логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Долларом и мечом Дмитрий КРАПИВЕНКО - «Контракты» №25 Июнь 2005г.

Вместе со сменой военных тактик и стратегий меняется и искусство ведения бизнеса в зоне вооруженных конфликтов.


На пепелище рейха

Последнее масштабное распределение имущества побежденных в войне имело место в конце 40-х, когда союзники из антигитлеровской коалиции выносили свой приговор Германии. На западе вчерашнего рейха все технические достижения немецких концернов (от радиоэлектроники Siemens до изобретений Lufthansa и Mercedes) достались американским, британским и французским компаниям.

Из полуразрушенных цехов демонтировали промышленное оборудование — согласно Ялтинским договоренностям в качестве компенсации за гитлеровскую агрессию Германия должна была рассчитаться своей индустрией. Таким образом, на Западе оказалось около 8% индустриального потенциала, который имела Германия по состоянию на 1936 год.

На востоке страны, который попал в зону оккупации Красной Армии, промышленность была не слишком развита, поэтому союзники любезно делились с СССР — 10% демонтированного в западной части Германии оборудования также достаются советской власти. Эшелоны с немецким промоборудованием приходили в СССР еще в 50-х годах.

В Восточной Германии постепенно налаживали переход на социалистическую модель, следствием которой стала многолетняя техническая и экономическая отсталость от ФРГ. А на пространстве, оккупированном США, Великобританией и Францией, при объявленной демократии бушевал экономический кризис.

Промышленное производство на этих территориях на 1948 год составляло всего 40% от уровня 1936 года. Американские и британские оккупационные власти ввели продовольственные карточки и заморозили цены. Процветали бартерные схемы. Многих высококвалифицированных немецких специалистов американские коммерческие структуры при помощи религиозных организаций заманивали на работу в США.

Оккупанты быстро убедились в том, что обескровленная Германия становится для них бременем. Особенно это беспокоило США, которые постепенно теряли опустошенную войной Европу как рынок. В 1948 году начинается реализация плана Маршалла — по предложению тогдашнего госсекретаря США Джорджа Маршалла Штаты в течение пяти лет оказывали материальную финансовую помощь Западной Европе.

Европейские страны, в том числе и запад Германии, на восстановление промышленности ежегодно получали $4-5 млрд. Помощь обернулась увеличением выпуска готовой продукции на $20 млрд. Американская программа интегрировала внешнюю торговлю западноевропейских стран. Дело шло к объединению трех оккупационных зон, которые превратились в ФРГ. Генералы союзнических войск, сконцентрировавшие в своих руках власть, постепенно передавали полномочия новому поколению немецких политиков-реформаторов.

Существуют различные объяснения того, как экономика ФРГ в 50-х годах стала одной из наиболее развитых в Европе. Немцы склонны считать это достижением, прежде всего своих земляков, начавших экономические реформы. Американцам легче объяснять немецкое экономическое чудо планом Маршалла (оппоненты Штатов обвиняют Вашингтон в том, что средства, выделенные на реализацию этой программы, на самом деле были нацистскими активами, которые попали в руки американских оккупантов).

Впрочем, бесспорным остается тот факт, что 5 лет реализации американского плана помогли Западной Европе начать экономическую интеграцию. В свою очередь, американские компании укрепили позиции на рынках, которые достаточно быстро стали конкурентоспособными и объемными.

Строить и строить

Победная война во Вьетнаме должна была бы гарантировать американским компаниям триумфальное освоение новой бизнес-территории. В первую очередь попасть в руки американцев могла туристическая и промышленная инфраструктуры страны. Однако заработать на войне, закончившейся не в пользу Вашингтона, удалось очень немногим компаниям, которые на то время сумели наладить взаимовыгодное сотрудничество с военными.

Например, фамильная строительная компания Vinnell Corporation. Начало истории Vinnell — вполне гражданское. Компания была основана в 30-х. Менеджмент Vinnell всегда тяготел к масштабным и рискованным сделкам и, в конечном счете, в 1949 году обанкротился, когда не смог реализовать один из строительных проектов.

Однако на строительных подрядах в США история Vinnell не закончилась. Альберту Виннелу, сыну учредителя фирмы, во время Второй мировой войны посчастливилось попасть на службу во флотскую контрразведку. Когда семейный бизнес Виннелов оказался под угрозой, Альберт решил посоветоваться со своими фронтовыми товарищами, на то время уже сделавшими незаурядную карьеру в ЦРУ. Спецслужба охотно пошла на сотрудничество со вчерашним банкротом.

