логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Прибыль в аварийном режиме Игорь НАУМЕЦ - «Контракты» №25 Июнь 2005г.

Страховым компаниям удалось сделать невозможное. Занявшись «автогражданкой» в надежде на массовый приток клиентов, они все равно остались в прибыли даже при отсутствии высокого спроса на полисы ОСАГО.


Страховщики возлагали большие надежды на обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев, которое, как ожидалось, должно было заработать на полную мощь с 1 апреля. Но «автогражданка» подвела. Точнее, парламентарии и Министерство внутренних дел так и не определились, как и когда необходимо начинать осуществление контроля над наличием полисов у водителей.

Владельцы автомобилей, не связанные обязательствами, в большинстве своем страховаться отказались. После пяти месяцев вступления закона об «автогражданке» в силу, доля застрахованных владельцев автомашин так и не превысила 10%. Но поскольку раскручивание ОСАГО требовало немалых первоначальных вложений, на рынке стали поговаривать об ощутимых убытках страховщиков. Как выяснили Контракты, это не совсем так.

Чистая математика

Перечень расходных статей страховщиков на «автогражданку» весьма широк. Чтобы заняться этим видом страхования необходимо получить лицензию стоимостью 12 тыс. грн. Другим необходимым условием для получения права на продажу полисов ОСАГО является членство в Моторно-транспортном страховом бюро. А это уже выливается в более существенные затраты. Вступительный взнос в бюро составляет 28 тыс. грн. Кроме этого, необходимо ежемесячно платить членские взносы в среднем на сумму 7 тыс. грн.

Но наибольшие потери связаны с внесением обязательного первичного взноса в фонд защиты пострадавших в ДТП. Его размер не может быть меньше EUR100 тыс. (610 тыс. грн по нынешнему курсу НБУ). Не исключено, что многие страховщики вносили суммы покрупнее, поскольку МТСБУ привязало количество выдаваемых бланков полисов к величине взноса (50 тыс. полисов выдается в случае внесения минимальной суммы). Для некоторых небольших страховых компаний взнос стал непреодолимым барьером. Сейчас 64 страховщика являются членами МТСБУ. Остальные компании, получившие лицензию от Госфинуслуг (таких около десятка), решили EUR100 тыс. не платить.

Кроме фиксированных затрат, определенных законодательством, многим компаниям, стремившимся занять весомую долю на рынке «автогражданки», пришлось понести значительные дополнительные затраты. Одним из необходимых условий для получения лицензии Госфинуслуг является наличие у страховой компании возможности урегулировать убытки по страховым случаям в каждом регионе Украины. Следуя этому требованию, многие компании открыли филиалы и отделения в каждом областном центре.

Для выхода в регион, во-первых, необходимо взять в аренду офисное помещение. В центральных районах крупных городов стоимость аренды коммерческих площадей варьирует от 40 до 200 грн за 1 кв. м. Соответственно, аренда даже скромного офиса составит никак не меньше 1,5 тыс. грн. Покупка мебели и оргтехники в отделение даже для скромной компании составит не менее 10 тыс. грн. Также необходимо нанять как минимум 3-4 штатных работника: директора, бухгалтера и одного-двух менеджеров. В итоге фонд заработной платы потянет на 6-7 тыс. грн.

Само собой разумеется, что выход на новый рынок не возможен без рекламной кампании.

Ее параметры — порядка 10 тыс. грн, если речь идет об одном регионе, причем не о столице. Исходя из приведенных расчетов, страховой компании необходимо было дополнительно выделить в первом полугодии только в одном регионе от 50 до 100 тыс. грн. Учитывая, что в Украине 24 области, получается, что страховщик в среднем раскошелился на 1 млн грн.

Доходное дело

Справедливости ради необходимо отметить, что объем собранных премий по «автогражданке» в текущем году на 1 мая составил 185 млн грн. При этом около 70% рынка приходится на 8 компаний. То есть остальные 55 компаний получили лишь 60 млн грн собранных страховых платежей, или в среднем чуть более 1 млн грн на одного страховщика.

