логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Государства и нефть Беседовал Сергей КИРИЛОВ - «Контракты» №25 Июнь 2005г.

В конце первой декады июня активизировались дискуссии о нефтяном будущем Украины. Например, 8 июня председатель правления ЗАО «Укртатнефть» Сергей Глушко заявил на пресс-конференции, что поддерживает указ президента о создании ВИНК, и предложил создать компанию на базе Укртатнефти.


председатель правления ЗАО
«Укртатнефть» Сергей Глушко

Несколькими часами позже председатель правления НАК «Нефтегаз Украины» Алексей Ивченко сообщил журналистам, что у него есть четыре варианта создания ВИНК, но какие именно рассказывать не стал. Ивченко только сказал, что предложение Укртатнефти в его «список четырех» не входит.

Но, очевидно, при любом варианте создания ВИНК украинской стороне придется договариваться с татарскими партнерами Укртатнефти. Сергей Глушко сразу же после своей пресс-конференции отбыл в Татарстан и принял участие в работе общего собрания нефтедобывающей компании «Татнефтепром», председателем совета директоров которой он является. После его прибытия в Киев Контракты поинтересовались, что думают татарские партнеры о предложении создать украинскую ВИНК на базе Укртатнефти.

Какие аргументы могут быть в пользу такого варианта?

— Укртатнефть способна переработать 8-12 млн тонн нефти, а проектная мощность составляет до 18 млн тонн в год. У той же Укрнефти добывающих мощностей всего на 3 млн тонн. То есть если ВИНК будет создаваться на базе этой компании, она не сможет обеспечить объемы переработки, и надо будет закупать российскую нефть. Так что Татарстан, который добывает 24-25 млн тонн нефти в год, является для нас очень выгодным партнером.

Согласно российскому законодательству, 30% добытой нефти республика имеет право экспортировать за рубеж — те 8 млн тонн, которые прописаны в межправительственном соглашении. Плюс 3 млн тонн добывающих мощностей Укрнефти. Таким образом, государство, получив контрольный пакет в нашем варианте ВИНК, может реально поставить под свой контроль рынок нефтепродуктов в стране. Кроме того, создание ВИНК приведет к очень серьезной капитализации компании, а следовательно, стоимость ее акций значительно возрастает.

Сотрудничество с Татарстаном имеет еще один существенный плюс: в республике есть много небольших нефтедобывающих компаний. Прикупив их, мы можем увеличить объем добываемой Украиной нефти на миллион тонн. Сейчас эксперты говорят о том, что реально прирастить миллион тонн можно до 2017 года. Однако следуя нашему варианту, это можно было бы сделать уже в ближайшей перспективе.

Замечу также, что Татнефтепром является фактически единственной нефтедобывающей компанией за пределами Украины, на которую наше государство имеет влияние. Ведь 74% акций этой компании были переданы Министерством земельных и имущественных ресурсов Татарстана в уставный фонд Укртатнефти. Татнефтепром добывает около 600 тысяч тонн нефти в год и интенсивно ведет буровые работы: ежегодно разрабатывается порядка 30 новых скважин.

Насколько татарской стороне выгодно такое сотрудничество?

— Представители Татнефти, которая является нашим акционером, заинтересовались этой идеей. Однако их интересуют реальные расчеты и реальные цифры. У них есть и необходимые активы в виде, например, заправок, поэтому они говорят, что с принятием решения о создании ВИНК, будут дополнительно оценивать ситуацию.

Не надо забывать и о том, что Укртатнефть — закрытое акционерное общество и чтобы передавать пакет акций компании в другую структуру (например, в ту же ВИНК), необходимо получить согласие акционеров. Осмелюсь предположить, что татарские акционеры не согласятся передавать акции в ВИНК, если она будет создана не на базе Укртатнефти.

Недавно состоялась встреча президента Украины с президентом Республики Татарстан. Обсуждались ли на этой встрече вопросы, связанные с Укртатнефтью?

— Сегодня у нас есть один незакрытый вопрос, который и попытались решить главы государств. Дело в том, что 18% акций Укртатнефти принадлежат двум компаниям — «Амруз» и «Сигруп». Сейчас их акции контролируются татарской стороной, которая таким образом имеет 57% в Укртатнефти. Это нарушает один из пунктов соглашения, где говорится, что между Украиной и Татарстаном должно быть паритетное распределение акций — 50 на 50.

Президенты на встрече пришли к соглашению, что поставить точку в этом вопросе должен суд. После того, как станет окончательно понятно, кто чем владеет, можно будет решать вопрос о выделении средств на реконструкцию Кременчугского НПЗ.

Кстати, если ВИНК создавать на базе Укртатнефти, то при проведении дополнительной эмиссии эти «проблемные» 18% можно разделить и создать компанию на паритетных условиях, как это было изначально записано в соглашении между Татарстаном и Украиной. При этом контрольный пакет 50%+1 акция мог бы быть сохранен за нашим государством.

В отдельных СМИ появились предположения, что Укртатнефть хочет создать ВИНК за счет группы «Приват»...

— Ни в коем случае! Наши предложения не могут быть направлены против них. Даже если ВИНК будет создаваться на базе нашей компании, группа «Приват» как соучредитель Укрнефти, все равно станет партнером в ВИНК. Если у нас и есть какое-то соперничество, то это соперничество идей (Приват, по сообщениям СМИ, отстаивает вариант создания ВИНК на базе Укрнефти. — Ред.). А какая из них победит, думаю, станет понятно после того, как будет создана комиссия, в которую войдут все заинтересованные стороны, и которая будет обсуждать и разрабатывать перспективы создания ВИНК. Участвуя в ней, мы все должны будем выработать общие правила игры и договориться.

ВИНК может быть создана и эффективна в своей деятельности только, когда три главных игрока — государство, группа «Приват» и Татарстан — смогут найти решение, взаимовыгодное для всех участников рынка.

Контракты №25 / 2005


Вы здесь:
вверх