальная реформа.

Для чего проводится реформа? Чтобы человеку было удобно и уютно в любом уголке Украины — и на околице Калиновки, и в центре Киева, и в шахтерском городке. Украина должна стать страной без социальных окраин. Для достижения этой цели предлагается предоставить право территориальным общинам объединяться таким образом, чтобы каждый квадратный метр Украины входил в какую-то территориальную общину. Это колоссальный ресурс, поскольку земля дорогая.

Согласно нашим подсчетам, в административно-территориальной единице должно быть не менее 5 тысяч человек. Уровень районов предлагается сохранить, но при этом решить проблему инфраструктуры — все службы должны быть децентрализованы до каждого населенного пункта. Ни один населенный пункт не исчезнет. Просто они могут объединиться в более мощные районы. Кроме того, предлагается ввести новую админединицу — город-район: если город с околицами насчитывает 70 тысяч обитателей и является самодостаточным для функционирования, он выделяется в район. Это те этапы, которые можно воплощать без перекройки карты, т. е. уже сейчас.

РЕФОРМА — НЕ КОЗЫРЬ

Виктор НЕБОЖЕНКО, политолог:

— У Безсмертного получилась очень неудачная попытка заменить политреформу. Учитывая конъюнктуру, сегодня на это замещение никто не пойдет. Прежде всего потому, что принятие админреформы не является удачным пиаром для депутатов. Начиная с сентября, они будут брать в руки только то, что привлекает внимание избирателей. А они достаточно опытные ребята, чтобы понять, что с админреформы не получишь никаких дивидендов. Приедешь в район и скажешь: вот, я голосовал за административную реформу. Народ спрашивает: а это что? Ну, вот, это как бы здесь у вас был район в Кацапетовке, а теперь район переезжает в Голопупенку. Надо понимать политический интерес депутата. Это выборы. Административная реформа не тянет на козырь, а на риторике вокруг политической реформы можно еще долго играть и переигрывать. Поэтому Безсмертному придется пока отсиживаться в тени политреформы.

ВСЕ УЖЕ СОСТОЯЛОСЬ

Вадим КАРАСЕВ, директор Института глобальных стратегий:

— Я не верю, что во власти есть недостаточно рациональные люди, которые могли бы серьезно надеяться на то, что админреформа может стать инструментом или барьером для проведения политреформы. Политическая реформа уже состоялась. Возможна только полная ее отмена, что непросто будет сделать даже технологически, а политически ее пересмотр может дать либо нулевой, либо негативный эффект. В то же время я не исключаю, что административная реформа может использоваться в качестве своеобразного прощупывания и перетасовывания региональных элит. Это возможно в ходе административно-территориального деления и нарушения внутрирегиональных и межрегиональных балансов. Не исключено, что реформа Безсмертного ставит себе целью контроль и определенное превентивное действие по отношению к ряду нелояльных к новой власти региональных элит и сдерживание или нейтрализацию политреформы на местах.

УБИТЬ ДВУХ ЗАЙЦЕВ

Андрей ЕРМОЛАЕВ, директор Центра социальных исследований «София»:

— Интрига нынешнего дня состоит в том, что, подыскивая пути торможения политической реформы, новая власть нашла лазейку, позволяющую убить двух зайцев одним махом. Это выдвижение инициатив по административно-территориальной реформе, где в самом содержании есть и территориальные сдвиги, и формирование общин, и административные изменения в системе исполнительной власти и власти на местах. Но такая попытка замены изначально конфликтна, поскольку сама по себе административно-территориальная реформа не может состояться сверху — без соответственных длительных процедур диалога на региональных уровнях.

Не менее конфликтным является инициатива Безсмертного о разведении во времени всеукраинских и местных выборов. Этот ход для действующей власти имеет сугубо меркантильную целесообразность. Ведь обеспеченные тылы в парламенте позволят на протяжении полугода продуктивнее вести региональную политику и информационную поддержку своим филиалам на местах. То есть повторить в регионах парламентскую пропорцию.

В то же время известно, что в регионах политический расклад существенно отличается от киевского. Региональным же партиям, многие из которых не имеют общенационального представительства, выгоднее играть в едином социальном и политическом контексте со всеми политическими игроками одновременно. Это менее конфликтный путь и для общества и для политики.

Контракты №25 / 2005


Вы здесь:
вверх