В то время продолжалась гражданская война в Китае, и фирма была очень нужна разведчикам для прикрытия. Вице-президентом Vinnell становится работник ЦРУ. Каким было поле деятельности обновленной компании, можно только догадываться. Легально она получала подряды на поставку оружия режиму китайского диктатора Чан Кайши, строила аэродромы для американских ВВС в Японии, Таиланде, Пакистане и Вьетнаме.

И в то же время, как вспоминает в своих мемуарах бывший агент ЦРУ Вильбур Ивленд, через счета Vinnell проходили деньги для наемников, воевавших в Корее, Вьетнаме и других горячих точках. В 50-х годах у компании появляются довольно выгодные подряды на бурение скважин на Ближнем Востоке. Vinnell получает нефтедоллары, ЦРУ — инструмент финансирования проамериканских политических сил.

Вьетнамская война вначале приносила Vinnell немалые прибыли. В конце 60-х во Вьетнаме работало около 5 тыс. сотрудников компании. Правда, тяжело установить, сколько из них занимались собственно бизнесовыми делами, а сколько были военными инструкторами. В течение 1970-1975 годов компания прошла реструктуризацию, после чего была неожиданно продана ливанскому предпринимателю Гассану Шейкеру за полмиллиона долларов.

Однако «крыша» у компании все-таки, похоже, осталась. Вчерашняя строительная компания вполне открыто подписывает контракт с Саудовской Аравией на тренировку национальной гвардии страны на $77 млн. Последний масштабный подряд такого профиля ($48 млн) Vinnell подписала с Пентагоном — «строители» обязались тренировать новообразованную иракскую армию.

Поражение США во Вьетнаме могло бы принести экономическую выгоду СССР. Но для советского руководства, которое откровенно (на уровне политических заявлений) и скрыто (на уровне военных поставок) поддерживало сопротивление вьетнамцев американской оккупации, этот критерий не был определяющим во внешней политике.

Предприятия СССР значительно интегрировались с промышленностью коммунистического Вьетнама, однако сотрудничество имело характер односторонней материально-технической помощи со стороны СССР. Нынешние попытки россиян наладить сотрудничество с вьетнамцами на рыночных основах не всегда являются успешными. Например, РФ имеет свою долю в добыче вьетнамский нефти.

В то же время шансов у россиян взять под контроль нефтеперерабатывающий комплекс страны не намного больше, чем у американцев, с которыми Вьетнам постепенно налаживает деловые контакты и ведет переговоры с Вашингтоном относительно вступления страны в ВТО.

Афганский подряд

Если посмотреть советский разговорник с дари (афганский вариант персидского языка), изданный в конце 70-х, то трудно не заметить большое количество технических терминов. На то время советскому гражданину, отправляющемуся на работу в Афганистан, знать названия деталей и механизмов было важнее, чем владеть темой «Допрос военнопленного».

Накануне советского военного вмешательства экономическое сотрудничество СССР с Афганистаном было довольно тесным. Значительная часть афганского экспорта/импорта была связана с Советским Союзом. Модернизировать отсталую афганскую экономику помогали многочисленные специалисты из СССР. Во время войны 1979-1989 гг. Москва увеличила объемы финансовой и технической помощи коммунистическому правительству Афганистана.

Афганцы, независимо от своих политических взглядов, за последние 25 лет привыкли к гражданской технике именно советского производства. Другой они по большей части и не видели. Именно этот аргумент использует сегодня Россия, пытаясь отвоевывать афганские контракты у американских компаний, которые после военной операции 2001-го неплохо чувствуют себя на этой территории.

Строительные компании из США уже получили подряды на восстановление афганской инфраструктуры. Россияне пытаются вернуть себе рынок грузовых автомобилей, автобусов (Кабул уже закупил на КамАЗе 1200 автобусов) и транспортных самолетов. Бывшие советские республики, которые граничат с Афганистаном и своевременно сообщили Вашингтону о своей поддержке антитеррористической коалиции, также имеют определенную экономическую выгоду.

Еще в 2001-м транспортные компании этих стран начали соревноваться за право перевозки грузов в Афганистан. Киргизские компании поставляют в соседнюю страну стройматериалы. Узбекская Узводзагранстрой совместно с американской Lemna International разработали проект восстановления ирригационной инфраструктуры Афганистана.

Подбор партнеров со стороны американцев объясняется не только лояльностью Ташкента к Белому дому: узбекская компания имеет техническую документацию на довоенные объекты мелиорации Афганистана, более того — компания активно участвовала в ирригационных работах в этой стране в 60-70-х годах.

Контракты №25 / 2005


Вы здесь:
вверх