Конечно, еще существуют отчисления в страховые резервы и 5% выплаты в МТСБУ. Но с учетом даже этих расходов, рентабельность «автогражданки» все равно колеблется вокруг нулевой отметки.

Впрочем, многие страховщики, работающие с ОСАГО, нашли способы минимизации затрат. Один из них — выход в регионы без открытия филиалов. Для достижения этой цели достаточно было заключить договоры с крупными страховщиками (Оранта, ТАС, АСКА), имеющими отделения по всей Украине, на предмет урегулирования убытков в регионах. Такой вариант подхода к развитию автогражданского направления экономит порядка 1 млн грн. А значит, некоторым страховщикам ОСАГО таки принесло прибыль.

Как вам работается с ОСАГО?

Игорь АРЦИМОВИЧ, председатель наблюдательного совета СК «Нова»:

— Мы не открывали активно филиалы, поскольку не были уверены в том, что закон по ОСАГО не застопорится в очередной раз. Компании, открывшие филиалы, сталкиваются с трудностями. Платежеспособный спрос на страховые продукты в регионах отсутствует, ожидаемых привлечений страховщики не получают. А квалификация сотрудников страховых компаний в регионах недостаточна для продажи добровольных видов страхования и качественного урегулирования убытков по ним. Сети теряют эффективность и, если ситуация с введением ОСАГО не изменится, многие компании станут сокращать количество филиалов.

Василий ФУРМАН, гендиректор СК «Вексель»:

— Еще в 2004 году компания обеспечила присутствие представительств в каждом регионе. Развитие региональной сети не было связано с введением ОСАГО, поэтому все представительства являются прибыльными. Однако после того как стало понятно, что наличие полиса у водителей необязательно, поток желающих застраховаться резко снизился, в связи с чем был недополучен доход.

Вячеслав ГАВРИЛЕНКО, зампредседателя по маркетингу и развитию СК «Веско»:

— Оптимальной схемой развития региональной сети является первоначальное открытие отделений. Это не требует больших затрат. Мы открываем филиалы на базе отделений только в случае существенного роста страховых поступлений. За счет такого поэтапного развития наша компания почти не понесла убытков в прошлом году, связанных с развитием региональной сети, а в первом квартале нынешнего года получила даже небольшую прибыль. В первую очередь из-за того, что мы не связывали развитие отделений с ОСАГО.

Валентин ГУСАРЕВИЧ, директор по продажам и региональной политике СК «Кредо-классик»:

— С начала года мы открыли около 80 новых представительств в регионах. Мы учитывали фактор принятия закона об ОСАГО, но «автогражданка» не была приоритетом. Активизация развития региональной сети связана с высоким спросом на страховые продукты со стороны физлиц. А этот сегмент рынка в Украине недостаточно охвачен.

Константин ИЛЬНИЦКИЙ, начальник управления страхования имущества и ответственности СО «Ильичевское»:

— Для выхода на рынок ОСАГО в бюджет компании были заложены большие суммы на приобретение лицензий, полисов, рекламу и открытие новых филиалов. Компания открыла филиалы в четырех городах. Перенесение сроков введения контроля за исполнением закона об «автогражданке» привело к резкому снижению спроса на этот страховой продукт, что очень негативно отразилось на сборе страховых премий. Сегодня размер объема страховых платежей не покрывает понесенных компанией расходов.

Дорогое ОСАГО*
Расходы Периодичность Сумма, тыс. грн
Лицензия Госфинуслуг Разово 12
Вступительный взнос для членства в МТСБУ Разово 28
Членский взнос в МТСБУ Ежемесячно 7
Взнос в фонд защиты пострадавшим в ДТП Разово 610 (EUR100 тыс.)
Аренда помещений в 25 регионах Ежемесячно 35
Покупка мебели и оргтехники в 25 регионах Разово 250
Зарплата региональным работникам Ежемесячно 175
Реклама и обучение агентов в регионах Разово 250
Всего за шесть месяцев
-
2 452
* Расчетные статьи расходов страховщиков при ОСАГО
Контракты №25 / 2005


Вы здесь:
вверх